Библиографическое описание:

Мидова З. М. Актуальные проблемы формирования религиозного сознания: социологические аспекты // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 56-58.

Теологи (специалисты в сфере вероучения) считают, что сознание является сверхъестественной способностью, дарованной человеку "свыше" и являющейся одним из проявлений души, подтверждением существования бога. [2, 75.] На основе религиозного сознания формируется религиозная вера, являющегося основным элементом религиозной идеологии, убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами, основанная на вере в единого Бога, выражающий полное доверие к учениям религии.

Для российского общества, коренным образом преобразующего себя и строящего в труднейших внутренних и внешних условиях новую государственность, вопросы преемственности поколений и вовлечения молодых поколений в этот процесс имеет решающее значение для достижения общественных целей. Эти вопросы имеют свое важное специфическое значение для своеобразных регионов страны. Научно-практическая (государственная и научная) значимость молодежной тематики, прежде всего связана с удельным весом, занимаемом в обществе молодежью. В настоящее время в России проживает 39,6 миллионов молодых граждан – 27 % от общей численности населения страны [1, 36- 39]. При этом молодежь в переживаемом страной переходном периоде оказалась в зоне серьезного социального риска с его тревожными последствиями.

По данным Госкомстата РФ в стране высок уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15 - 24 лет (6,4 %). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллиона молодых людей в год. Криминальная активность молодых правонарушителей в России сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7 %) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения [1, 75.].

В ходе исследования, которое было проведено Центром социологических исследований КБГУ (г. Нальчик), было опрошено шестнадцать тысяч школьников и студентов всех типов образовательных учреждений республики. Учащимся было предложено оценить наиболее важные факторы, способствующие возрождению религиозного сознания среди молодежи.

В первую группу попали учащиеся, получившие религиозное сознание под "сильным" влиянием родителей, старшего поколения родственников и нашедших сами с помощью религии выход из трудных жизненных ситуаций. Исследованием установлено исключительной важности истина – формирование религиозного сознания тех, кому в настоящее время 15-25 лет находится под решающим влиянием двух старших поколений, их родителей и родителей их родителей, связанных с ними родственников. Оба поколения имеют религиозное сознание, лишенное какой-либо ортодоксальности и религиозной экстремальности. Из этого следует, что нашему республиканскому обществу в обозримом будущем нет никакой угрозы возможности массового религиозного экстремизма со стороны подрастающего поколения.

Во вторую группу вошли факторы: поиски высоких и чистых духовных ценностей, признание и использование религиозных норм как универсального культурного механизма регуляции общинной и личностной деятельности (14,48 %), старшие братья, сестры, двоюродные родственники (13,49 %), освоение и знание религиозной литературы (13,04 %), поиск опоры в трудных жизненных ситуациях. [3.112-115.] Эта важная категория молодежи и проблемы, которые она ставит, предрасполагают к серьезным размышлениям. Более способной к духовной деятельности части молодежи, да и подавляющей ее части нужны знания закономерностей становления, функционирования и развития религии, характера и форм ее взаимодействия с другими элементами культуры, ее роли в разрешении сложных проблем индивидуальной и общественной жизни. Предложение нового президента КБР о необходимости введения в учебных заведениях изучения основ религии прямо направлено на разрешение этой проблемы. Введение этого предмета даст молодежи хотя бы минимум необходимых знаний: в области истории мировой религии, философии общества (мировоззренческого осмысления человека и социума, общества, природы и культуры в контексте определенных философских систем), социологии религии, психологии, специфики проявления религиозности в бытовой сфере. И все эти знания должны быть даны молодежи с учетом общественных, национальных, религиозных и нравственных традиции нашего общества, каждого из народов, образующих республику.

В третью группу вошли следующие факторы: страх перед несправедливостью властного окружения, убеждение в том, что божество воздействует на человеческие судьбы (11,95 %) , преподаватели вуза, колледжа, лицея, школы (9,82 %) , служители религии - муллы, священники, раввины и т.д. (9,82 %) . Очевидно, что под властью учащиеся и студенты понимают в данном случае весь обширный круг лиц и организации, который может влиять на сознание и поведение почти полностью зависимых от них молодых людей. Эти институты должны действовать методами объяснения и убеждения и поэтому должны были бы иметь более эффективное воздействие на молодежь. Эту группу проблем должны решать государственные органы, которые, прежде всего, в соответствии с действующим законодательством обязаны строить свою работу и ориентировать педагогов, служителей культов, всю общественность в этом же направлении.

В четвертую группу включены следующие факторы: верующие товарищи, друзья и знакомые (8,99 %), неудовлетворенность окружающей действительностью (8,45 %), религиозная пропаганда радио, телевидения, газет, журналов (4,75 %) [3,118]. Несмотря на незначительную выраженность явления, эти факторы заслуживают внимания общественности и педагогов. В подростковом и в начале юношеского возраста влияние неформального окружения личности имеют мощную силу и победно противостоит влиянию родителей и педагогов. Поэтому неформальные объединения молодежи, несмотря на малочисленность групп, заслуживают пристального внимания со стороны органов и лиц воспитания. Эти группы должны быть своевременно выявлены родителями и педагогами. И затем им всем очень осторожно следует разобраться в сути происходящего в этих групповых встречах молодежи с преобладанием религиозных мотивов. И еще осторожнее надо искать и найти формы и методы проникновения профилактического влияния в эти группы.

Приведенные и иные многочисленные факты свидетельствуют о том, что современная молодежная политика государства в стране и регионах не обеспечивает эффективной социализации (процесса становления личности в ходе воспитания и самовоспитания индивида путем освоения, усвоения и развития общественных норм, ценностей, установок, образцов мышления и поведения, присущих данному обществу, общности, коллективу, группе) молодого поколения. Эффективная разработка и реализация этой политики на региональном и муниципальном уровнях, прежде всего, зависят от наличия объективной и достоверной информации о социальных процессах в молодежной среде, определяющих их социализацию, т.е. формирования социально позитивной, творческой активной, морально и юридически ответственной личности.

Для решения выявленных проблем в стране и в республике за последнее время ведется серьезная работа органами государства. Все должны понимать, что забота о подрастающем поколении – это важнейшая интеллектуальная и материальная инвестиция в наше будущее. И важнейшим результатом этого вклада должно стать формирование у молодого поколения уверенности в завтрашнем дне, в наличии у него перспектив на нормальное будущее и формирование нормальных человеческих отношений в обществе.


Литература:

  1. Апатенко С.Н. Концепция федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006 - 2010 г.г.

  2. Большой Оксфордский толковый социологический словарь, М, 2001

  3. Материалы инновационного социологического исследования социологической службы КБГУ, проведенного в мае 2007 г.

  4. Пчелинцев А., Л. Рагазина. Государство, религия, закон: социологический анализ //Религия и право. 2001. 1.

  5. Мчедлов М.П. Современный верующий //Свободная мысль. 1996. 8.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозного сознания, аспекты массового сознания, Семиотические аспекты массового, формирования религиозного сознания, религиозное сознание, формирование религиозного сознания, возрождению религиозного сознания, основе религиозного сознания, следующие факторы, трудных жизненных, молодого поколения, молодых людей, Исследование формирования сознания, массового религиозного экстремизма, группу проблем должны, информационного общества, вовлечения молодых поколений, помощью религии выход, неформальные объединения молодежи, старшего поколения родственников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle