Библиографическое описание:

Канаева В. И., Верютин С. Е., Козловский С. Н., Разинкина Л. В., Станкевич А. В., Станкевич О. В., Мищенко А. В., Курмаев В. Ж. Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2886/ (дата обращения: 22.02.2018).



На протяжении многих лет одной из самых сложных проблем среди подрастающего поколения является проблема ксенофобии. Наиболее ярким проявлением ксенофобии являются преступные деяния на почве ненависти. Зачастую, чтобы повлиять на столь несправедливый, с точки зрения подрастающего поколения, мир, окружающее их общество, подростки и дети выбирают самый «легкий» и «действенный», по их мнению, способ воздействия — насилие. На сегодняшний день, все больше совершается преступлений ненависти именно в подростковой и детской среде. Данный фактор позволяет прийти к выводу о необходимости усиленной работы по профилактике экстремизма и ксенофобии в детских и подростковых сообществах. Приверженность к крайним действиям и взглядам, которые свойственны подрастающему поколению, порождает пренебрежение к действующим нормам и правилам поведения, вырабатывая враждебное отношение к окружающим, кто не вписывается в понятие «свои».

Понятие «ксенофобия» раскрывается двумя составляющими: «ксенос» — чужой, необычный и «фобос» — страх, следовательно, ксенофобия является негативным отношением субъекта к представителям определенных человеческих общностей, которые являются «не нашими». Страх перед «чужаками» проявляется в соответствующих установках субъекта, навязанных ему предубеждениях и предрассудках, социальных стереотипах. Немаловажную роль играет и мировоззрение субъекта, которое выражается в агрессивном поведении детей и молодежи по отношению к «чужим», на основании враждебных установок.

Подрастающее поколение зачастую отождествляет ксенофобию с национализмом, не стараясь разобраться в различиях этих понятий, не осознавая тот факт, что представители националистических взглядов далеко не всегда испытывают негатив к представителям других наций, этносов. В тоже время, лица подверженные ксенофобии, называя свои взгляды «национализмом», стараются добиться большей привлекательности для своих поступков, при этом конкретные проявления ксенофобии имеют яркие пересечения и границы с таким понятием как шовинизм.

Имея существенные различия, неразрывную связь ксенофобия имеет и с экстремизмом. Обычно, под ксенофобией понимаются проявление нетерпимости по отношению к общностям, которые усматриваются массовым сознанием как «чужие». Само понятие «ксенофобия» указывает на страх, настороженное и недоброжелательное отношение к «чужим». Одним из частных проявлений ксенофобии есть этнофобия, заключающаяся в страхах, направленных не только против определенных этнических общностей, но и против слабо разграниченного в массовом сознании сочетания «чужих» народов, таких как «южане», «кавказцы» и т. п.

Ксенофобия является одной из основных черт массового сознания, носящей, как правило, стихийный характер даже в тех случаях, когда ее развитие происходит вследствие целевого информационно-пропагандистского усилия, тогда как экстремизм представляет собой оформленную идеологию и целенаправленную деятельность организованных групп, в редких случаях отдельных лиц. Ксенофобия является центральным источником экстремизма в следующих отношениях: носители ксенофобии формируются в экстремистские организации; стереотипы ксенофобии являются «материалом» для экстремистских идей. Исходя из того, что массовые стереотипы ксенофобии, обладая внутренней инерцией способны существовать длительное время даже без пропагандистского воздействия, именно ксенофобия является огромным препятствием в противодействии экстремизму.

Проявление различных видов ксенофобии имеет разную интенсивность, варьируя от подозрений до ярко выраженных страхов и от легкой степени неприязни до жгучей ненависти. На личностном уровне предпосылками к развитию ксенофобии могут выступать любые изменения социального статуса, что наиболее яркое выражение находит в детской и подростковой среде, при появлении нового индивида. При несоответствии между притязаниями индивида и возможностями их реализации может возрастать агрессия по отношению к окружающим, так как неудовлетворенность собственным положением приводит к поиску виновника, чаще всего им становится представитель другой группы, нации, религии и т. п. В данных условиях возникает так называемый «кризис идентичности», связанный с самоопределением детской или подростковой личности. Желание преодолеть данный кризис вызывает ряд следствий, которые способны выступать предпосылками детского и подросткового экстремизма, вызывая рост проявления ксенофобий, которые также могут возникать вследствие самоутверждения на основе негативизма. В результате исследований социологи выделяют две противоположные разновидности такого самоутверждения. В первом случае, негативизм проявляется к личностям, которые оцениваются подростками как стоящими ниже «нас», во втором случае, негативизм выражен по отношению к лицам, к которым подростки испытывают обиду, ущемленность или соперничество. В настоящее время социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания почти всех этнических общностей России, что, несомненно, влияет на рост ксенофобии у подрастающего поколения. Факторы возникновения ксенофобии в детской и молодежной среде условно можно разделит на несколько категорий: личностные, групповые и социально-экономические. Данные факторы способны оказывать влияние друг на друга и взаимодействовать между собой. Среди личностных факторов наиболее выраженными являются индивидуально-психологические особенности, собственные представления и установки, а также эмоциональные особенности личностного развития в определенном возрасте. К групповым, стоит отнести следующие факторы: предупреждения родителей и их авторитетное влияние на формирование детских и подростковых установок; взгляды и убеждения общности сверстников, включая воздействие лидеров референтной группы. Социально-экономические факторы включают в себя особенности экономической структуры общества, развитие безработицы в стране, стрессовые ситуации в результате общественной модернизации. На социально-экономическом уровне рост ксенофобии в молодежной среде объясняется следствием преобразования современного общества, а также проявлениями экономического кризиса. В ходе данных процессов происходит снижение культурного и образовательного резерва, нарушается преемственность ценностно-нравственных установок между поколениями, снижается уровень гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, в условиях экономического кризиса и социальной неопределенности возрастает криминализация в молодежной и детской среде.

Социально-экономический подход, с точки зрения которого объясняется ксенофобия в детской и молодежной среде достаточно узок и не может в полной мере раскрыт истинных причин такого поведения у детей и подростков. Тяга к решению собственных проблем при помощи насилия возникает в молодежной среде не только под воздействием внешних факторов, но и напрямую зависит от психоэмоциональных особенностей индивида и его моральных принципов. Исследования ксенофобии в молодежной среде, пути и причины ее формирования необходимы для подготовки эффективных мер по профилактике насильственного поведения среди подрастающего поколения.

Профилактические меры по борьбе с ксенофобией должны быть ориентированы на устранение причин и факторов, вызывающих ее формирование на различных уровнях: личностном, групповом и социально-экономическом. Роль социально-экономического уровня профилактики ксенофобии нельзя переоценить, так как именно он помогает молодежи в становлении социально значимых установок, формирования мировоззрения, правового поведения, чувства экономической защищенности, перспективности жизненных планов.

Решение задач по профилактике ксенофобии на данном уровне заключается в сфере социальной и экономической политики государства, эффективность которой напрямую зависит от согласованности действий на всех уровнях.

Среди основных мероприятий по профилактике ксенофобии в детской и молодежной среде, в зависимости от сферы их проведения, можно выделить следующие:

  1. Экономическая сфера: развитие экономической привлекательности региона, что, несомненно, приведет к повышению уровня жизни.
  2. Социальная сфера: содействие незащищенным и малообеспеченным слоям населения; снижение социального напряжения в регионе; разработка и реализация мероприятий по повышению семейных духовно-ценностных ориентаций, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения; улучшение психологического микроклимата.
  3. Политическая сфера: осуществление методического политического курса государства, направленного на взаимодействие представителей различных этнических групп, национальностей и религий; последовательной политики по улучшению социально-экономической обстановки.
  4. Образовательная сфера: внедрение в образовательный процесс образовательных программ, способствующих формированию у детей и подростков правовых норм поведения; введение в образовательных учреждениях тематических курсов, способствующих формированию и развитию у подрастающего поколения понимания, что стабильность развития общества в многонациональной стране достигается путем толерантности при наличии многокультурности, поликонфессиональности.
  5. Сфера культуры: регулярное проведение конференций, конкурсов и олимпиад, способствующих воспитанию уважительного отношения к другим национальностям и конфессиям; организация и проведение выставочных мероприятий, способных демонстрировать достижения труда и творческой деятельности, созданных представителями различных национальностей; регулярное проведение национальных праздников, способствующих снижению и разрушению негативных стереотипов в отношении представителей данной нации, этноса или общности.
  6. Информационная сфера: популяризация ценностных ориентаций гражданского общества, идеалов законности, добра и справедливости при помощи средств массовой информации; информационная работа по разрушению негативных стереотипов о «чужих» национальностях, этносах, религиях; препятствование распространению информации, пропагандирующей ксенофобию и экстремизм; регулярное освещение благоприятного опыта межнациональной дружбы.

Работа по профилактике ксенофобии и преступлений ненависти в детской и молодежной среде должна вестись и рассматриваться как один из основных элементов деятельности образовательных учреждений по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.

Исходя из вышеизложенного можно вывести общие рекомендации по профилактике ксенофобии:

  1. профилактические мероприятия по искоренению ксенофобии в детской и молодежной среде следует отнести к числу приоритетов на всех уровнях формирования молодежной политики, стимулируя развитие инновационных методов в сфере противостояния ксенофобии;
  2. следует проводить постоянный мониторинг положения с ксенофобией и нетерпимостью в детской молодежной среде, учитывая полученные данные при проведении профилактической деятельности;
  3. оказывать содействие диалогу и совместно проводимым действиям различных этнических, религиозных и культурных сообществ в борьбе с ксенофобией, используя внутренний резерв доброжелательных молодежных субкультур.

Литература:

  1. Абдулатипов Р. Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, № 2 с.74.
  2. Кельберг А. А. Ксенофобия как социально-психологический феномен // Вестник СПбГУ. 1996. Сер. 6. Вып. 2. № 13.
  3. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации: Методические рекомендации для работников правоохранительных органов. М., 2003.
  4. Третьякова Е. Н. Аксиологический аспект культурного развития молодежи России /Е. Г. Бессонов, Е. Н. Третьякова //Актуальные вопросы культурологии, философии, социологии и политологии (социально-гуманитарные знания в Аграрном университете). К 15-летию кафедры педагогики и культуры: Сб. науч. ст. — СПб.: СПбГАУ, 2008. — С. 16–27 (0,9 п. л
  5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
  6. Хлебушкин А. Г. Некоторые проблемные аспекты противодействия экстремистской деятельности [Электронный ресурс] // http:/sartraccc.sgap.ru 42. Dr. Peter T. Coleman and Dr. Andrea Bartoli/ Addressing Extremism
Основные термины (генерируются автоматически): молодежной среде, профилактике ксенофобии, рост ксенофобии, стереотипы ксенофобии, Профилактика ксенофобии, проблема ксенофобии, ярким проявлением ксенофобии, конкретные проявления ксенофобии, массовые стереотипы ксенофобии, лица подверженные ксенофобии, частных проявлений ксенофобии, Факторы возникновения ксенофобии, различных видов ксенофобии, носители ксенофобии, уровне рост ксенофобии, развитию ксенофобии, уровня профилактики ксенофобии, сфере противостояния ксенофобии, Исследования ксенофобии, Психолингвистическая экспертиза ксенофобии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос