Библиографическое описание:

Грозных П. А. Музыкальное образование ребенка в семье // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 108-110.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе в целом. Семья является тем зеркалом, в котором отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Какую же роль музыка играет в воспитании детей? Как доказано многими учеными психологами музыкальное воспитание детей влияет не только на умственное развитие, но и на их формирование мировоззрения [3].Очень важно, чтобы любовь к музыке и знание ее основ была и у родителей, таким образом, пример в музыкальном воспитании детей будет идти от самых близких людей, а это очень важно. Музыкальное воспитание детей – это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода развития ребенка, что формирует его культурный и интеллектуальный уровень. Психологи всего мира считают универсальным способом повышения интеллекта регулярные занятия музыкой. Исследования последних лет показывают, что музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга. Занятия музыкой развивают пространственное мышление у ребёнка, а также активно развивают математические и лингвистические способности. Выдающийся физиолог В.М.Бехтерев подчёркивал, что музыка оказывает активное влияние и на процессы физического совершенствования ребёнка [2].

Ученые утверждают, что наибольшую способность понимать и переживать музыку разных жанров, обнаруживают обычно те, кто с детства окружен ею, участвует в бытовом музицировании, любительском исполнении и слушании музыки (А.Н. Сохор). Современные концепции музыкального воспитания, общего и дополнительного музыкального образования базируются на гуманистических идеях признания права каждого ребенка заниматься музыкой «для себя» или с отдаленной перспективой профессионального самоопределения, развивающего воздействия педагогически целесообразной музыкальной среды, учета интересов и потребностей ребенка при выборе содержания и способов получения музыкального образования. Успешность реализации данных идей в массовой педагогической практике определяется, во-первых, позицией семьи, перед которой ставятся задачи своевременного определения в сфере основного и дополнительного музыкального образования ребенка, во-вторых, умением педагога организовать процесс взаимодействия участников музыкально-образовательного процесса с учетом условий воспитания ребенка в конкретных семьях. Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено» [1].

Для того, чтобы развить творческое начало, заложенное в каждом ребёнке, занятиям необходимо придавать разноплановый характер. Деятельность маленького ребёнка синкретична, так как предметы окружающего мира для него ещё полифункциональны и многовариантны. Именно поэтому ему необходимы такие методики обучения, в которых занятия сочетаются с игрой, танцем, когда ребёнок вместе с родителем или педагогом двигается, поёт, импровизирует. Маленькому ребёнку необходимо, чтобы музыка была «зримой» и в буквальном и переносном смысле слова. Дети должны чувствовать музыку на языке пластики, в мышечно-двигательных ощущениях. Учитывая физиологию детей раннего возраста и их высокую двигательную активность – основной вид деятельности в раннем возрасте – это игра. В мировой практике стало общепринятым начинать развитие маленького ребёнка на основе детских игр, которые практически и психологически готовят ребёнка к самостоятельному творчеству. Игровая деятельность обладает огромным потенциалом: активизирует мыслительные процессы, развивает детский интеллект, расширяет сенсорную сферу ребёнка. В народных играх очень часто необходимо проявить творческую фантазию, уметь войти в определённый образ, проявить мгновенную реакцию, связанную с изменением игровой ситуации, проявить сообразительность и ловкость. В игровой ситуации ребёнок учится выстраивать свои взаимоотношения с партнёром, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, быстро принимать решения, проявлять инициативу, игровые формы вызывают у него желание экспериментировать. В игре ребёнок знакомится также и с культурными традициями и обычаями своего народа, приобретая, таким образом, качества, необходимые ему в будущей жизни.

Лучший материал для занятий с маленькими детьми – детский фольклор. Народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки – это не просто развлечение для ребёнка – в этих жанрах – веками накопленная народная мудрость, такой материал оказывает огромное психоэмоциональное воздействие на ребёнка и во многом определяет способность малыша к дальнейшему обучению. Детский фольклор – удивительный универсальный развивающий материал, не только не утративший своей актуальности за многовековую практику, но и предоставляющий возможности эффективного комплексного решения проблем физического, социального, нравственного становления ребёнка. Это целостная объёмная педагогическая система, основанная на нерасторжимой связи пользы и красоты, учения и развлечения, личного и коллективного. Кроме того, произведения детского фольклора хранят в себе национальный музыкально-генетический интонационный код, определяющий речевое интонирование и влияющий на формирование психофизиологического благополучия ребёнка.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк». Приобщение к музыке, по мнению К.Орфа, должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда «элементарное музицирование» – состоящее из элементов). Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятия является не столько развитие техники игры на орф-инструментах, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности («для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)» [4].

Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:

·                     для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования;

·                     система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;

·                     «элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.

·                     создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и родителей и педагогов.

Прогрессивные идеи К.Орфа:

·                     всеобщее музыкально-творческое развитие;

·                     детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

·                     связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

Условиями успешной реализации в воспитании ребенка музыкально-образовательного направления являются: единство позиции ребенка и взрослых членов семьи в отношении музыкального искусства и музыкального образования, адекватность оценки уровня музыкальной одаренности ребенка, баланс желаемого и реального образов ребенка; учет музыкально-образовательных потребностей ребенка и семьи со стороны образовательного учреждения, наличие психологического контакта между участниками музыкально-образовательного процесса, единство требований.

 

Литература:

1.                  Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

2.                  Матвеева Л.В. Отечественные традиции семейного воспитания и музыкальное образование детей: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург , 2006.

3.                  Петрушин В.И. Музыкальная психология.– М., 1997.

4.                  Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. – М., Астрель, 2000г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle