Структура механизма финансирования системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 13.05.2018

Статья просмотрена: 2703 раза

Библиографическое описание:

Васильева, В. Г. Структура механизма финансирования системы образования / В. Г. Васильева, Н. Э. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50270/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье анализируется понятие финансового механизма системы образования. Функционирование системы образования напрямую зависит от эффективности финансового механизма. Финансовый механизм в системе образования представлен в виде совокупности механизмов функционирования отдельных его звеньев. Система целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов образовательных учреждений является финансовым механизмом системы образования. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

Ключевые слова: финансовый механизм, образовательные учреждения, система образования, финансирование образования, нормативы финансирования, федеральный бюджет, дополнительные образовательные услуги, муниципальные учреждения.

Образование в любой современной стране является одним из основополагающих способов выявления и устранения наиболее значимых проблем как общества в целом, так и конкретно взятых индивидов.

Цель исследования — проанализировать структуру механизма финансирования системы образования в РФ.

Для каждого отдельно взятого государства направление образовательной системы задается такими факторами, как политический, социально-экономический строй. Помимо вышеупомянутых, к факторам определения характера системы образования страны относятся также культурно-исторические и национальные специфики того или иного государства. Государственная политика в сфере образования обусловлена образовательной потребностью населения страны. Одними из основных целей госполитики в данной области являются создание всех необходимых средств и условий для осуществления обществом прав на получение высоко качественного образования.

На данный момент образование, в его существенной, значимой и неотчуждаемой связью с наукой, является наиболее монументальным движущим фактором для стабильного и устойчивого экономического роста, развития производительности, действенности и конкурентности народного хозяйства, ведь благодаря этому образование является одним из наиболее главных факторов безопасности государства и благосостояния страны [3].

Действие и развитие образовательной системы напрямую зависит от действенности финансового механизма. Для системы образования финансовый механизм выражен посредством совокупности механизмов функционирования отдельных его звеньев:

1 Бюджетный механизм, функционирование которого определяется как количественными, так и качественными параметрами. Количественный параметр бюджетного механизма выражен объемом финансовых ресурсов, которые мобилизуются и используются бюджетной системой для выполнения целей и задач, очерченных бюджетной политикой. Качественный параметр отражает способы накопления и реализации финансовых ресурсов с использованием бюджетных инструментов для исполнения количественных параметров. Организационное строение бюджетного механизма имеет трехуровневую структуру. Первый (определяющем) уровень представлен методами бюджетного механизма. Второй же уровень выражен бюджетными инструментами, которые в свою очередь обеспечивают функционирование бюджетной системы. Действие третьего уровня заключается в применении различного рода рычагов бюджетного механизма.

2 Для предприятий механизм действия финансов функционирует в разнообразных областях и частях финансовых отношений. Исходя из этого можно выделить звенья финансового механизма. Ими будут являться следующие:

‒ финансовый механизм коммерческих предприятий;

‒ финансовый механизм некоммерческих организаций и учреждений;

‒ механизм функционирования государственных финансов.

3 Механизм функционирования местных финансов. Местные финансы необходимы для того, чтоб каждая административно-территориальных имела свою относительную финансовую автономию.

4 Механизм функционирования финансового рынка обеспечивает баланс, достижение которого возможно при помощи взаимодействия отдельных составных звеньев. Зачастую, данный баланс обеспечивается саморегулированием финансового рынка и отчасти — за счет госрегулирования. Несмотря на это, практическое достижение равновесие случается достаточно редко, а если такого баланса удалось достичь, то в краткосрочной перспективе [5].

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ задействованы в процессе финансирования образования России. Полномочия в сфере образования полномочия поделены между различными уровнями госвласти и органами местного самоуправления. Под механизмом многоканального финансирования понимаются программы и государственные, а также муниципальные задания. Многоканальное финансирование появляется, не только за счет бюджетных средств разного уровня, но и на основании средств дополнительных внебюджетных источников. Сюда относятся:

‒ платные образовательные услуги;

‒ средства от использования имущества;

‒ дополнительные образовательные услуги;

‒ предпринимательская деятельность;

‒ благотворительности.

На сегодняшний день Федеральным законом «Об образовании в РФ» приняты следующие уровни образования [2]:

Рис. 1. Уровни образования в РФ

Одним из главных законодательных актов, устанавливающим источники финансирования образовательных учреждений — закон РФ «Об образовании» [2], согласно которому финансирование образовательных организаций осуществляется на основании государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, которые определяются в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательной организации.

Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств [4].

При оказании платных образовательных услуг следует иметь ввиду, что они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет [6].

Исходя из всего вышесказанного, в виду малого количества финансовых ресурсов в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований государство недостаточно исполняет экономическую функцию в части финансирования образовательных организаций, что ведет к росту платных услуг в области образования. В виду недостаточных доходов населения, особенно в сельской местности, не все родители могут позволить себе оплатить обучение своих детей, отвечающее современным требованиям, а это уже и нарушение ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [1].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. [по состоянию на 7 мая 2018: принята всенародным голосованием 12.12.1993]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: [ред. от 02.03.2016 г.]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  3. Гейко, К. Э. Финансовый механизм системы образования: современное состояние и перспективы развития / К. Э. Гейко, О. С. Хоршева, О. И. Карепина // Новая наука: от идеи к результату. — 2016. — № 12–1. — С. 80–84.
  4. Гриневич, И. М. Правовое регулирование современного российского образования // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 314–316.
  5. Капцова, В. С. Финансовый механизм системы образования: современное состояние и развитие // Материалы VIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — 2016. — С. 123–129.
  6. Левченко, Е. В. Дополнительные источники финансирования в сфере образования / Е. В. Левченко, А. С. Колмыкова // Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета «Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение». — 2017. — С. 632–637.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый механизм, бюджетный механизм, РФ, Механизм функционирования, образование, система образования, бюджетная система, многоканальное финансирование, образовательная система, финансовый рынок.


Похожие статьи

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

Совершенствование управления финансами образовательной... Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования — тип образовательной организации. Основным источником финансирования среднего...

Модели финансовой системы Российской Федерации

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с бюджетной системой. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в финансовую систему РФ были включены бюджетная система...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

Финансовый механизм в системе управления финансами

В статье рассматривается сущность финансового механизма, его функции. Ключевые слова:финансовый механизм, управление финансами, финансовые методы. В настоящее время общество для управления финансовыми отношениями используют различные...

Проблема финансирования образовательных учреждений...

Основной причиной считают недостаточное финансирования системы образования, однако за последние годы можно наблюдать последовательное увеличение государственных расходов на образование (см. Таблица 1)

Финансирование системы высшего профессионального...

Структура механизма финансирования системы образования. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ задействованы в процессе финансирования образования России.

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы...

бюджетная система, РФ, местное самоуправление, Бюджетный кодекс РФ, государственная власть, принцип, принцип единства, Российская Федерация, Бюджетный кодекс, бюджетное законодательство.

Новые подходы к формированию финансовых ресурсов...

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Управление образовательной организацией на основе...

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

В статье рассмотрены особенности функционирования бюджетной системы РФ, а также возможность её реформирования по опыту ФРГ. Ключевые слова: бюджетная система, налоги, реформирование, социально-экономическое развитие.

Похожие статьи

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

Совершенствование управления финансами образовательной... Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования — тип образовательной организации. Основным источником финансирования среднего...

Модели финансовой системы Российской Федерации

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с бюджетной системой. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в финансовую систему РФ были включены бюджетная система...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

Финансовый механизм в системе управления финансами

В статье рассматривается сущность финансового механизма, его функции. Ключевые слова:финансовый механизм, управление финансами, финансовые методы. В настоящее время общество для управления финансовыми отношениями используют различные...

Проблема финансирования образовательных учреждений...

Основной причиной считают недостаточное финансирования системы образования, однако за последние годы можно наблюдать последовательное увеличение государственных расходов на образование (см. Таблица 1)

Финансирование системы высшего профессионального...

Структура механизма финансирования системы образования. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ задействованы в процессе финансирования образования России.

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы...

бюджетная система, РФ, местное самоуправление, Бюджетный кодекс РФ, государственная власть, принцип, принцип единства, Российская Федерация, Бюджетный кодекс, бюджетное законодательство.

Новые подходы к формированию финансовых ресурсов...

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Управление образовательной организацией на основе...

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

В статье рассмотрены особенности функционирования бюджетной системы РФ, а также возможность её реформирования по опыту ФРГ. Ключевые слова: бюджетная система, налоги, реформирование, социально-экономическое развитие.

Задать вопрос