Проблемы загруженности дорожного каркаса центра Пензы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 21.12.2017

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Егорев, Е. С. Проблемы загруженности дорожного каркаса центра Пензы / Е. С. Егорев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 312-315. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47295/ (дата обращения: 06.05.2024).



Современная Пенза — довольно крупный город с развитой инфраструктурой. Центр города, как и в других городах, является местом сосредоточения основных и крупнейших бизнес-центров. Однако для населения в 520 тысяч человек нагрузка на транспортные сети города соизмерима с многими более крупными городами России. Пробки и нехватка парковочных мест становятся все более очевидной проблемой города, угнетая обстановку на улицах. Так в чем же причина? Что привело к «тупику» в развитии транспортной системы города? Почему изменение ситуации потребует колоссальных затрат?

Методика исследований включает натурные обследования городской среды с фотофиксацией дорог, транспортных развязок и парковок, анализ статистических данных, изучение истории застройки центра Пензы, диалоги с экспертами, принимающими непосредственное участие в развитии города.

Исследование показало, что в данном вопросе не все так просто, как кажется на первый взгляд. В поисках опорной точки для начала изучения проблемы был сделан вывод, что начинать нужно с истории города. Разобраться, как, почему и для кого формировались улицы Пензы. С даты образования города (1663 год), до появления первого генерального плана прошло более 120 лет, на протяжении которых не было конкретной структуры строительства и транспортных путей. Первый генплан города появился только в 1785 году и этот фактор оказал немалое влияние на рассматриваемую проблему. Согласно этому генеральному плану, улицы отныне должны быть прямолинейны, а общий облик города формировал Кафедральный собор на Соборной площади. Известные события 1861 года привели к расширению города на север и запад. К концу 20 века очертания карты города были схожи с известными нам на сегодняшний день. [1] На данном месте решения поставленной задачи следует обозначить границы изучаемой территории, а именно центра Пензы, который образуется улицами Тамбовская и Красная с юга, Бакунина и Кирова с севера, Ключевского и Пушкина с запада, а также западным берегом Суры с востока. С приходом советской власти ситуация кардинально изменилась: улицы требовали изменений, именно в этот период в связи с популяризацией личного транспорта необходимо было поставить дорожный вопрос ребром! Именно на этом этапе нужно было расширять улицы и добавлять парковочных площадок. Однако понять отсутствие реализации таких идей тоже можно: неужели кто-то догадывался, что в недалеком будущем количество машин увеличится в разы, да так, что в каждой семье их будет до нескольких. Данная проблема «подкралась и резко ударила» именно в 90-х годах прошлого века, после распада союза, когда у населения стали «развязаны руки». И здесь важным я считаю сделать акцент на двух взаимодополняющих проблемах. Во-первых, это количество ввозимого из-за рубежа транспорта. Из-за отсутствия серьёзных преград в виде различных таможенных пошлин для ввоза авто, их безлимитно много пригоняли как с запада, так и с востока. То, что там считалось отработавшим свое, у нас вполне сходило за почти новое, и обретало вторую жизнь. И вместо того, чтобы предпринимать меры, о которых я говорил чуть раньше, тут как тут появилась вторая проблема: хаотичная застройка всевозможными объектами. То есть и без того насыщенный город отдавал последние клочки земли под различного рода здания, имевшие за собой одну цель — приносить прибыль владельцу.

Рис. 1–2. Бизнес-центр по улице Революционная 71 и его закрытый подземный паркинг

О том, какой вред это нанесло архитектурному облику города, можно говорить довольно много, однако сейчас это будет отступлением от поставленных передо мною вопросов. Взгляните на рисунки 1 и 2. Огромнейший по меркам Пензы бизнес-центр «Плаза», расположенный в самом сердце города, занимает достаточно маленький участок земли. И даже несмотря на этот факт, руководство за несколько лет работы объекта так и не открыло подземный паркинг. Не факт, что и он смог бы вместить всех желающих, а без этой стоянки ситуация крайне напряженная. Автовладельцы забивают автомобилями все близлежащие территории, в разрешенных и запрещенных местах, создавая помехи как проезжающему транспорту, так и местным жителям. Итак, какова же статистика в цифрах, исключая размышления, возможно именно цифры заставят ужаснуться и задуматься? Ежегодно на дорогах количество автовладельцев увеличивается более чем на 11 тысяч человек. Случается, что на одного человека зарегистрировано несколько транспортных средств. [2] Учитывая, что население города более 500 тысяч человек, ежегодно водителями становятся 2 % жителей. Казалось бы, звучит несерьезно — но это не так! Если не начать менять ситуацию прямо сейчас, то в будущем, когда проблема станет глобальной — решения может попросту не оказаться! Был проведён небольшой опрос среди 100 жителей нашего города, узнав их отношения по данной проблеме. Всего было поставлено 4 вопроса, таких как: достаточно ли в центре Пензы парковок?; большие ли пробки в центре в час пик?; как много времени нужно, чтобы добраться от авто до нужного объекта? и как улучшить транспортную ситуацию в центре? Ниже представлены результаты опроса:

Рис. 3–6. Результаты опроса

Были заданы вопросы разным категориям граждан, с личным авто и без, что, естественно, повлияло на результаты опроса. Большинство пользователей общественного транспорта пока что не видят в нашем городе никаких проблем, однако большинство все же считает иначе. Как количество парковок влияет на загруженность дороги, спросите вы меня? Во-первых, люди «нарезают» круги в поисках свободного места, что создает дополнительную нагрузку, во-вторых многие ставят авто вдоль дороги в крайней полосе, иногда вопреки знакам, что также уменьшает пропускную способность в разы. Почему они должны быть бесплатными? Потому что жители провинциального города не готовы пока что платить за остановку авто, так что существующие платные паркинги не пользуются у нас особым спросом. Неудобное расположение существующих стоянок — еще один фактор, хоть и не особо влияющий на загруженность, однако сильно снижающий удобство жителей и гостей центра Пензы. Я, проживая в центре, вижу: в его пределах все местные жители ходят пешком! Что это означает? То, что центр загружают, приезжая из других районов, или же проезжая из одного район в другой. Из этого следует, что проблемы две, и они совершенно разные. Первая — сосредоточенность инфраструктуры в центральном районе. Магазинам и другим развлекательным центрам следует равномерно распределяться по всему городу, не создавая скопление в его центральной части! Вторая проблема — отсутствие дороги вокруг города по принципу МКАДа в Москве или КАДа в Санкт-Петербуге. Подобную схему движения можно встретить в Саранске, и это действительно работает — в центре легко передвигаться и парковаться в любое время дня и недели! [3]

Рис. 7. Движение транспорта по улице Володарского в выходной день

Рисунок 7 наглядно показывает эталонную загруженность дорог в центре Пензы, к которой нужно стремиться. К сожалению, пока что такое свободное и комфортное движение возможно только в выходные дни.

Влияние на формирование транспортной системы Пензы оказывают транспортные потоки владельцев садовых и дачных участков, следующие транзитно через центральную часть города. Обследование показало, что 70 % семей, проживающих в многоквартирных домах, имеют загородные вторые жилища — садовые и дачные дома с приусадебными участками [4; 5]. Около 36 % дачников при поездках за город вынуждены следовать через центр города в силу расположения основного места жительства и загородной дачи по разные стороны от центра. Уровень автомобилизации среди владельцев вторых жилищ составляет 330 автомобилей на 1000 жителей, т. е. в среднем каждая семья имеет автомобиль. Массовый выезд горожан во вторые жилища наблюдается в летнее время в субботние и воскресные дни: с 6 до 11 часов автомобилепотоки направляются из города ко вторым жилищам, с 16 до 21 часа — в обратном направлении [6]. С учетом приведенных данных рассчитана интенсивность транзитных транспортных потоков через центральную часть Пензы: от 220 до 410 автомобилей в час.

Транспортный каркас центра Пензы имеет свои изъяны, что в свою очередь создает определенные трудности горожанам. Исправить ситуацию локально невозможно, это осуществимо только в совокупности с глобальным изучением процессов и тенденций в городе. Иной взгляд на происходящее, поиски нестандартных градостроительных решений — вот ключ к комфорту горожан.

Литература:

  1. Шукин. Губернский город Пенза на рубеже 19–20 веков. 2001 г.
  2. http://global58.ru/news/id/3682
  3. http://nesiditsa.ru/city/saransk
  4. Зиятдинов З. З. Градостроительные проблемы развития второго жилища // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 1. С. 25–27.
  5. Зиятдинов З. З. Определение понятия «второе жилище» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 1. С. 51–55.
  6. Зиятдинов З. З. Влияние второго жилища на формирование транспортных систем // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 2. С. 46–53.
Основные термины (генерируются автоматически): город, проблема, результат опроса, генеральный план, житель, улица, центр, центр города, центр Пензы.


Похожие статьи

Исследование исторического центра г. Пензы в границах улиц...

Постепенно, в течении более чем 100 лет, Пенза превращалась в гражданский город, и в 1785 году появился первый генеральный план Пензы. В нем предусматривались прямолинейные улицы и строгое сословное разделение жителей.

Социально-архитектурное исследование значимости образа...

На примере города Пензы — конкретные бассейны, расположенные в разных районах города: Арбеково, Центр, Южная Поляна, Ахуны.

После определения выборочной совокупности и составления анкетного листа был составлен интернет опросник.

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

Статья посвящена исследованию архитектурного облика исторического центра города Пензы. В архитектуре присутствуют такие стили как классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм, хай–тек, но не все стили характерны для провинциальных городов...

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного...

Генеральный план города, как документ территориального планирования, является той

На что сегодня обращает внимание житель города, наблюдая градостроительные изменения в

В результате центр города, находящийся на государственной охране как памятник...

Благоустройство и озеленение территории скверов в Пензе

Проблема озеленения рекреационных зон города — одна из наиболее важных проблем

на городских улицах и площадях. 60–75.

В голосовании выбора территории благоустройства и озеленения города Пензы учувствовали не только граждане Пензы, но и жители...

Ландшафтно-архитектурное планирование и озеленение городских...

Вопросы городского зеленого строительства рассматриваются в генеральном плане города.

Новые требования в освещении городских улиц. Как избавиться от пробок в Москве: разгрузка и озеленение центра.

Влияние факторов местоположения на стоимость недвижимости

Вид из окон (двор, улица, панорама).

Макрофакторы — это близость объекта недвижимости к крупным городским центрам, а микрофакторы — это его непосредственное окружение.

Макрофакторы определяют, в какой части города существуют наилучшие долгосрочные...

Городское планирование как система организации устойчивого...

В центре деятельности городского планирования стоит проблематика организации территориального пространства, т. е. создание

Иногда область городского планирования рассматривают как мероприятие, позволяющее решать многие важные проблемы городов и...

Похожие статьи

Исследование исторического центра г. Пензы в границах улиц...

Постепенно, в течении более чем 100 лет, Пенза превращалась в гражданский город, и в 1785 году появился первый генеральный план Пензы. В нем предусматривались прямолинейные улицы и строгое сословное разделение жителей.

Социально-архитектурное исследование значимости образа...

На примере города Пензы — конкретные бассейны, расположенные в разных районах города: Арбеково, Центр, Южная Поляна, Ахуны.

После определения выборочной совокупности и составления анкетного листа был составлен интернет опросник.

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

Статья посвящена исследованию архитектурного облика исторического центра города Пензы. В архитектуре присутствуют такие стили как классицизм, барокко, рококо, русский стиль, конструктивизм, хай–тек, но не все стили характерны для провинциальных городов...

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного...

Генеральный план города, как документ территориального планирования, является той

На что сегодня обращает внимание житель города, наблюдая градостроительные изменения в

В результате центр города, находящийся на государственной охране как памятник...

Благоустройство и озеленение территории скверов в Пензе

Проблема озеленения рекреационных зон города — одна из наиболее важных проблем

на городских улицах и площадях. 60–75.

В голосовании выбора территории благоустройства и озеленения города Пензы учувствовали не только граждане Пензы, но и жители...

Ландшафтно-архитектурное планирование и озеленение городских...

Вопросы городского зеленого строительства рассматриваются в генеральном плане города.

Новые требования в освещении городских улиц. Как избавиться от пробок в Москве: разгрузка и озеленение центра.

Влияние факторов местоположения на стоимость недвижимости

Вид из окон (двор, улица, панорама).

Макрофакторы — это близость объекта недвижимости к крупным городским центрам, а микрофакторы — это его непосредственное окружение.

Макрофакторы определяют, в какой части города существуют наилучшие долгосрочные...

Городское планирование как система организации устойчивого...

В центре деятельности городского планирования стоит проблематика организации территориального пространства, т. е. создание

Иногда область городского планирования рассматривают как мероприятие, позволяющее решать многие важные проблемы городов и...

Задать вопрос