Библиографическое описание:

Бахаева Т. Н. Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 305-308.

Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют подготовки компетентных специалистов, отвечающих требованиям современности, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства.         

Основными побудительными силами познавательной активности будущих специалистов являются следующие: природная любознательность, удовольствие от процесса познания и его результатов, практическая деятельность людей, их нужды и потребности, заставляющие искать пути и средства решения насущных задач, возникающих в ходе развития и совершенствования. Познавательная активность формируется, проявляется и влияет на качество познавательной деятельности. Для различных студентов характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Результатом активного познания является приобретение теоретических знаний, которое приобретает смысл, пройдя через деятельность.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы можно выделить следующие этапы познавательной активности студентов:

- постановка проблемы;

- формулирование мыслительной задачи;

- решение поставленной задачи;

- обоснование полученного решения.

Механизм становления активности (в том числе и познавательной) С.Л. Рубинштейн выразил следующей формулой: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое» [5, с. 11]. Познавательная активность есть не просто совокупность обучающих воздействий, а преломление этих воздействий через субъектный опыт каждого студента.

Сам процесс познания обучающихся ориентирован на углубление их знаний о явлениях, особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. Поэтому цель познания, по мнению Т.И. Шамовой, заключается «в отражении в сознании индивида объективной действительности» [6, с. 123].

Познавательная активность будущего специалиста имеет два тесно связанных источника – обучающие воздействия (программа, учебник, учитель) и личный опыт самого обучаемого, который включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения.

Понятие познавательной деятельности обучаемых и ведущих методов познавательной деятельности весьма полно раскрыты в работах Половниковой Н.А. Познавательная деятельность раскрывается ею, как осознанные целенаправленные процессы, выражающие активное отношение обучаемых к овладению знаниями, навыками и умениями, а также способами их получения и имеющие цель, совпадающую с мотивом [4, с. 112]. Познавательные действия и операции являются конкретными формами познавательной – непосредственно руководимой и самостоятельной деятельности, внешне различаясь по относительному месту в решении познавательной задачи.

Решение проблемы познавательной активности студентов в процессе обучения в вузе зависит от разработанной системы способов и приемов, способствующих активизации учебной деятельности студентов, выявления наиболее эффективных условий и средств обучения, активной деятельности самого преподавателя. В этой связи исследование психолого-педагогических проблем развития познавательной активности позволяет не только понять особенности развития данного процесса, но и решить сложные и актуальные проблемы, существующие в организации педагогического процесса, направленного на её развитие.

Имеется противоречие между низким уровнем развития познавательной активности студентов в процессе обучения в вузе и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории.

Анализ работ позволил установить три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный, волевой и содержательно-операционный; ввести три уровня развития рассматриваемого качества личности: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.

В процессе формирования профессионального мастерства можно выделить два этапа – вузовский и послевузовский. На вузовском этапе профессиональное становление специалистов обеспечивается через развитие их познавательной активности и формирование профессиональной подготовленности. Послевузовский этап характеризуется самостоятельной профессиональной деятельностью, в процессе которой у специалиста профессиональное мастерство развивается до высшего уровня профессионализма, базой для которого является его познавательная активность, активизированная в период профессиональной подготовки в вузе. Познавательная активность оказывает влияние на становление личности обучаемого, на его отношение к самому себе, к другим людям, к производству. В то же время познавательная активность является основой для формирования у студентов готовности к личному самоопределению в последующей профессиональной деятельности. Сформированная познавательная активность является важнейшим условием успешности обучения студентов, характеризующим отношение к содержанию и процессу учения, стремление к эффективному овладению знаниями, умениями, навыками, мобилизацию нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от их достижений.

Анализ различных подходов к исследованию вопросов, связанных с проблемой формирования познавательной активности личности позволил нам вывести ряд важных положений. Во-первых, в познавательной активности человека интегрированы два начала: природное, характеризующее человека как «творца в задатке», и культурное, которое свидетельствует о возможности целенаправленного развития этого качества в процессе образования личности. Во-вторых, познавательная активность развивается у человека в течение всей его жизни и может изменяться в связи с переориентацией жизненных планов и установок личности, способствует подготовке к инновационной деятельности. Это дает основание считать познавательную активность одновременно и предпосылкой, и результатом профессионального мастерства специалиста. В процессе формирования познавательной активности важная роль отводится формированию ценностной сферы обучаемого, являющейся регулятором социального поведения личности, где центральное место должна занять познавательная деятельность. Рассматривая проблему формирования познавательной активности студента вуза, мы исходим из целей и содержания высшего образования. Профессиональное мастерство любого специалиста включает в себя три составляющие: теоретическую, практическую и психологическую. Теоретическая составляющая обеспечивает целостное представление о профессиональной деятельности как об активном процессе. Практическая составляющая определяет подготовленность будущего специалиста к решению профессиональных задач. Психологическая составляющая характеризует личностные качества, необходимые для выполнения профессиональной деятельности. Специалисту с высшим образованием необходимы такие личностные и качества как положительная мотивация, адаптивность к условиям современного производства, стремление к личностному и профессиональному росту, коммуникабельность. В условиях интенсивного обновления знаний необходимо, чтобы между всеми дисциплинами были установлены преемственные связи, что позволит реализовать непрерывность в формировании и развитии познавательной активности человека на всем протяжении обучения в вузе. Процесс формирования познавательной активности протекает эффективно, в том случае, если формы, методы и средства обучения, адекватны поставленным целям. В этой связи особое внимание необходимо уделить методам формирования компонентов познавательной активности. Для первоначального усвоения знаний необходимо использовать информационно-рецептивные методы, предполагающие сообщение специально отобранных знаний, организацию восприятия информации, показ образцов деятельности, в которых эти знания применяются на практике. Для того чтобы обучаемый усвоил способы мыслительной или практической деятельности так, чтобы они стали совершенными умениями и навыками, он должен их неоднократно применить в сходной ситуации. Развитие творческих возможностей человека возможно в деятельности, требующей творчества. Применительно к процессу обучения творчество можно определить как «форму деятельности обучающего, направленную на создание объективно или субъективно качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [2, с.79.]. Знания и умения обеспечивают поле поиска; опыт творческой деятельности формирует способность этот поиск осуществлять. «В самой сущности творческой деятельности заключена та ее особенность, что для ее осуществления нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой личностью» [7, с. 200]. Усвоение опыта творческой деятельности осуществляется путём использования проблемных методов обучения. При формировании познавательной активности в учебный процесс следует ввести формы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковую деятельность, исследовательскую деятельность. Развитие познавательной активности способствует формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, освоению практических умений, формированию профессионально-личностных качеств студентов, их мотивационной, когнитивной и организационной готовности к профессиональному самообразованию, созданию основы для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста, его готовности к инновационной деятельности.

Решение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на современном этапе социального развития требует системного подхода. В предлагаемую нами систему средств активизации входят: а) содержание предмета; б) методы и приемы обучения; в) формы организации учения студентов. Реализация принципа активности в обучении в современных условиях обеспечивает эффективность и оптимизацию, целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность студентов.

При подготовке специалиста в вузе формирование знаний не является главной целью. Знания, умения и навыки как составляющие образовательного стандарта необходимы, но не являются достаточными для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Для выпускника важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, возникающих в реальной жизни. Осмысление компетентности специалиста 21-го века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Согласно работе, посвященной Болонскому процессу: «главными в оценке эффективности образовательной деятельности вузов становятся не планирование и реализация учебного процесса, а результаты образования: полученные студентами знания, компетенции и навыки, в том числе за счет их самостоятельного обучения и самообразования [1]. Центр тяжести все ощутимее смещается с самого процесса обучения (учебные программы, академическая успеваемость студентов) на компетентностный подход с сильной ориентацией на профессиональную и личностную подготовленность и, в первую очередь, к трудоустройству выпускников, что и должно быть критерием результата образования. В этих условиях механизмы обеспечения качества становятся центральной составляющей управления системой образования «по результатам» [3].

Во-вторых, сами носители информации претерпели значительную эволюцию, в результате чего отпала необходимость держать всё в памяти. Необходимо лишь научить пользоваться имеющимися базами данных.

Кроме того, перед педагогами встает задача развить умения студентов мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экономических, экологических и других задач, в целях будущего разумного, нравственного преобразования действительности. На выходе из вуза в реальную жизнь будут востребованы не те специалисты, которые ждут инструкций к действию, а те, кто достиг определенного уровня компетентности. При таком подходе к образованию знания будут являться познавательной базой компетентности специалиста.

            Исследование, проведенное нами среди студентов первых и пятых курсов на базе Набережночелнинского государственного торгово-технологического института и в филиале Московского университета культуры и искусств в г.Набережные Челны позволило выявить, что если на 1-ом курсе примерно одна треть студентов отмечают, что не владеют компетенциями в области своей будущей профессии, то на 5-ом курсе таких студентов остается примерно каждый десятый студент.

             Изучение уровня познавательной активности у этих же студентов позволило выявить следующее (таблица 1).

Таблица 1

Распределение уровня познавательной активности студентов (в %)

 

1 курс

5 курс

нгтти

мгуки

нгтти

мгуки

Низкий уровень

10

21

23

38

Средний уровень

87

77

55

40

Высокий уровень

3

2

22

22

            Таблица 1 позволяет нам выявить, что познавательная активность студентов на 1-ом курсе  существенно отличается от уровня познавательной активности студентов на 5-ом курсе (на уровне p≤0,5).

Результаты эксперимента проверены с помощью методов математической статистики. На основании критерия согласия Пирсона, применяемого для проверки статистических гипотез, нами  сделан вывод, что существует корреляционная зависимость показателей профессиональной компетентности и уровня познавательной активности студентов.

Литература

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] / Под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. – СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – С.79.
  3. Мельвиль, А. Ю. Мягкий путь вхождения российских вузов в Болонский процесс [Текст] / А. Ю. Мельвиль. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  4. Половникова Н.А. Вопросы методологии метода познавательной деятельности. //Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников», вып. 144. -Казань, 1975. - с. 102.
  5. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1968. - 145 с.
  6. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.
  7. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 200.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle