Проектирование коммуникативных событий на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, В. М. Проектирование коммуникативных событий на уроках математики / В. М. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41638/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр и методов на уроках.

Ключевые слова: коммуникативное событие, коммуникативная компетентность

Коммуникативность учебного процесса обеспечивается говорением, слушанием, обменом репликами, также предполагает установление диалогических отношений между всеми его участников. Урок, являющийся коммуникативным событием для всех его участников: ученика, учителя, в котором обучающим эффектом обладает не только взаимодействие учащегося с учителем, но и взаимодействия учащихся между собой. Но эти взаимодействия должны быть эффективно организованы. Направляемое учителем общение на тему урока предполагает диалогизацию учебного процесса, постановку сознания учащегося в креативную позицию. Стратегической целью образования должно быть овладение школьником не только знаниями, а культурой предметного мышления: культурой математического мышления — на уроке математики, исторического — на уроке истории, художественного — на уроке литературы и т. д. Понятие «коммуникативного поведения» включает в себя при этом как внешнюю сторону говорения, мимики, жестикуляции, так и внутреннюю сторону занятой позиции, мыслительных актов, психологических реакций. Любой текст представляет собой некоторую коммуникативную ситуацию, сопровождающийся коммуникативным событием общения. Взгляд на урок как на коммуникативное событие, предполагает соответствующий сценарий урока: организацию «места», «времени» и «действия». В этом коммуникативном пространстве все проблемные вопросы учебного материала и креативные результаты разрешения этих проблем (творческие работы школьников) подлежат открытому обсуждению со стороны всех участников учебного процесса. Совместная деятельность, взаимодеятельность в режиме «мозгового штурма» — один из эффективнейших путей формирования здорового школьного микросоциума. Естественный путь освоения учебно-тематического материала урока открывается вопросом, а не ответом (так называемым «раскрытием темы»). Коммуникативное мастерство учителя состоит в постановке такого вопроса, который бы инициировал потребность в ответе. Коммуникативное событие урока представляет собой сложную картину взаимодействия, При этом коммуникативное поведение педагога и школьников в рамках урока в значительной степени определяется организацией коммуникативного времени и коммуникативного пространства Организация коммуникативного времени требует от учителя подлинно творческой позиции на уроке — готовности к импровизации в постановке вопросов, в связывании прозвучавших ответов, в формулировании ответов на непредвиденные и нестандартные вопросы со стороны аудитории. А коммуникативное пространство предполагает ответственное внимание каждого к каждому высказыванию. Умение школьников слушать и слышать другого (не только учителя) — ключевой показатель успешной работы педагога на уроке. В качестве способа формирования коммуникативной компетентности предлагается использовать деятельностный подход, так как усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. За умениями, навыками и развитием ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т. д.). Под деятельностью в условиях учебного процесса мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта. Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть: внутренняя потребность и мотивация такого усвоения; деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового продукта, то есть знания об изучаемом материале. Особая роль в становлении личности, в развитии мышления на сегодняшний день отводится процессу формирования способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и переносить полученные знания на новое предметное содержание. В математике коммуникативная компетентность выражается в: умении выражать в понятной форме последовательность решения математических задач; умении объяснить содержание математических задач, решаемых в учебной и внеучебной деятельности; умении выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления. Для формирования коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приемы: решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением; устное рецензирование ответов домашнего задания учениками; использование на уроках математических софизмов; использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций; использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе; сдача различных устных зачетов. Формировать коммуникативную компетентность на уроках математики можно различными средствами, например, с помощью диалога, игровых форм, создания проблемной ситуации, на основе игрового и свободного общения, системы упражнений, групповой работы, в том числе предлагаю использовать устные упражнения. Это связано с тем, что устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять применением дидактических игр и метода проектов. Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений. В игре создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху и повышает интерес к изучению предмета. Изменяется психологический климат в классе, усиливается заинтересованность учащихся, повышается их работоспособность. Уроки- коммуникативные события: уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т. д.), уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (пресс-конференция, устный журнал, ученый совет, конструкторское бюро и т. д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т. д.)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Предлагается некоторые игровые приемы по теме «Круг» для учащихся 6 класса. Игровой метод: бег ассоциаций.

Знают все веселый круг. Он помощник наш и друг.

Круг на небе — то Луна. На воде — бежит волна.

А в машине — колесо. Но и это ведь не все.

Круг друзей — приятный круг, Слева друг и справа друг.

Круглый хлеб и круглый мяч, Круг же солнечный горяч.

Он волшебный, этот круг, Наш помощник он и друг.

Посмотри, дружок, вокруг. Где еще встречаешь круг?

Метод: достоверная информация. Выберите верные утверждения

− Круг- это часть плоскости, ограниченная окружностью.

− Центр круга не принадлежит самому кругу.

− Радиус — это отрезок, соединяющий центр с любой точкой на окружности, ограничивающий круг.

− Все круги равны между собой.

− Диаметр делит круг на две равные части.

− Диаметр – самая большая хорда.

Задание. Установите соответствие между понятием и формулой.

Площадь круга

С=2пr, П≈ 3,1415926…

Длина окружности

D=2r

Диаметр круга

S=пr2

Задание. Составить предложения из двух частей:

Диаметр круга

Отрезок, соединяющий две точки на окружности называется

Часть круга, ограниченная двумя радиусами называется

сектор

хорда

отрезок, соединяющий две точки на окружности, проходящий через центр круга

Задание. Составить синквейн по теме «Круг».

− Круг

− Ограниченный, плоский

− Чертить, измерять, вычислять

− Решать задачи

− Геометрическая фигура.

Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Значимость коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе определяется несколькими факторами, среди которых выделяют ее влияние на учебную успешность, успешность процесса адаптации учащегося к школе, рассмотрение коммуникации как основы эффективности и благополучия ученика в его будущей взрослой жизни.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия — к мысли. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
  3. Копотева Г. А., Логинова И. М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Лебедев О. Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. — М.: Школьные технологии, 2011. — № 6. — С. 10–17.
  5. Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. — М.: Школьные технологии, 2009. — № 6. — С. 9–16.
  6. Симонов В. М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / Авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2015.
  7. www.standart.edu.ru
  8. www.isiorao.ru
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, учебный процесс, коммуникативное пространство, урок, урок математики, коммуникативное событие, Круг, диаметр круга, коммуникативное время, получение нового продукта.


Ключевые слова

коммуникативная компетентность, коммуникативное событие

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности в процессе...

Шатило Э. Н., Горелова И. В. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

умение, школьник, ученик, ребенок, коммуникативная деятельность, палочка, работа, задача, урок математики, учащийся, действие, группа.

Проектная деятельность как средство развития... | Молодой ученый

В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе)...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики. Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности: - Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Процесс модернизации российского образования выдвигает новые требования к компетентности педагога. В современной образовательной ситуации особую актуальность приобретает коммуникативная компетентность педагога...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Процесс коммуникативной компетенции индивидуален и динамичен. Он характеризует интеллектуальные способности личности.

Несколько позднее более полное определение понятия «коммуникативная компетентность» дал Виноградов С. И. [19, с. 102].

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

В настоящее время не существует единого определения термина «коммуникативная компетенция», авторы интерпретируют его по-разному.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности в процессе...

Шатило Э. Н., Горелова И. В. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

умение, школьник, ученик, ребенок, коммуникативная деятельность, палочка, работа, задача, урок математики, учащийся, действие, группа.

Проектная деятельность как средство развития... | Молодой ученый

В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе)...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики. Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности: - Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Процесс модернизации российского образования выдвигает новые требования к компетентности педагога. В современной образовательной ситуации особую актуальность приобретает коммуникативная компетентность педагога...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Процесс коммуникативной компетенции индивидуален и динамичен. Он характеризует интеллектуальные способности личности.

Несколько позднее более полное определение понятия «коммуникативная компетентность» дал Виноградов С. И. [19, с. 102].

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

В настоящее время не существует единого определения термина «коммуникативная компетенция», авторы интерпретируют его по-разному.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Задать вопрос