Библиографическое описание:

Шатило Э. Н., Горелова И. В. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений. [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3742/ (дата обращения: 13.12.2017).

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической практике. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения и т. д. Будущее России определяется уровнем образованности выпускников, понимаемой как способность к самоопределению, саморазвитию и желанием направить эту способность на решение личных задач и задач страны.

Традиционный подход, обеспечивающий до недавнего воспроизводство грамотного и добросовестного исполнителя, сейчас не устраивает ни общество, ни учителя, ни самого ученика: важна готовность действовать инициативно, устанавливать эффективное общение с окружающими людьми. Надо ли говорить, что в наше нестабильное время, когда от человека требуется принятие нестандартных решений, коммуникативность — важное качество современного человека, насущная социальная потребность. Но чтобы удовлетворить эту потребность, нужно обеспечить развитие коммуникативной компетентности уже на школьной скамье.

Характеристика образовательной ситуации позволила осмыслить и выделить противоречие между социальной потребностью общества в современных инициативных людях, способных устанавливать эффективное общение с окружающими людьми, и традиционными подходами в образовательном процессе, которые не позволяют в полной мере реализовать эту потребность.

Выявленное противоречие определяет проблему ограниченности возможности в развитии коммуникативной компетентности обучающихся при традиционных подходах в обучении. Современные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

  1. В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

  1. В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Коммуникативная компетентность находит отражение в деятельно -коммуникативной составляющей ГОС общего (полного) образования (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих самоопределение и самореализацию). Анализ процесса подготовки учащихся в системе среднего общего образования свидетельствует о необходимости специальной, целенаправленной работы в плане развития коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.

Изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования, развития нашло отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов. Так, разработке теоретических основ и организационно — методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств, способностей были посвящены исследования И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Т. С. Яценко, Ю. Н. Емельянова, Е. А. Климова, Н. В. Кузьмина и др. авторов.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математики рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В математике коммуникативная компетентность выражается в:

  1. умении выражать в понятной форме последовательность решения математических задач;

  2. умении объяснить содержание математических задач, решаемых в учебной и внеучебной деятельности;

  3. умении выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления.

Для формирования коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

  • использование на уроках математических софизмов;

  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

  • сдача различных устных зачетов.

Таким образом, коммуникативная компетентность — это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре можно выделить следующие компоненты:

  • Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

  • Ценностно-смысловой компонент — ценности, которые активизируются в общении.

  • Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

  • Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.

  • Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В качестве способа формирования коммуникативной компетентности я предлагаю использовать деятельностный подход, так как усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. За умениями, навыками и развитием ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т. д.).

Под деятельностью в условиях учебного процесса мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной или материальной форме. Из данного определения видно, что в основу деятельности кладется технология получения того или иного продукта деятельности, а не объект или субъект деятельности. Чтобы дети в классе, учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной деятельности, ее нужно правильно организовать.

Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть:

  • внутренняя потребность и мотивация такого усвоения;

  • деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового духовного продукта, то есть знания об изучаемом материале.

Без этого полноценной человеческой деятельности нет.

Особая роль в становлении личности, в развитии мышления на сегодняшний день отводится процессу формирования способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и переносить полученные знания на новое предметное содержание. Для формирования коммуникативной компетентности важно найти такие средства, которые позволили бы осуществлять данную деятельность целенаправленно, эффективно и динамично. Формировать коммуникативную компетентность на уроках математики можно различными средствами, например, с помощью диалога, игровых форм, создания проблемной ситуации, на основе игрового и свободного общения, системы упражнений, групповой работы и др. Я предлагаю использовать устные упражнения. Это связано с тем, что устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. С их помощью учащиеся понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся.

При раскрытии понятия «устные упражнения» следует исходить из того, что решение существенной части задач школьного курса математики предполагает сформированность у учеников таких качеств, как: владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарные исследования.

Серьезным потенциалом в формировании таких исследовательских качеств, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать или опровергать гипотезу, умение обобщать и другие, обладают устные упражнения.

Устные упражнения представляются нам как многоаспектное явления обучения математике, обладающее следующими основными функциями:

  • быть способом деятельности;

  • являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;

  • являться средством активизации познавательной деятельности;

  • служить средством связи теории с практикой;

  • быть способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

  • являться интегративной составляющей методов обучения;

  • быть способом организации и управления деятельностью.

Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой — активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества.

Таким образом, формировать коммуникативную компетентность можно с помощью устных упражнений, а в качестве способа формирования использовать деятельностный подход.


Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С.155,156.

  2. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/М: центр «Педагогический поиск», 2000. — 144с.

  3. Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое мышление // Математика. — 1999. — № 23. — С.27–32., № 22. — С.20–24., № 20. — С. 6–13., № 24. — С.19–23.

  4. Востриков А. А. Дидактика гуманистического воспитания: Учебное пособие в двух частях. — ч.1.Основы теории гуманистического воспитания. Одесса: Психопедагогика, 1991. — С.1–4.


Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетентности, формирования коммуникативной компетентности, коммуникативная компетентность, эстетической компетентности учащихся, Формирование эстетической компетентности, Формирование коммуникативной компетентности, развития коммуникативной, развитие коммуникативной компетентности, развитии коммуникативной компетентности, компонент коммуникативной компетентности, воплощение коммуникативной компетентности, проблемы коммуникативной компетентности, развития коммуникативной компетентности, проявления коммуникативной компетентности, образовательном процессе, коммуникативной компетентности важно, Коммуникативная компетентность, окружающими людьми, процессе обучения, способа формирования коммуникативной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос