Значение и своеобразие театрализованной деятельности в развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 726 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, Ю. В. Значение и своеобразие театрализованной деятельности в развитии дошкольников / Ю. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 692-693. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36363/ (дата обращения: 26.04.2024).



В детском саду, в воспитании дошкольников, в основном, осуществляется личностно — ориентированный подход, с помощью которого, педагоги развивают в детях индивидуальность, помогают им осознать себя как личность. Но, неповторимой индивидуальности, если ребёнок захочет раскрыть в себе больше возможностей, мало. Необходимы такие качества, как активность, коммуникабельность, талант. Возникает вопрос: в чём же осуществить воспитание и развитие ребёнка?

Игра — вот что имеет большое значение в жизни детей. Игра издавна служила средством воспитания и обучения. А творческая игра это настоящее поле чудес для развития и творчества детей. Малыш должен принять роль на себя, понять, каков его персонаж, почему он действует именно так, а не иначе, представить его настроение, чувство, то есть полностью проникнуть в его внутренний мир.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решать многие педагогические задачи, стоящие перед современными педагогами: развитие речи, интеллектуальности, художественно — эстетического воспитания. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Театрализованной игре дано «завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. Эта универсальная способность возбуждать человеческие чувства, безусловно, делает ее единственной в своем роде», — пишет М. Вуарен и продолжает далее: «Вследствие своего необычайного разнообразия игры являют собой наиболее емкую сферу для проявления всех чувств и эмоций, которые способен испытать человек» [3,с.132].

Работая над спектаклем, над своей ролью, дети учатся сопереживать события, сочувствовать персонажам. У них развивается эмпатия — способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.

Как отмечает Б. М. Теплов: «чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» [4, с. 165]. А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Нельзя забывать и о значении театрализованной деятельности в патриотическом воспитании. Через театрализованную деятельность дети знакомятся с народной культурой и бытом, с костюмами людей русской национальности, народной музыкой. Дети получают представления о сельском рубленом доме, расписном тереме, горнице, предметами старины. Средствами народных сказок, афоризмов, пословиц, поговорок, инсценировок расширяется круг приобщения к устному народному творчеству.

Театрализованная деятельность помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. От красивых костюмов, декорации, музыки дети получают эстетическое удовольствие, всё это порождает в них желание создавать и творить.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети вовлекаются в активную речевую работу. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Заучивая роль, дошкольник развивает память, а во время управления куклами происходит развитие мелкой моторики рук.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Важно всячески поощрять исполнительское творчество, развивать у ребенка способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.

Театрализованная деятельность — это мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений. В театрализованной деятельности каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Таким образом, театрализованной деятельности принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Театрализованная деятельность нужна, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., Просвещение. 1991.127с.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: Сфера 2003. 128с.
  3. Вуарен Н. Что такое игра?// Культура — 1982. — № 4. 49с.
  4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.:ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  5. Теплов Б. М. Психология. — М.: 1951.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, жизнь детей, окружающий мир.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Принимая участие в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром.

Театрализованная деятельность должна присутствовать в жизни ребенка ежедневно и не только в стенах ДОУ, но и дома.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

Театрализованная деятельность является оптимальным условием для решения задач, связанных с развитием у ребенка

играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются

– поощрять участие детей в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир, герой, цель формирования.

Театрализованная деятельность как средство развития...

В. Сухомлинский писал, что жизнь малыша можно считать наполненной только тогда, когда он находится в мире творчества, сказок, фантазий

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка

Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Дети, участвующие в театрализованной деятельности, узнают много нового, в особенности об окружающем их мире, который раскрывается

Именно в начальной школе театрализованная деятельность научит ребенка находить в людях и вообще в жизни всё только прекрасное, а...

Театрализованная деятельность как средство социализации...

множественное нарушение развития, ребенок, театрализованная деятельность, занятие, социализация детей, распределение ролей, работа, окружающий мир, игра, театрализованная игра.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Принимая участие в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром.

Театрализованная деятельность должна присутствовать в жизни ребенка ежедневно и не только в стенах ДОУ, но и дома.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

Театрализованная деятельность является оптимальным условием для решения задач, связанных с развитием у ребенка

играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются

– поощрять участие детей в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир, герой, цель формирования.

Театрализованная деятельность как средство развития...

В. Сухомлинский писал, что жизнь малыша можно считать наполненной только тогда, когда он находится в мире творчества, сказок, фантазий

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка

Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Дети, участвующие в театрализованной деятельности, узнают много нового, в особенности об окружающем их мире, который раскрывается

Именно в начальной школе театрализованная деятельность научит ребенка находить в людях и вообще в жизни всё только прекрасное, а...

Театрализованная деятельность как средство социализации...

множественное нарушение развития, ребенок, театрализованная деятельность, занятие, социализация детей, распределение ролей, работа, окружающий мир, игра, театрализованная игра.

Задать вопрос