Одно из направлений интегрирования уроков русского языка и литературы — использование на первых уроках в качестве дидактического материала текстов различных стилей. По стилевой принадлежности различают тексты разговорного стиля, научного, официально-делового, публицистического, художественного. Использование всех этих стилистических разновидностей на уроках русского языка необходимо. И вот почему.
- Человек в разных жизненных и речевых ситуаций соприкасается не только с разговорным стилем, но и с научным, официально-деловым, публицистическим, художественным. В зависимости от задач и условий общения он должен уметь строить свои устные и письменные высказывания в соответствующем стиле. Следовательно, на уроках русского языка должны использоваться тексты всех стилей.
- Задача школы — научить своих питомцев владеть всеми средствами родного языка, поэтому преподавание русского языка должно вестись на материале текстов всех стилей, чтобы ученики получили представление о стилистическом разнообразие и богатстве нашего языка.
- Использование текстов того или другого стиля способствует более успешному решению тех или других задач изучения родного языка. Например, публицистические тексты помогают углубить связь уроков русского языка с жизнью, научные — дисциплинируют мысль детей, развивают их логическое мышление! А художественные тексты помогают утолить «информационный голод», художественная литература, художественные тексты являются эффективным средством развития образного мышления. Однако реально это только в том случае, если тексты, используемые на уроках русского языка, отвечают определенным требованиям.
Требования, которым должны отвечать тексты как дидактический материал урока.
а) На уроках русского языка текст — средство обучения русскому языку детей и подростков, а у каждого возраста — свой уровень знаний и возможностей. Текст должен быть доступен пониманию детей определённого возраста, не требовать дополнительных пространных пояснений, которые могут увести класс в сторону от основных целей.
б) Текст на уроках русского языка — средство обучения русскому языку; следовательно, источником его должна быть русская литература, произведения, написанные на русском языке, а не переводные. «Текст (в отличие от языка как системы средств) никогда не может быть переведён до конца, ибо нет потенциального единения». [3]
в) Грамотное использование художественного текста на уроке предполагает бережное отношение к нему. Нельзя в тексте бесцеремонно сокращать предложения, исключать из него слова, потому что «они не на изученные правила» А между тем с нарушением этого, казалось бы, само собой разумеющегося требования мы встречаемся на многих страницах пособий, адресованных учителю.
В образцовом художественном произведении каждое слово на своём месте, нередко оно выстрадано писателем, найдено им в результате долгих и мучительных поисков, и заменять в художественном произведении одни слова другими или вообще их «сокращать», переделывать — значит проявлять неуважение к писательскому труду, притуплять художественный вкус детей, их чутьё к языку.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы художественные произведения или отрывки из них звучали на уроках русского языка без изменений и искажений, в отдельных случаях можно использовать монтаж художественного текста, но при сохранении в нём единства содержания и стиля.
Бережное отношение учителя к художественному тексту — залог успеха в воспитании высокой языковой культуры учащихся.
г) Текст на уроке русского языка используется в учебных целях, поэтому он должен быть достаточно насыщен изучаемыми явлениями языка, изучаемыми орфограммами, пунктограммами.
д) Одним из важнейших условий успешности работы на уроках русского языка является комплексное решение задач обучения этому сложнейшему школьному предмету: на каждом уроке должно быть овладение лингвистической теорией, формирование на ее основе орфографических и пунктуационных навыков, развитие речи. Текст, используемый в качестве дидактического материала, должен заключать в себе наибольшие возможности для комплексного решения задач обучения русскому языку.
е) Художественные тексты для занятий по языку могут быть как прозаическими, так и стихотворными. Правда, в истории методики было немало возражений против использования на уроках русского языка стихотворных текстов, «перлов высокой поэзии», прелесть которой якобы «блекнет от прикосновения грамматического анализа, как цветок, сорванный в целях ботанического изучения». [23] Такую точку зрения встречаем в работах В. Я. Стрюнина, Л. И. Поливанова, К. П. Шульгина, Е. И. Тихеевой. Но мы знаем, что стихотворные тексты широко использовали и рекомендовали для уроков Ф. И. Буслаев, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский.
В современной методике использование стихотворных текстов на уроках русского языка считается целесообразным, но следует помнить, что анализ их не должен быть измельченным, назойливым.
В некоторых случаях при наборе языкового материала для урока целесообразно отдать предпочтение именно стихотворному тексту, а не прозаическому.
Например, обратимся к сборнику стихов Овсея Дриза. В сборнике стихов есть такая миниатюра:
Кто чем сверкает.
Сверкает яркий луч
Росой,
Карась –
Боками гладкими,
Мудрец — умом,
Лицо — красой,
А трус –
Босыми пятками.
Это прекрасная иллюстрация к известному пунктуационному правилу: в неполном предложении при отсутствии сказуемого ставиться тире. В крошечном стихотворении — четыре примера на изучаемое правило. Вряд ли найдется такой же текст такого же объема и также «густо» насыщенный необходимыми конструкциями, как это стихотворение. Выучить такое стихотворение легко. Несомненно, стихотворные тексты удобнее, чем прозаические для письма по памяти или самодиктантов.
ж) И прозаические, и стихотворные тексты должны пробуждать в детях добрые чувства, формировать высокие нравственные качества. Воспитательная ценность урока русского языка во многом зависит от того, какой текст используется на нём в качестве дидактического материала
з) Желательно, чтобы тексты, звучащие на уроке, представляли собою образцы всех основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения; ученики будут обращаться к ним при подготовке сочинений таких же типов.
В методике под словом текст понимается не только основной материал какого- либо сочинения, документа, но и относительно законченный фрагмент из него, сложное синтаксическое целое, даже отдельные предложения, понятные вне контекста, поэтому необходимо сказать о принципах отбора предложений как дидактического материала урока.
- Принципы отбора предложений как дидактического материала урока.
а) автосемантичность (то есть предложения должны быть понятными вне контекста);
б) единство темы;
в) единство стиля и формы.
Предложения при записи нумеруются; в старших классах указываются их авторы. Примеры правильной подборки предложений к уроку будут приведены далее.
О том, что текст должен быть первоклассным, писали все выдающиеся методисты. А. Д. Алферов в книге «Родной язык в средней школе». «Изучать наших лучших писателей со стороны языка — это значит не только усваивать их выражения, их строй речи, а отдавать себе отчёт, от чего их выражения так говорящи, что могло руководить ими в создании той или иной формы» [1].
В заключение данной части работы хочется подчеркнуть: на уроках русского языка должны использоваться не любые тексты, а первоклассные, образцовые, обладающие высоким речеразвивающим потенциалом.
- О месте и методической необходимости работы над текстом на уроках русского языка.
Когда уместна работа над текстом на уроках русского языка?
Решение этого вопроса зависит от характера программного материала и от стадии его изучения.
Если грамматические категории, а также орфографические и пунктуационные правила, изучения которых предстоит на данном этапе, в какой-то степени уже знакомы учащимся и не затрудняют их, то работа над связным текстом возможна и во время объяснения нового материала.
Как правило, в это время наблюдений и выводов используются отдельные слова и предложения, потому что их можно расположить в таком порядке, который облегчит восприятие и запоминание материала. Когда внимание надо сосредоточить на изучаемых грамматических категориях или правилах правописания при первичном закреплении только что объясненного материала, тоже уместна работа над отдельными словами и предложениями.
Составляя тематические и поурочные планы, учитель должен помнить, что разбор и конструирование отдельных слов и предложений не самоцель; работа над отдельными словами и предложениями — это подготовка к тому, чтобы ученики «видели» и правильно употребляли изучаемые категории в связной речи. Поэтому на следующих этапах закрепления, а также обобщения изученного материала связный текст не только уместен, но и необходим.
Понятно, что систематическая последовательная работа над текстом на уроках русского языка возможна при условии, что в распоряжении учителя такие тексты есть.
В действующих учебниках русского языка их явно недостаточно.
Например, по теме «Лексика» в учебнике Т. А. Ладыженской и другие для 5 класса из 47 упражнений на материале связных текстов только 13, в учебнике М. Т. Баранова и других для 6 классов из 44 упражнений на материале связного текста 21. В «Сборнике задач и упражнений», входящем в комплекс В. В. Бабайцевой, из 140 упражнений на материале художественных текстов только 37.
Цель данной работы — подобрать и методически прокомментировать такие художественные тексты, использование которых будет эффективным при изучении и повторение Лексики в школе.
Работа написана на основе изучения соответствующей лингвистической, психалого-педагогической, методической и учебной литературы, а также теоретического осмысления своего опыта, опыта коллег учителей-словесников и анализа уроков.
- Методы и приемы работы над текстом на уроках русского языка.
1) Устные иллюстрации — чтение учителем или заранее подготовившимися учениками (желательно наизусть, иногда на музыкальном фоне) таких текстов, в которых употреблены изучаемые единицы языка, грамматические категории, конструкции, формы.
2) Письмо по памяти «…Заученные и объясненные как следует пятнадцать небольших легких стихотворений дадут детям к двенадцатому году весьма сносные правописания». Так говорил К.Д Ушинский о высокой эффективности письма по памяти [18].
Для того, чтобы не перезагружать учащихся, целесообразно давать для заучивания наизусть по литературе такие произведения или отрывки из них, которые впоследствии можно будет использовать и для грамматических занятий.
При подборе текстового материала для заучивания наизусть и письма по памяти надо учитывать, какие темы изучены, какими орфографическими и пунктуационными навыками ученики уже владеют: нет смысла давать для этого вида работ такие тексты, в которых дети вынуждены только механически заполнять знаки препинания, не умея объяснить их.
Каждое произведение или отрывок, предназначенный для письма по памяти, предварительно разбирается как со стороны орфографии и пунктуации, так и композиции его; внимание учащихся обращается на последовательность в изображении событий, поступков людей, в описании картин природы; то, что ученики учат наизусть, всегда должно быть для них образцом стройной выразительной и точной речи.
Такой вид работы настойчиво рекомендовал
Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский и другие крупные методисты.
3) Зрительный диктант.
Подбирается небольшой, обычно стихотворный, легко запоминающийся текст.
Текст записывается на доске до урока; в ходе анализа учащиеся запоминают его, а затем пишут по памяти.
Этот вид работы легко вписывается в контекст любого урока, занимает мало времени и обогащает речь детей классическими образцами конструкций, оборотов, выразительных средств; способствует развитию их внимания и памяти.
Название и кратко охарактеризованные здесь виды работы особенно эффективны при изучении и повторении лексики — самого интересного, по мнению учащихся, раздела школьной программы по русскому языку
- Текст на уроках русского языка по теме «Лексика».
а) изучение раздела «Лексика» в5–6 классах
Для удобства примем следующий порядок изложения материала:
1) изучаемая тема;
2) вид работы;
3) текст;
4) лингво-методический комментарий к тексту.
Тема. Лексическое значение слова.
Творческое списывание.
Задание. Озаглавьте текст. Определите, какого он стиля? Спишите, укажите у выделенных слов их лексические и грамматические значения.
После сн…гопада вдруг безоблачное голубое небо над нетронутой б…лизной. И снега так воздушно л…гки, что их не назовешь сугробами. Снега искрятся, блёстки разбегаются при каждом повороте г…ловы. С…неватые от солнца тени д…ревьев ярки, как на экране. Сверкание солнца. Голубизна. Воздушная пышность снегов. Нарядный — «подарочный»- денек. (По Г.Е Николаевой)
Данный текст обогащает словарный запас школьников, закрепляет знания о лексическом и грамматическом значениях слов. Сугробами — (мн.ч., твор.п., м.р.) Н.ф. сугроб — наметённая ветром большая куча снегу. Искрятся (наст. вр., 3 л., мн.ч.) Н.ф. искриться — сверкать блестками, искрами. Синеватые (мн.ч., им.п.) Н.ф. синеватый — имеющий оттенок синего цвета.
Письмо по памяти.
Задание. Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно.
Уточните значения этих слов с помощью словаря.
Закат налился темной кровью,
и потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
потом как грянула гроза!
(А. Прокофьев)
Запишите текст по памяти. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Данный текст закрепляет у школьников навык работы с толковым словарём.
Бирюза, — Ы., ж. непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зеленого цвета.
Поэт называет бирюзой небо, потому что оно до грозы было таким же голубым, как бирюза.
Предгрозовье, — я, ср. (книжн.) Время перед грозой.
Тема. Многозначные слова.
Выборочный диктант с грамматико-лексическим заданием.
Задание. Выберите из текста стихотворения словосочетания глагол ставить + сущ.; указать в каком значении употреблен глагол ставить в каждом из словосочетаний (или предложений, если иметь в виду текст стихотворения)
Обо всем.
Пять рабочих ставят дом,
ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
с головой в неё уйдешь).
Ставит счетчики монтер,
ставит фильмы режиссёр.
(Снял он сказку «Колобок»,
чтобы ты увидеть мог!)
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
ставить точку в самый раз.
(Г. Демыкина).
Образец выполнения:
Ставить дом — строить;
Ставить опыт — проводить (эксперимент);
Ставить фильмы — снимать (фильм);
Ставить пироги — замесить (тесто);
Ставить диагноз — определить (болезнь);
Ставить точку — закончить (предложение).
Данный текст способствует развитию мышления и речи детей.
Тема. Прямое и переносное значение слов.
Письмо по памяти.
Задание. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите слова, употребленные в переносном значении. Запишите стихотворение по памяти.
Что делают часы?
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
(В. Орлов).
Слова могут употребляться в речи в прямом и переносном значении.
В данном тексте слова стоят, спешат, идут, отстают (о часах) употреблены в переносном значении.
Диктант с грамматическим заданием.
— Озаглавьте текст.
— Подчеркните прилагательные, употреблённые в переносном значении.
— Пользуясь словарем, объясните значение слов лазоревый, коралловый, сапфировый.
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
(И.Э Грабарь.)
Текст способствует предупреждению нежелательного стереотипа в употреблении слов (небо голубое; березы белые; тени серые и чёрные; снег белый и т. д.), развивает речь учащихся.
Лазоревый, -ая, -ое. Употребляется в народной и поэтической речи. То же, что и лазурный. Лазоревое небо. Лазоревые глаза.
Коралловый, -ая, -ое.
- Возникший или сделанный из кораллов. Коралловый остров.
- Ярко-красный, цвета коралла. Коралловые губы.
Сапфировый, -ая, -ое.
- Сделанный из драгоценного камня — сапфира.
- Синий или зелёный, цвета сапфира. Сапфировый блеск снега. Тема. Омонимы.
Письмо по памяти.
Задание. Найдите в данных стихах омонимы. Что они обозначают?
1) Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
Да не этот ей нужен, как видно.
(Я. Козловский.)
2) Суслик выскочил из норки
и спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички.
(Я. Козловский.)
3) На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
(Я. Козловский.)
В данных текстах учащиеся находят слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (ключ, норка, лисичка)
Ключ,1 — а, м.р.
- Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ.
- Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего — нибудь. Гаечный ключ.
- перен. То, что служит для разгадки, понимания чего — нибудь. Ключ к шифру.
- Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот (спец.) Скрипичный ключ.
Ключ,2 — а, м.р. Бъющий из земли источник, родник. Вода бъёт ключом.
Норка, 1 — и, ж.р. Хищный пушной зверёк из семейства куниц с коричневой блестящей шерстью.
Норка,2 — и, ж.р. Углубление под землёй с выходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем.
Лисичка,1 — и, ж.р. Хищное млекопитающее из семейства собачьих с длинным пушистым хвостом.
Лисичка,2 — и, ж.р. Съедобный гриб желтого цвета.
Люд, — а, м.р., собир. (устар.) Люди, группа людей, объединённых общностью условий жизни.
Люда, — ы, ж.р. Женское имя Людмила.
Сани, — ей. Зимняя повозка на двух полозьях.
Саня, — и. Мужское имя Александр.
Тема. Синонимы.
Мини — сочинение.
Задание. Представьте себе, что наконец — то сбылась какая- то ваша заветная мечта, вы спешите домой или к друзьям поделиться своей радостью. Расскажите об этом, употребляя глаголы — синонимы в порядке нарастания силы действия, например, радоваться, ликовать, бежать, мчаться, нестись, лететь.
Текст способствует развитию речи школьников, закреплению темы «Синонимы»
Вот пример текста, составленный учеником.
Велосипед.
Получить в подарок велосипед было моей давней мечтой.
Когда в субботу после уроков я шел домой, соседка тётя Маша спросила меня: «Алёша, не именинник ли ты сегодня? Только сейчас твой папа вернулся из магазина с красивым велосипедом». Я обрадовался и побежал домой. Действительно, у порога меня ждал новенький велик. Я ликовал! Это был замечательный подарок!
Уже вечером я носился на своём велосипеде наперегонки с ребятами.
Тема. Антонимы
Зрительный диктант.
Задание. Прочитайте стихотворение. На каком лексическом приеме оно построено?
— Что мудрым делает юнца?
— Горе.
— Что делает мальчишкой мудреца?
— Радость.
(Р.Гамзатов.)
Подчеркните антонимы.
В данном тексте учащиеся выделяют антонимические пары:
юнец — мудрец, горе — радость.
Это текстовые антонимы.
Творческое списывание.
Задание. Спишите текст, вставляя по смыслу пропущенные антонимы.
Погода очень изменчива. Потоки теплого и _______ (холодного) воздуха перемещаются с места на место, дует ветер. Ветер бывает ________ (тёплый) и холодный, сухой, и ________ (влажный). Влажный ветер приносит осадки.
Наблюдая за погодой, люди научились предсказывать её изменения. Например, когда подует ветер с севера, обычно становится холоднее. Ветер стал дуть с ____ (юга) — можно ждать потепления.
Текст способствует развитию мышления и речи учащихся. Дети учатся подбирать к исходным словам антонимичные пары: теплый — холодный, сухой — влажный, север — юг.
6 класс.
Тема. Профессиональная лексика.
Устная работа с текстом с последующим заданием.
Задание. Прочитайте, выпишите слова профессиональной лексики, обратившись к словарям, объясните их значение.
Изобретение книгопечатания — одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойдёнными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.
Конечно, современные ротационные машины несравнимы с первопечатными станками Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы книгопечатания — пунсон и матрица, подвижные литеры, печатная форма и книжный блок — сохранились.
Книга есть и будет основной духовной жизни народа. Чёрные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу, — лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей. (Е. Лихтенштейн.)
Образец ответа.
Ротационные машины.
Ротационный, — ая, — ое. (спец.). Вращающийся (о печатной машине); ротационное печатание книг.
Пунсон, — а, м.р. Типогр. Вырезанное из стали выпуклое изображение буквы или знака, с помощью которого выдавливают матрицу.
Матрица, -ы, ж.р. 1. Металлическая форма, в которой делаются углубления для отливки типографских букв. 2.Типографская форма из картона, в которой выдавлена обратная копия набора страницы книги; служит для отливки металлической страницы, с которой печатается книга. Сделать матрицы.
Литера, -ы, ж.р. Спец. 1. Буква. 2.Брусочек с выпуклым изображением буквы в типографском наборе. Отлить литеру.
Тема. Заимствованные слова.
Творческое списывание.
Задание. Выпишите слова с пропущенными буквами. Среди них есть заимствованные слова. Подчеркните их (Проверьте свой ответ по толковому словарю).
Русские императоры и календарь.
Некоторые месяцы к…лендарного года древн…е римляне называли именами богов и императоров. В честь полково…ца и государственного де…теля. Древнего Рима Юлия Цезаря, при котором была пров…дена первая р…форма к…лендаря, сед…мому месяцу дали имя юлиус. В…сьмой месяц был назван в честь первого римского имп…ратора Октавиана. Сенат присвоил ему звание августус, что значит «великий», и месяц получил название августус. Названия этих месяцев попали в греческий язык, а из него их заимствовали наши пре…ки в формах… июль, август.
Данный текст позволяет расширить кругозор школьников. Они узнают, что многие слова, часто употребляемые в повседневной речи, оказывается, заимствованы из других языков; император (из латинского); календарь (из латинского); август (из греческого); июль (из греческого).
9 класс.
Тема. Многозначность и учёт многозначности слова в контексте.
Изложение.
Многозначное слово в каждом из своих значений по-разному сочетается с другими словами. Например, когда глагол идти используется в прямом значении, то естественно указать направление или способ движения: иду домой, в магазин; идём пешком, быстро, медленно и т. п. Если же говорят о часах, то указывают не направление, а характер действия: часы идут хорошо, плохо (нельзя сказать часы идут домой). В значении «быть к лицу» этот глагол должен иметь обязательное дополнение в дательном падеже без предлога (кому идёт): Платье Вам идёт. В значении «расходоваться» глагол употребляется с дополнениями в винительном падеже с предлогом на: На костюм идёт три метра ткани.
Словообразовательные связи у многозначного слова также различны: разным значениям соответствуют производные. Если речь идёт о глухом человеке, то этот физический недостаток называют глухотой, если же говорят о глухом согласном, употребляют другое название свойства — глухость. Прилагательному глухой в значениях, которые проявляются в сочетаниях глухая стена, глухой лес, не может соответствовать ни то ни другое существительное: не говорят глухота стены, глухость леса (но говорят лесная глушь).
(«Энциклопедия для детей». Том 10. «Языкознание. Русский язык».)
Беседа по вопросам.
- Сколько тезисов в этом тексте?
Как они связаны по смыслу и структурно?
- Какими примерами доказывается справедливость этого тезиса?
А второго?
Озаглавьте текст.
Напишите изложение.
Текст развивает речь учащихся, закрепляет и углубляет знания школьников о многозначных словах.
Тема. Синонимы.
Творческое списывание.
Задание.
- Запомните с первого чтения и запишите по памяти синонимический ряд со словами коричневый.
Коричневый, кофейный, шоколадный, каштановый, карий.
- В следующем отрывке поставьте на месте точек слова из того синонимического ряда, который вы записали.
В зале нас встретил юноша лет семнадцати, … глаза его смотрели приветливо. Волнистые … волосы были аккуратно причесаны. Белая с широким отложным воротником рубашка подчеркивала красоту его … загара. Тщательно отутюженные … брюки гармонично сочетались с легкими … цвета туфлями.
Образец выполнения.
В зале нас встретил юноша лет семнадцати. Карие глаза его смотрели приветливо. Волнистые каштановые волосы были аккуратно причесаны. Белая с широким отложным воротником рубашка подчеркивала красоту его шоколадного загара. Тщательно отутюженные коричневые брюки гармонично сочетались с легкими кофейного цвета туфлями.
Устная работа с текстом с последующим лексическим заданием.
Задание. Прочитайте первую строфу стихотворения Н. Рубцова «Букет».
Составьте предложения, синонимичные:
1) первому;
2) третьему.
Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Текст развивает речь учащегося, углубляет знание по лексике по синтаксическим синонимам.
Образец выполнения.
- Я буду долго мчаться на велосипеде.
- Нарву цветов и подарю букет любимой девушке.
Зрительный диктант.
Задание. Укажите стилистическую окрашенность синонимов в следующем тексте.
Горизонты.
Уста и губы — суть их не одна.
И очи — вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим … — глубокие тарелки.
(А. Марков).
Данный текст закрепляет у учащихся навыки употребления синонимичных слов в различных стилях речи.
Образец ответа.
Уста, очи — книжный стиль.
Губы, гляделки — разговорный стиль
Диктант с последующим лексическим заданием.
Задание.
1) объяснить все значения слова «земля»;
2) выписать из текста глаголы — синонимы.
Земля — кормилица.
Родной землёй мы называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и песками. Русской землёй издревле именуют мою большую родину, хотя пашен на ней в десяток раз меньше, чем лесов. И планету свою люди числят Землёй, несмотря на то, что две трети её поверхности залито водами. Наверное, всё это потому, что хлеб наш насущный даёт нам земля — тоненький почвенный слой, ничем не знаменитый дар, накопленный природой за долгие тысячелетия. Землёй — матушкой, землёй — кормилицей приравнены друг к другу, объединены несчётные человеческие судьбы и поколения, миллиарды людей связывали, связывают и будут ещё столетия связывать с землёй свои начала и концы. (В. Чивилихин.)
Образец выполнения.
- Родная земля — тот край, где родился;
Русская земля — Россия;
Земля — планета;
Земля — почвенный слой.
- Глаголы синонимы: называть, именовать, числить, приравнивать, связывать.
Систематическая работа над связным текстом:
1) дает большие возможности слить в единый процесс обучение и воспитание;
2) помогает изжить элементы формализма в обучении языку;
3) развивает логическое и образное мышление учащихся;
4) формирует их способность распределять внимание, то есть направлять его одновременно на несколько видов деятельности;
5) создает возможность правильно сочетать на уроке произвольное и непроизвольное внимание;
6) расширяет кругозор учащихся;
7) способствует развитию их связной речи, то есть более успешному решению основной задачи изучения русского языка в школе.
Литература:
- Алферов, А. Д. Родной язык в средней школе. / А. Д. Алфёров. — М., 1999. -308 с.
- Бабайцева, В. В. Русский язык для 5–9 классов. /В. В. Бабайцева. — М.,2009. –355 с.
- Бахтин, М. М. Проблема в тексте: в кн.: Эстетика словесного творчества. /М. М. Бахтин. — М., 1996. -411с.
- Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. /Л. И. Величко. — М., 1993. — 246 c.
- Виноградов, В. В. Русский язык. / В. В. Виноградов. — М.,1972. — 9–45c.
- Гамзатов, Р. Г. О любви я пою: Лирика. /Р. Г. Гамзатов. — М., 1998. — 512с.
- Голуб, И. Б. Путешествие по стране слов. /И. Б. Голуб. — М., 1992. — 400с.
- Купалова, А. Ю. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений для 5 класса общеобразовательного учебного заведения. /А. Ю. Купалова. — М., 2009. -175с.
- Купалова, А. Ю. Текст на занятиях родным языком (сборник упражнений). /А. Ю. Купалова. — М., 2009. -183с.
- Никитина, Е. И. Связный текст на уроках русского языка. / Е. И. Никитина. — М.,1966. — 328с.
- Никитина, Е. И. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. /Е. И. Никитина. — М., 1992. — 272с.
- Никитина, Е. И. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. /Е. И. Никитина, — М., 1980. -278с.
- Никитина, Е. И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5–7 классов. /Е. И. Никитина. — М.,2009. -304 с.
- Никитина, Е. И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5–7 классы»: 5 класс. /Е. И. Никитина. — М., 1999. -83с.
- Петровский, А. В. Психология/А. В. Петровский. — М.,1992. — 512с.
- Пришвин, М. М. Дорога к другу. /М. М. Пришвин. — М., 1978- 175с.
- Разумовская, М. М. Русский язык. /М. М. Разумовская. — М.,2009. — 219с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2 — х томах /К. Д. Ушинский. — М., 1954.
- Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя. /Л. М. Фридман. — М.,1997. — 228с.
- Чернышев, В. И. Избранные труды. Обучение русскому правописанию. /В. И. Чернышев. — М., 1970. — 2т.
- Чуковский,К. И. От двух до пяти. /К. И. Чуковский — М., 1994. — 400с.
- Шкатов, Л. А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку/Л. А. Шкатов. — М., 1999. — 96с.
- Шульгин, К.П. Заметки о преподавании языка в младших классах/ К.П.Шульгин.- Одесса,1910.- 56 с.