Библиографическое описание:

Артемьев Г. В., Аминов И. Р. Взаимодействие населения и местной власти: современное состояние и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



В данной статье подробно рассмотрены формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Приводится количественная статистика о причинах низкого уровня гражданской активности населения, которые не позволяют принимать участие в осуществление деятельности муниципального образования. Также определяются задачи, которые должны ставить перед собой муниципалитеты для наиболее эффективного сотрудничества с местным сообществом.

Ключевые слова: формы осуществления гражданами местной власти, муниципальное управление, поддержка граждан

Одной из самых значительных составляющих государственного устройства как нашей страны, так и любого другого государства с демократическим устройством, несомненно, является местное самоуправление. В государственном устройстве страны роль местного самоуправления очень велика, так как оно связывает между собой население и государственные структуры [5].

Исторически сложилось, что народ является главным субъектом осуществления власти на местном уровне. К сожалению, этот аспект недостаточно быстро реализуется во многих муниципальных образованиях. Население имеет право на самостоятельное решение, относительно вопросов местного значения, и оно имеет защиту в виде государственных гарантий. Реализация этого права возможна различными способами и в равной мере доступна всем гражданам

Российской федерации [6].

В мировой практике местное самоуправление определяют как право и реальную возможность органов муниципальных образований регулировать существенную часть публичных дел, функционируя в рамках законодательства, под свою ответственность и в интересах населения, которое проживает на определенной территории.

Конституции Российской Федерации установила, что население имеет право осуществлять свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [1]

Сам механизм реализации местной власти населением определен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К нему относятся местный референдум, муниципальные выборы, процедура голосования по отзыву депутатов, опрос граждан, правотворческая инициатива граждан и т. д. [2]

Актуальность данной статьи заключается в том, что власть в государстве будет сильной тогда, когда в процессе своей деятельности органы власти будут опираться на мнение населения. К органам муниципального образования это имеет непосредственное отношение. И чем больше будет многообразных форм реализации гражданами местной власти, тем более структурированным станет местное общество, а, следовательно, более полно будут реализовываться интересы населения в решениях органов муниципального образования. Кроме того, при осуществлении местной власти на практике возникает большое количество вопросов, частые нарушения прав граждан. Данные проблемы требуют регулирования, так как от степени эффективности реализации местной власти зависит улучшение политических, социально — экономических, культурных сфер жизни населения.

В целом законодательство, как Российской Федерации, так и Республики Башкортостан о муниципальном управлении предусматривает предоставление населению широкий круг прав на самоуправление. И дальнейшее возникновение, и развитие различных форм самоорганизации населения будут определяться сегодняшним отношением граждан к участию в общественной жизни, отстаиванием активной гражданской позиции.

Однако следует обратить особое внимание на то, что в настоящий момент система муниципального управления в государстве во многом еще находится в «зародышевом» положении. И это в том числе связано с проблемами, которые возникают при попытках практической реализации гражданами его важнейших составляющих, включая институты непосредственной демократии.

Необходимо учитывать, что даже если наиболее детально урегулировать институты непосредственной демократии, это не станет являться обеспечением того, что граждане начнут активно использовать такие институты. Так как на практике, к примеру, почти не применяются такие формы как голосования по отзыву депутатов, референдумы. Можно сказать, что в нашем обществе существует равнодушие граждан к местной власти, а это в свою очередь деформирует существо самого местного самоуправления.

В науке муниципального права проводятся исследования по поводу интенсивности участия граждан в управлении муниципалитетами.

Так, интересную статистику о причинах, которые не позволяют принимать участие в деятельности муниципального образования, представила кандидат юридических наук Горяченко Е. Е.: во-первых, занятость на работе и дома (42,6 %); во-вторых, отсутствие организации (11,9 %);в-третьих, возраст (10,3 %); в-четвертых, плохое здоровье, болезни (8,7 %); в-пятых, представители органов власти не прислушиваются к мнению жителей (7,9 %); Шестая причина — неуверенность в результативности (5,2 %); Седьмая причина — не позволяют личные качества (3,8 %); восьмая причина — нет средств (2,7 %); девятая — это отсутствие поддержки со стороны других жителей (1,5 %). [8]

Из данной статистики следует, что одними из распространенных причин, в силу которых граждане не участвуют в управлении своим муниципалитетом, являются не только занятость на работе и дома, но и отсутствие организации соответствующего процесса привлечения граждан к осуществлению местной власти. Это свидетельствует о безразличии местной власти в активности населения, так и самих граждан, которые на муниципальном уровне власти должны самостоятельно проявлять инициативу проведения тех или иных мероприятий в пределах муниципалитета.

Согласно данным сайта Совета городского округа г. Уфа на последних выборах депутатов Совета, проводимых в сентябре 2016 года 63,8 % людей, приняли участие в выборах. То есть данная форма осуществления гражданами местной власти является наиболее используемой на территории города.

Также гражданам на сайте городского совета задавался вопрос «Участвуете ли вы публичных слушаниях по проектам городского бюджета, проектам планировки и межевания городских территорий?». По его результатам 52.76 % в них не участвуют, потому что не знают об их проведении и только 21.44 % опрошенных участвуют в них регулярно. 90 % граждан никогда не обращались с инициативами к депутатам своего города. 20 % граждан даже не представляют, что такое территориальное общественное самоуправление.

Половина уфимцев полагает, что за будущее нашего города отвечают депутаты, государственные служащие, глава республики, то есть кто угодно, но только не они. Остальная же половина считают, что за будущее города все же отвечают все его жители.

Таким образом, сегодняшнее наше общество, в своем большинстве, является очень пассивным. И такое положение характерно не только для города Уфа, оно также характерно для всей страны. Население ждет, когда кто-то все за них сделает.

Одной из главных целей для местной власти должно быть создание реальной возможности для граждан влиять на разработку и принятие решений местными органами.

Также одной из задач местных органов должно быть доведение до сведения населения об их возможности участвовать в муниципальном управлении и поддержка граждан. То есть местная власть должна размещать в местных средствах массовой информации и на самом сайте муниципалитета сообщения о тематике будущих заседаний представительного органа с указанием места и времени его проведения. Также должна проводиться рассылка специальных обращений к гражданам, с просьбой высказать предложения и замечания по вопросам повестки будущего заседания представительного органа. Должна проводиться работа с общественными группами и местными активистами, с территориальным общественным самоуправлением. Следует привлекать активных граждан к подготовке вопросов, которые выносятся на обсуждение представительного органа муниципалитета.

На официальном сайте Совета городского округа г. Уфа функционируют разделы «Вопрос депутату», где любой может обратиться к депутату Совета, «Опросы», где исследуется статистика участия граждан в деятельности муниципального образования.

Несомненно, что приобщение граждан к осуществлению муниципального управления нужно рассматривать как одну из важнейших задач не только исключительно органов государственной и местной власти, но и непосредственно населения. Последовательная и систематическая работа органов муниципалитета будет плодотворной, если заинтересованность к осуществлению местной власти будет идти «снизу», от самого населения.

Таким образом, для эффективной работы муниципалитетов необходимо, прежде всего, стремление и воля граждан, а также должностных лиц органов государственной и местной власти разрешать данную проблему совместными усилиями.

Российское законодательство определяет довольно обширный круг форм осуществления гражданами муниципального управления. Но совершенно иное дело, что некоторые из них не так часто реализуются на практике и в действительности являются декларативными формами.

Сегодняшняя же ситуация такова, что граждане в действительности слабо связаны с решением насущных вопросов местной жизни. Не осуществлены те цели, которые ставились при проведении муниципальной реформы, в частности — приближение власти к населению. Тенденция сокращения числа муниципальных образований, прежде всего за счет сельских поселений, это подтверждает. Механизм реализации конституционного принципа народовластия, закрепленный нормами Закона № 131-ФЗ, крайне несовершенен, страдает излишней декларативностью и чрезмерно усложнен. В действительности, не функционируют основополагающие институты демократии, такие как местный референдум, голосование по отзыву депутатов и выборных должностных лиц, правотворческая инициатива граждан и др. Низка эффективность публичных слушаний, часто вместо того чтобы объективно обсуждать проблемы они проводятся лишь для формального утверждения уже ранее одобренных решений. В целом по стране не так активно используется потенциал территориального местного самоуправления.

К тому же роль местной власти в нашей стране нередко умаляется. Граждане не рассматривают местную власть как действенный метод разрешения своих проблем, достижения целей. В реальности можно сказать, что тот слой гражданского общества, который должен присутствовать при осуществлении института местной власти отсутствует. Также очень часто население не знает о своих правах в управлении муниципальным образованием, возможностях улучшения качества жизни.

Избирательное право должно оставаться правом, согласно Конституции Российской Федерации. Необходимо воспитывать политическую культуру населения, политическую заинтересованность, а также заинтересованность в судьбе своего государства, города, района и желание внести вклад в их развитие. Ко всему сказанному, также учить молодежь уметь свободно мыслить, быть ответственными за свой выбор. Разумеется, не нужно забывать о совершенствовании средств агитирования и информирования [4].

В заключение, стоит отметить, что проблемы, которые возникают при осуществлении муниципального управления, требуют разрешения. Для активного вовлечения граждан в реализацию местного самоуправления требуется разработка и осуществление ряда согласованных действий государственными и местными органами власти при активном участии самих граждан. Органы местной власти должны провести работу среди граждан по разъяснению сущности муниципального управления, выработке основ сознательного участия граждан в осуществлении муниципального управления, формированию условий, способствующих осуществлению прав граждан на самоуправление, активному привлечению населения к решению местных вопросов. Местное самоуправление является основой нашего общества, и реализация в ближайшем будущем в его структуре качественных изменений повлечет за собой улучшение функционирования всей государственной системы и общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 03.07.2016 № 298-ФЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации2, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  3. Устав городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г (с посл. изм. и. доп. от 16 мая 2016 г. № 62/2) // «Вечерняя Уфа», № 251(10399), 31.12.2015.
  4. Атзитарова Р. Н.,Аминов И. Р.Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции». Воронеж: ИЦРОН, 8 декабря 2014 г. С. 23–26.
  5. Аминов И. Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2016.№ 19–2. С. 239–242.
  6. Аминов И. Р., Кашапова Н. Р.Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. 2016.№ 57. С. 60–65.
  7. Бычкова Е. И. К вопросу о повышении уровня активности граждан при реализации правотворческой инициативы // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 46–48
  8. Горяченко Е. Е. Население и местная власть: проблемы взаимодействия // Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем / Под ред. К. В. Малова. Новосибирск, 2009. С. 51.
  9. Давтян Д. В. Гражданский контроль в практике местного самоуправления. Экспертная оценка // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7. С 20–23.
  10. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2012.362 с.
  11. Потапских О. А. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. 216с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/uchastie-naseleniya-v-pravotvorchestve-organov-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 18.11.2016)
  12. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2012. 571 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle