Автор: Юмаев Егор Александрович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 14.05.2015

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Юмаев Е. А. Роль муниципальных образований в управлении социально-экономическим развитием Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 880-883.

В России существует несколько уровней управления социально-экономическим развитием. Каждый занимает свое особое положение в сформировавшейся иерархии управления. На нынешнем этапе экономического развития происходит уточнение функций и роли каждого из уровней в социально-экономическом развитии России.

Ключевые слова: уровень управления, муниципалитет, регион, субъект РФ, федеральный округ, Россия.

 

Не теряет актуальности вопрос совершенствования научных и правовых вопросов муниципального управления, оценки его роли в социально-экономическом развитии Российской Федерации. К середине 2015 г. в целом можно говорить о наличии сформированной нормативной правовой базы, регулирующей муниципальное управление. Однако, данный процесс требует постоянного исследования, чему подтверждением служат неоднократные изменения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Продолжающееся развитие местного самоуправления, все усложняющиеся условия хозяйствования обусловливают непрерывный поиск наиболее эффективных моделей управления муниципальными образованиями [1, С. 202].

В нашей стране в основном завершен процесс распределения функций между различными уровнями управления (федеральным, межрегиональным, региональным, местным), для каждого определены соответствующие задачи. Административно-территориальное деление Российской Федерации тесно связано с системой государственного и муниципального управления. Принимаемые органами власти управленческие решения реализуются посредством трех главных элементов административного территориального устройства: федеральный округ, субъект РФ, муниципалитет.

Федеральный округ является экономическим районом высшего звена, крупным территориальным промышленным комплексом [9, С. 10]. Огромные размеры Российской Федерации, наличие значительного количества субъектов РФ, острая необходимость укрепления вертикали власти, ослабленной в 90-е гг. ХХ в., вызвали появление федеральных округов. Не имея органов управления, подобным тем, какие есть в субъектах РФ и муниципалитетах, они не способны оказывать прямое влияние на развитие территорий в своих границах, не отвечают за процессы, происходящие в них. В связи с этим их главное предназначение сводится к аналитической работе с целью повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Регионы являются средним уровнем государственного управления России. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 следующим образом трактует категорию «регион»: «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий» [8]. Регионы наделены обширным кругом полномочий, дающих возможность руководству региона направлять его социально-экономическое развитие в соответствии с определенными приоритетами [1, С. 202]. Регион является главным элементом административно-территориального деления страны и важнейшим проводником федеральной социально-экономической политики.

Муниципальные образования представляют собой третий уровень управления социально-экономическим развитием России. В ведении властей муниципалитетов находятся политическое, экономическое, социальное, экологическое развитие соответствующих территорий, прямо связанное с жизнью каждого местного жителя [1, С. 202].

Между регионом и муниципальным образованием различие в выполняемых функциях заключается в том, что на регионы возложено исполнение двух функций (власти и хозяйствования), а на муниципалитеты — трех (власти, хозяйствования, общественная функция).

Полномочия органов управления субъектов РФ и муниципальных образований различны. Муниципалитеты обладают менее комплексным потенциалом социального и экономического развития, поэтому находятся в определенной зависимости от субъектов РФ. Кроме того, отличительной особенностью муниципалитета является сочетание в «одном лице» объекта и субъекта управления. Благодаря прямому контакту с жителями территории по вопросам жизнеобеспечения они имеют большое влияние и значимость для граждан.

Муниципальным образованиям принадлежит особая роль в системе управления социально-экономическим развитием России в связи с тем, что они завершают систему управления развитием государства и представляют собой объект местного самоуправления. Именно на это уровне исполняются законы и решения органов государственной власти [1, С. 203].

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. планируется появление новых центров роста в субъектах РФ [7], в связи с чем приоритетной задачей становится поиск «точек роста», способных взять на себя роль локомотива как для самих субъектов РФ, так и для России в целом.

К ним в настоящий момент могут быть отнесены города (как правило, за исключением малых городов). Указанный феномен имеет простое объяснение. Именно в городах, в отличие от других типов муниципальных образований, концентрируется серьезный потенциал (экономический, инновационный, социальный, культурный, кадровый и др.). На нынешнем этапе экономического развития вследствие преобладания тактического управления перед стратегическим города не в полную силу используют имеющийся потенциал для развития, не всегда, имея на то основания, являются локомотивами роста близлежащих территорий [4, С. 10–14].

По состоянию на 1 января 2013 г. в России насчитывалось 23001 муниципалитет, из них городских округов только 518 (2,25 %), городских поселений 1687 (7,3 %). Заметим, что в нашей стране понятие «город» шире, чем «городской округ». Городское поселение не обязательно является городом. Поэтому общее число городов на 1 января 2013 г. составило 1097 (из их числа 71,2 % — малые города).

27 ноября 2014 г. официально завершен 1-й этап реформы местного самоуправления. За полгода до этого прямые выборы мэров были отменены еще в 13 административных центрах субъектов РФ (большая часть центров субъектов РФ отказалась от них еще до реформы). Принципиальное новшество, а именно: формирование городской думы из делегированных районами депутатов — решили опробовать только в одном субъекте РФ (в Челябинской области в г. Челябинск). Намечается перераспределение полномочий между местной и региональной властью. В ухудшившихся экономических условиях укрепление вертикали власти будет обосновано экономией бюджетных средств [6, С. 3].

Второй этап реформы подразумевает принятие субъектами РФ нормативных актов о перераспределении полномочий между местным самоуправлением и региональной властью. Сроками этот процесс не ограничен. К началу 2015 г. такие законы приняли, в частности, Московская и Орловская области, Приморский край. В указанных случаях все значимые полномочия вместе с полагающимся для них финансированием были переданы на региональный уровень. Речь о градостроительной политике, дорожном строительстве, похоронном деле, распоряжении землей, ЖКХ [6, С. 3]. Самой реформе местного самоуправления был дан старт после того, как делегаты съезда муниципальных образований в 2013 г. на встрече с Президентом РФ В. В. Путиным поставили вопрос о полномочиях местного самоуправления, их финансовом обеспечении [3, С. 1].

В первом варианте реформы, внесенной в Госдуму РФ группой депутатов [2, С. 2], определялись полномочия только для сельских поселений и внутригородских районов. Одновременно реформа подразумевала обязательную отмену выборов мэров в крупных городах, имеющих внутригородское деление, а также формирование городских дум из делегированных районами депутатов.

Против такого жесткого варианта реформы выступили главы городов от «Единой России». Мэр Саратова О. Грищенко отметил, что реформа способна внести путаницу в устоявшуюся систему власти на местах. По мнению Мэра Самары, решение о выборе мэров должно принадлежать населению [6, С. 3]. Вследствие острой критики, — лишь 30 % отзывов из регионов были положительными, — обсуждение реформы затянулось. В результате ко второму чтению в проекте реформы были сохранены 16 полномочий, которые при любых условиях не могут быть отобраны у муниципалитетов, а требование обязательной отмены выборов мэров крупных городов из него исчезло — формирование власти на местах передали субъектам РФ. Ключевым в реформе местного самоуправления называется делегирование органам государственной власти субъектов РФ права определять систему власти на местах [6, С. 3].

Необходимо продолжение всестороннего обсуждения дальнейшего хода реализации реформы местного самоуправления, вовлечение в этот процесс специалистов-практиков, ученых, представителей крупного бизнеса и общественных организаций.

 

Литература:

 

1.         Афонин С. Н. Муниципальные образования в иерархии управления социально-экономическим развитием России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 37. С. 200–203.

2.         Бекбулатова Т., Городецкая Н. Выборы мэров выводят из больших городов // Коммерсант. 2014. 12 марта. С. 2.

3.         Городецкая Н. Съезд провел переговоры с Кремлем // Коммерсант. 2013. 9 ноября. С. 1.

4.         Копыченко Г. С. Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования // Управленческие науки. 2014. № 2 (11). С. 10–14.

5.         Кошкина С. Н. Значение управления государственными финансами Омской области в обеспечении положительной социально-экономической динамики региона в рамках Стратегии-2020 / Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции. под ред. В. И. Звонникова, О. В. Кожевиной. Барнаул, 2012. С. 61–64.

6.         Перцев А., Корченкова Н., Городецкая Н., Нагорных И. Местной реформе потребуется продолжение // Коммерсантъ. 2014. 27 ноября. С. 3.

7.         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] / Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/ (дата обращения 25.11.2014).

8.         Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10590/ (дата обращения 25.11.2014).

9.         Федеральные округа России. Региональная экономика: учеб. пособие / коллектив авторов; под ред. В. Г. Глушковой, Ю. А. Симагина. М.: КНОРУС, 2011. С. 10.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, субъектов РФ, местного самоуправления, социально-экономическим развитием, управления социально-экономическим развитием, муниципальных образований, реформы местного самоуправления, субъект РФ, социально-экономическим развитием России, управлении социально-экономическим развитием, социально-экономическим развитием Российской, субъектов Российской Федерации, государственного и муниципального управления, количества субъектов РФ, образований Российской Федерации, развитии Российской Федерации, деление Российской Федерации, Президента Российской Федерации, размеры Российской Федерации, развития Российской Федерации.

Ключевые слова

регион, Россия., уровень управления, муниципалитет, субъект РФ, федеральный округ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос