Библиографическое описание:

Радов В. В. К вопросу о совершенствовании деятельности института омбудсменов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 501-504.



Ключевые слова: уполномоченный по правам человека,уполномоченный по правам ребёнка, уполномоченный по защите прав предпринимателей

Институт омбудсмена возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция (XIII век). Стоит заметить, что со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира — как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — РФ) — одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института омбудсмена в России была заложена в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., а затем в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Так, статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет Государственную Думу РФ правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека [1].

Следующим шагом в укреплении российского института омбудсменов стало принятие федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», вступившего в юридическую силу 4 марта 1997 года.

По мнению профессора М. В. Баглая, уполномоченный по правам человека, который является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств, по замыслу создателей Конституции РФ 1993 г., призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий» [2, c. 97].

Необходимо заметить, что за 2015 год к Уполномоченному по правам человека поступило 38093 жалоб от граждан, из которых 36845 было рассмотрено. При этом омбудсменом было направлено 302 запроса в компетентные органы. Число положительных ответов из министерств и ведомств на рекомендации и заключения Уполномоченного составило 227 [4].

Кроме омбудсмена по правам человека, в нашей стране существует Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка) как омбудсмен, который, по мнению А. В. Колосова представляет «новый институт несудебной защиты прав ребёнка» [7].

Между тем, как справедливо отмечает О. А. Бондаренко, для эффективной реализации конституционных прав и свобод ребенка необходимо активное взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества [3, c. 10].

Президентом РФ 5 декабря 2014 года дана высокая оценка работы как федерального, так и региональных уполномоченных по правам ребенка [9].

Учитывая провозглашенное в ст. 1 Конституции РФ стремление России к правовому и демократическому государству с развитым гражданским обществом, Президентом РФ было инициировано создание Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ, что регламентируется Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а также Федеральным законом 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Стоит отметить, что данный институт уполномоченного создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить нарушения их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559–6 ГД «Об объявлении амнистии», которое предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности. Кроме этого, деятельность данного института является полезной, юридически значимой, так как осуществляется конкретная поддержка в защите прав предпринимателей в России и за рубежом.

Рассмотренные виды омбудсменов в России действуют не только на федеральном уровне, опираясь на свой аппарат, но и в субъектах РФ. Общая деятельность координируется федеральным омбудсменом в рамках его полномочий, и в результате такой масштабной работы в сфере защиты прав человека, ребёнка, предпринимателей, каждый из перечисленных получает более значимую защиту от воздействия неправомерных действий физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, государственных органов и должностных лиц.

Резюмируя прогрессивное развитие института омбудсменов и их деятельности в России, стоит заметить такие позитивные аспекты, как осуществление совершенствования законодательной базы в различных сферах жизни общества, восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц, предупреждение таких нарушений, ограничение государственного вмешательства и давления на правоотношения, возникающие в конкретных ситуациях. А также негативные аспекты: недостаточное правовое обеспечение деятельности института омбудсмена в России (отсутствие Федерального закона, регламентирующего деятельность, полномочия Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка), отсутствие необходимой координации деятельности между уполномоченными и органами государства.

На наш взгляд, учитывая преобладание позитивных аспектов в деятельности института омбудсменов Российской Федерации, необходимо развивать данный институт и далее. Мы согласны с К. Н. Евдокимовым, Н. Н. Таскаевым, что в настоящее время требуют дополнительных гарантий информационные права и свободы российских граждан, особенно молодежи и несовершеннолетних, что связано с тотальной информатизацией современного общества и широким распространением социальных информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, ростом компьютерной преступности, игромании, экстремизма, ксенофобии и т. д. [5, 6]. Поэтому деятельность института омбудсменов может стать эффективным средством противодействия информационным правонарушениям, предупреждения и защиты информационных прав человека в Российской Федерации.

Автор также солидарен с позицией ученых [8, 10, 12], считающих целесообразным введение в России должности уполномоченных по правам национальных меньшинств, правам мигрантов, защите прав местного самоуправления и др., а также их тесному взаимодействию с органами прокуратуры, которые выполняют правозащитную функцию и участвуют в разработке, принятии, издании правовых актов в сфере соблюдения законных интересов граждан [11].

Вместе с тем, на сегодняшний день, наибольшее количество жалоб поступает к Уполномоченным по правам человека в сфере социального обеспечения и защиты социальных прав граждан. Поскольку, в соответствии со статьёй 7 Конституции РФ, Россия провозглашается социальным государством, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, то полагаем возможным введение в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации должности Уполномоченного по труду и социальной защите, которые будут представлять и обеспечивать законные интересы социально незащищённых групп населения в Российской Федерации (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, студентов, учащихся, членов многодетных и малообеспеченных семей).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г.: [в ред. от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 9 (3 марта). Ст. 851.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009. — 800 с.
  3. Бондаренко О. А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / О. А. Бондаренко. — Челябинск, 2012. — 26 с.
  4. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ 2016 г [Электронный ресурс] — СПС КонсультантПлюс (21.11.2016).
  5. Евдокимов К. Н. К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // ГлаголЪ правосудия. 2015. № 2 (10). С. 62–64.
  6. Евдокимов К. Н., Таскаев Н. Н. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. Иркутск, 2016. С. 66–74.
  7. Колосов А. В. О правовых основах деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка / А. В. Колосов // Сибирский юридический вестник. — 2012. — № 1. — С. 4.
  8. Конституционное право: учебное пособие [Юрковский А. В., Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Онохова В. В., Праскова С. В., Суркова И. С., Тирских М. Г., Шаламова А. Н.]. — Иркутск, 2015. 611 с.
  9. Личковаха А. В. Ключевые показатели эффективности деятельности уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации (на примере Дальневосточного федерального округа) / А. В. Личковаха // Административное и муниципальное право. — 2015. — № 10. — С. 1055–1060.
  10. Муниципальное право России: учебное пособие [Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И., Юрковский А. В., Юрковский А. В.]. — Иркутск, 2014. 327 с.
  11. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского [Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М., Кузьмин И. А., Любушкина В. П.]. — Иркутск, 2014. 239 с.
  12. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Административное право. — Иркутск, 2012. 287 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle