Библиографическое описание:

Макаренко И. Е., Соловей А. Д. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 475-477.



«Забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (А. Сухомлинский)

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т. е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия.

Известно, что обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии комплексного взаимодействия всех участников психолого-педагогического процесса: медицинских работников, педагогов, специалистов и родителей.

Первый этап работы — это распределение детей по группам здоровья, что позволило оценить состояние здоровья и физического развития дошкольников.

Второй этап — анкетирование родителей, благодаря которому были выявлены ориентиры здорового образа жизни семей и степень заинтересованности родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

При анализе проводимых этапов были определены цели и задачи работы с детьми.

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Задачи:

– В профилактических целях использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии;

– Расширять знания и представления детей о своём организме;

– Дать представление о здоровой пище;

– Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями.

Совместная образовательная деятельность с дошкольниками реализовывалась по блокам:

  1. Блок. «Что я знаю о себе. Я и моё тело».

Цель:

  1. Дать элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.);
  2. Познакомить с влиянием форм поведения на работу перечисленных органов.
  1. Блок. «Режим дня»

Цель:

Формирование представлений о правильном режиме и о его значении для организма человека.

  1. Блок. «Личная гигиена»

Цель:

Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Осуществлять профилактику вредных привычек и закреплять полезные, с использованием психологических приёмов.

  1. Блок. «Движение — жизнь»

Цель:

Учить детей понимать значение движения для здоровья, прививать любовь и желание заниматься подвижными играми и спортом.

  1. Блок. «Рациональное питание»

Цель:

  1. Закрепление знаний детей о правильном питании:

– приём пищи в режимных моментах детского сада и в домашних условиях;

– расширять представления детей о полезной и вкусной пище для организма;

– формировать культуру питания.

Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду. Расширяются представления детей о полезной и вредной для здоровья пище, формируется культура питания.

  1. Блок. «Положительные эмоции»

Цель:

  1. Дать детям представление о настроении, эмоциях, чувствах и их влиянии на здоровье.
  2. Повышение психоэмоциональной устойчивости и формирование психофизического здоровья при взаимодействии с педагогом психологом.

Таким образом, осуществлялся комплексный подход в формировании основ ЗОЖ у воспитанников ДОУ. На начальном этапе, был составлен перспективный план, который дает возможность вести работу с детьми системно и комплексно. В основу составления перспективного плана был заложен разработанный алгоритм:

Алгоритм перспективного планирования.

  1. Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений, о способах укрепления и сохранения здоровья, через различные виды деятельности и их взаимосвязь;
  2. Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы, игровой характер работы с детьми;
  3. Расширение представлений о здоровье в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности;
  4. Закрепление знаний в организованной сюжетно — ролевой игре и интегрированных формах работы по оздоровлению детей.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществлялось в форме игровой деятельности:

– обучающие игры («Полезно-вредно», «Хорошо-плохо», Умей попросить о помощи» и др.)

– творческие игры («Что бы ты сделал, если…»; «Реклама»)

– беседы («Чистота — залог здоровья»; «Движение — основа жизни» и др.)

– занятия — развлечения: («Путешествие в страну Счастливию» и др.)

– дидактические игры («Письмо от Почемучки», «К нам пришёл Незнайка»)

– психологические игры («Ласковое имя»; «Волны»; «Море волнуется…»)

В режимных моментах использовались:

– дидактические игры («Письмо заболевшему товарищу»; «Магазин полезных продуктов»)

– чтение художественных произведений (А. Барто «Я расту», К. Чуковский «Мойдодыр», «Девочка Чумазая», С. Маршак «Великан» и др.)

– иллюстрированный материал («Я и моё тело», «Я и мои чувства, настроение, эмоции», «Я и моя безопасность» и др.)

– Применение здоровьесберегающих технологий с целью профилактики: (физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная, бодрящая, зрительная гимнастики, релаксация и др.)

В самостоятельной игровой деятельности дети имели возможность практически закрепить полученные ими знания и умения.

– сюжетно-ролевые игры («Поликлиника», «Магазин продуктов», «Семья», «Аптека» и др.)

– решение проблемно-практических ситуаций («У твоего друга поднялась температура»; «Если ты упал и ушиб колено» и др.)

В совместной деятельности с семьей предусматривались следующие формы работы:

– родительские собрания «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»; «Секреты психологического здоровья»)

– индивидуальные беседы («В каждой семье свои традиции», «Укрепление здоровья в домашних условиях»)

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

– совместные мероприятия (Спортивные праздники: «День здоровья», развлечения, «Игры-забавы»)

Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей в режимных моментах также уделялось проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

– четкая организация теплового и воздушного режима помещения;

– рациональная одежда для детей;

– соблюдение режима прогулок;

– гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта);

– воздушные и солнечные ванны;

– босохождение после дневного сна по массажным дорожкам.

Закаливающие процедуры неоспоримо повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему, дают детям знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка.

Результативность.

– Повторное анкетирование и тестирование родителей:

– Выставка совместной деятельности родителей и детей по применению здоровьесберегающих технологий в семье (фотоальбомы, презентации, совместные оздоровительные мероприятия);

– Отзывы и предложения родителей на перспективу.

По итогам проведённой работы сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная, систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила низкие показатели детской заболеваемости. Показатель заболеваемости снизился с 1,8 % до 1,5 %; индекс здоровья вырос с 76 % до 89 %; повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей. Положительные отзывы родителей о проделанной работе. Собран богатый тематический материал

Результаты свидетельствуют об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle