Авторы: Гребцова Светлана Алексеевна, Канунникова Ирина Михайловна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Гребцова С. А., Канунникова И. М. Формирование представлений дошкольников пяти-шести лет о здоровом образе жизни в рамках проекта «Быть здоровыми хотим!» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 19-22. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2296/ (дата обращения: 19.02.2018).



Учёными давно доказано, что здоровье человека только на 7–8 % зависит от здравоохранения, и более чем на половину — от образа жизни. Сегодня установлено, что 40 % заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного детства.

В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения различных средств и способов профилактики заболеваний.

Перед работниками дошкольных учреждений стоит важная задача — создавать такие условия жизни и воспитания детей, которые обеспечивали бы гармоническое развитие физических и духовных сил ребенка.

И. И. Соковня-Семенова, автор концепции о здоровом образе жизни, отмечала, что здоровый образ жизни зависит от следующих факторов:

− от пола, возраста и состояния здоровья;

− от условий обитания (климат, жилище);

− от экономических условий;

− от наличия полезных привычек (соблюдения гигиены; закаливания);

− от отсутствия вредных привычек.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что у ребенка дошкольного возраста формируются пока лишь основы развития здорового образа жизни.

Для достижения положительных результатов по формированию здорового образа жизни у дошкольников можно эффективно использовать проектный метод работы.

Уильям Кильпатрик, основоположник проектов, считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». В наше время проектный метод активно используется в практике детских садов. Проекты:

− помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

− помогают осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

− способствуют развитию творческих способностей детей;

− способствуют умению наблюдать и слушать;

− способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

− способствуют развитию мышления;

− развивают воображение, внимание, память, речь.

Использование проектов позволяет построить в дошкольном образовательном учреждении такой тип взаимодействия, при котором активизируется познавательная творческая деятельность человека (педагога, ребенка, родителя).

Для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в нашей группе был разработан и реализован долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Цель проекта — формирование у детей элементарных представлений о человеческом организме, а также воспитание культуры здоровья, которая включает себя:

− ознакомление с ценностями здорового образа жизни;

− формирование интереса к оздоровлению своего организма;

− развитие навыков ведения здорового образа жизни.

Были определены следующие задачи:

  1. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
  2. Формирование представлений о том, что вредно, и что полезно для организма.
  3. Воспитание любви к себе и своему телу.
  4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  5. Развитии представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный –постановка цели и задач, предварительная работа. Разработка проекта.
  2. Выполнение проекта — практическая часть.
  3. Заключительный этап — обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

План реализации проекта.

Рис. 1. Подготовительный этап (сентябрь — октябрь)

Рис. 2. Деятельный этап (ноябрь — май)

Рис. 3. Заключительный этап (апрель – май)

Приведем фрагменты образовательной деятельности.

Тема: «Познакомимся снашими зубами».

Цель: дать некоторые представления о строении и значении зубов.

Задачи: познакомиться со строением зубов методом самообследования; уточнить знания о назначении зубов, их функции, а также об их ухаживании; познакомить детей с расположением зубов в ротовой полости

Методы обучения: рассказ, беседа, самообследование, эксперимент, практическая деятельность, логическое рассуждение.

Ход мероприятия:

Педагог: Сегодня мы будем знакомиться с нашими зубами. Мы пользуемся каждый день. Скажите, где они расположены? Зачем зубы нужны нам? А зачем зубы животным?

Рассмотрим свои зубы в зеркало. А теперь друг у друга.

Чем они отличаются? Какого они цвета? Попробуйте согнуть их язычком. Получается? Глядя в зеркало, осторожно, постучите ложкой о зуб. Что можете сказать о твердости зубов?

Попробуйте покачать зуб пальцами. Получается? Попробуйте вынуть зуб. Опять не получается. Зубы сидят прочно. Они укреплены в кости, которая называется челюстью. Мы не можем увидеть зубы внутри кости у себя, но можем рассмотреть все на кости.

Первые зубы, которые вырастают у человека, выпадают. У кого уже выпали зубы? Как это происходит? Когда приходит время, корень зуба сам собой рассасывается и разрушается. Зубу нечем держаться за челюсть, он выпадает. Обычно это бывает не больно. Зуб сначала качается, а потом совсем выпадает.

А сейчас посмотрим, кто живет у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите ее. Видите, какая она чистая и прозрачная. Потом возьмите зубную щетку, почистите без пасты свои зубы. Водите вверх и вниз как положено. И промойте щетку в стакане чистой водой. Как изменилась вола?

Микробы бывают разные. Одни являются нашими друзьями. Они защищают нас от плохих микробов, не разрешают поселяться на зубах. Другие, наоборот, вызывают болезни зубов.

Рис. 4. Учимся ухаживать за зубами

Заключение.

Педагог: Вот мы и познакомились с нашими хорошими помощниками — зубами. Хорошо, когда они есть. Они могут жевать пищу. Они помогают четко, красиво разговаривать. Но бывают люди, у которых зубов нет. Зубы когда-то были. Но потом выпали. Хозяин за ними плохо ухаживал, и они убежали от него. Таким людям очень плохо: есть нормально не могут, едят только протёртую пищу: пюре и кашу. Не могут есть ни мясо, ни яблоко; им жевать нечем. Потом желудок болит, разговаривают они невнятно. И делаются некрасивыми, нос лежит сразу на подбородке. Помните, как у Бабы-Яги?

А почему они потеряли зубы? Не берегли, не следили за ними. Чтобы с вами такого не случилось, надо беречь зубы и правильно за ними ухаживать.

На заключительном этапе было проведено итоговое мероприятие с детьми «Быть здоровыми хотим!». Где дошкольники показали все приобретенные знания и умения полученные в результате проведения проекта.

Рис. 5. «Быть здоровыми хотим!»

Таким образом, подводя итоги своей работы, можно сказать, что получение знаний и представлений о себе, своем здоровье, способах укрепления и сохранения здоровья будут способствовать осознанному выбору здоровому образу жизни.

Литература:

  1. Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни Волгоград, 2008.
  2. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, здоровом образе жизни, формированию здорового образа, Формирование представлений, Формирование представлений дошкольников, ценностями здорового образа, проектный метод, развития здорового образа, образа жизни Волгоград, ведения здорового образа, здоровый образ жизни, детей элементарных представлений, дошкольников представлений, здоровому образу жизни, проектный метод работы, укрепления здоровья детей, ребенка дошкольного возраста, процессе дошкольного образования, Вопросы дошкольной педагогики, условия жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос