Автор: Попова Диана Викторовна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 06.01.2018

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Попова Д. В. Тематическое планирование в подготовительной группе на тему «Формирование культуры здорового питания» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2980/ (дата обращения: 18.02.2018).



Культура здорового питания детей является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Много знаний получают дети в дошкольном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам культуры питания. Адаптация детей в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии. Однако культура питания дошкольников резко снизилась.

Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», — часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку «топлива», а уж когда и как оно будет доставлено — это имеет второстепенное значение.

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья.

В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие.

Опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует формированию культуры здорового питания дошкольников.

Задачи планирования:

Разработать системы выявления уровня «культуры здорового питания» дошкольников и целенаправленное отслеживание его;

Создать условия для обеспечения «культуры здорового питания» детей и формирование здорового образа жизни;

Просвещать родителей в вопросах «Культуры здорового питания».

Ожидаемые результаты

Ребенок здоровый физически, психологически, нравственно адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни.

Участники программы

– дети;

– воспитатели;

– родители

Принципы здорового питания их свойства ивлияние на здоровье человека

Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей, фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Исключение из рациона тех или иных продуктов из названных групп неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Мясо, рыба, птица, яйца, молоко, кефир, творог и сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних факторов.

Молоко и молочные продукты — источник белка, один из основных источников легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани — витамина В12 (рибофловина).

Кефир, йогурт, ряженка и др. кисломолочные продукты способствуют нормальному пищеварению и угнетают рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике.

В питании дошкольников необходимо применять разнообразные овощи, фрукты и плодоовощные соки. Плоды и овощи, особенно свежие — важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофловоноидов (витамин Р), бета-каротина.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе нашего детского сада вывешиваются ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении — задача, как воспитателя, так и родителей.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи — это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением. Проводятся специальные дидактические занятия по темам: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки» и др.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Для формирования культуры гигиены и правильного питания мы используем стишки-прибаутки:

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мыс тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели — вы свободны,

И играйте как угодно.

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце — в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Основные направления деятельности

Наименование темы

Задачи:

Содержание:

Первая неделя

«Микробы — наши друзья»

Объяснить детям понятие «микробы», убеждать детей соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не кушать чужой ложкой и из чужой тарелки, не брать откусанные продукты.

  1. Беседы «Микробы», «Чтобы нам не болеть»; «Как устроен наш организм»
  2. Загадки о предметах гигиены;
  3. Чтение художественных произведений С.Михалкова «Мимоза», «Грипп», стихотворение Ю.Тувима «Письмо детям»;
  4. Викторина «Правила основ здорового образа жизни»;
  5. Занятие «Бережём своё здоровье или правила доктора Неболйко»;
  6. Рисование на тему: «Вот как выглядит микроб»
  7. 7. Д/и: «Что лишнее?»

Вторая неделя

«Витамины — наши друзья»

Познакомить с основными принципами правильного питания: максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, познакомить с понятием «правильное питание», что такое витамины.

  1. Беседы на тему: «Витамины и здоровье», «Витаминная семья», «Чтобы нам не болеть»;
  2. Загадки о витаминах;
  3. Аппликация «Витаминная корзина»;
  4. Лепка «Мой любимый витамин»;
  5. Рисование: «Витамины — наши друзья»;
  6. Д/и «Полезно-неполезно»;
  7. П/и «Собери витамины»;
  8. Занятие: «О правильном питании и пользе витаминов».

Третья неделя

«Полезные и не полезные продукты»

Формировать у детей представления о полезных и неполезных продуктах. Объяснить, что неполезные продукты плохо влияют на организм человека, а в некоторых случаях и убивают его. А также познакомить с правильной сервировкой стола.

  1. Беседы: «Что полезно для человека?», «О здоровой пищи», «Правильная сервировка стола», «Что мы знаем о посуде?»;
  2. Чтение художественной литературы Г.Заяцева «Приятного аппетита», «Полезные продукты», Ю.Тувима «Овощи».
  3. Загадки об овощах и фруктах;
  4. Экскурсия на кухню;
  5. Д/и: «Выбери и разложи полезные продукты»; «Разложи овощи и фрукты по витаминам», лото «Овощи и фрукты»
  6. Занятие: «А у нас сегодня гости»

Четвёртая неделя

«Этикет»

Познакомить детей с понятием «гигиена питания», учить соблюдать основные принципы питания: не пить из чужой чашки, не брать чужой хлеб и прочее, воспитывать интерес у детей к охране своего здоровья, культуре питания. Познакомить с основными правилами этикета: правильно сидеть за столом, выпрямить спину, есть с закрытым ртом, пользоваться столовыми приборами, пользоваться салфеткой по необходимости.

  1. Беседы: «Как правильно сидеть за столом», «Что такое этикет», «Соблюдай режим дня»;
  2. Загадки о столовых приборах;
  3. Чтение художественной литературы К.Чуковского «Федорино горе», чтение стихов о посуде;
  4. Д/и: «Что лишнее?
  5. Мп/и: «Съедобное-несъедобное»;
  6. Фотовыставка «Как мы обедаем в саду»;
  7. Занятие: «Азбука культурного поведения».

Литература:

  1. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.– М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопр. психол.–1996,№ 6.
Основные термины (генерируются автоматически): детского сада, питания дошкольников, столовыми приборами, приема пищи, здорового питания», «культуры здорового питания», здорового питания дошкольников, питания детей, возрастных особенностей ребенка, здорового питания детей, культура питания дошкольников, учетом возрастных особенностей, правильного питания дошкольников, здорового питания» дошкольников, Чтение художественной литературы, здорового питания» детей, правилам культуры питания, столом сидела Белка, организации питания детей, Организация детского питания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос