Библиографическое описание:

Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 513-515.



В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления

В настоящее время система образования претерпела большое количество преобразований, обусловленных выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обмин из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации.

Проблема эффективности управления привлекала внимания многих научных деятелей во все временные периоды. По мнению Конаржевского Ю. А. эффективность организации управления- это создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах [1].

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое более эффективное состояние организации через разработку и реализацию целенаправленных воздействий.

Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной.

Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является:

− отсутствие методик измерения эффективности управления;

− наличие единых критериев оценки эффективности управления.

Цель статьи — подбор критериев, для оценки измерения эффективности управления на примере дошкольной образовательной организации.

Критерий — это важнейший отличительный признак, который характеризует качественные стороны явления, его сущность. В практической деятельности образовательной организации используется не сам критерий, система показателей, построенная на его основе. Понятие «критерий» на много шире понятия «показатель», таким образом мы можем утверждать, что критерий — это система показателей, определяющая конкретный элемент образовательного процесса [2].

Итак, критерий эффективности, включает в себя систему показателей выражающих главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.

Критерии и показатели эффективности управления вытекают из направлений деятельности руководителя образовательной организацией.

Рассмотрим основные направления работы руководителя дошкольной образовательной организацией и соответствующие им критерии и показатели эффективности управленческой деятельности.

  1. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения (ДОО).

Критерий 1.1. Материально-технические ресурсы ДОО

Показатели эффективности:

− состояние здания и его оснащенность;

− количество детей в соответствии с проектом;

− наличие и состояние помещений для учебной деятельности;

− наличие и функциональность прилегающего участка;

− постройки для спорта и отдыха.

Критерий 1.2. Кадровая и методическая обеспеченность ДОО

Показатели эффективности:

− возрастные показатели педагогов;

− благоприятные отношения между педагогами;

− настроенность педагогов на развитие;

− наличие полного учебно-методического комплекса;

Критерий 1.3. Ресурсы сохранения и поддержания здоровья детей.

Показатели эффективности:

− оптимальное количество учебно-воспитательной нагрузки;

− применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

− медицинский контроль;

− профилактика заболеваемости.

  1. Качество управления ДОУ.

Критерий 2.1. Представления руководителя и его заместителей о целях и приоритетов ДОО

Показатели эффективности:

− знание нормативно-правовых документов;

− отражение в планах ДОО гражданских и нравственных ценностей;

− четкость, конкретность и диагностичность цели деятельности.

− обоснованность приоритетов ДОО.

Критерий 2.2. Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов.

Показатели эффективности:

− дифференцированный подход к сотрудникам ДОО;

− умение вовлечь педагогов, к профессиональному самосовершенствованию;

− организация активных форм профессионального развития педагогов;

− возможность стимулирования и мотивирования профессионального роста педагогов.

Критерий 2.3. Оценивание руководителем своей деятельности и своевременное исправление допущенных недочетов.

Показатели эффективности:

− умение видеть свою работу со стороны;

− терпимое отношение к критике;

− демократический стиль управления;

− конструктивная реакция на ошибки.

  1. Качество учебно-воспитательной работы ДОО.

Критерий 3.1. Состояние учебного плана и рабочих программ.

Показатели эффективности:

− обоснованность учебно-воспитательного плана ДОУ;

− баланс предметных областей и учебной нагрузки по видам деятельности;

− адекватный уровень сложности;

− ориентация на развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-нравственной сферы детей.

Критерий 3.2. Отражение в учебном плане и программе основных компетентностей выпускника ДОУ, представленных в ФГОС ДО.

Показатели эффективности:

− ориентация на развитие у детей самостоятельности и коммуникативных навыков;

− разносторонняя направленность обучения;

− обучение сотрудничеству;

− пропаганда здорового образа жизни.

Критерий 3.3. Кадровое и методическое обеспечение учебного плана.

Показатели эффективности:

− обеспеченность кадрами;

− уровень квалификации педагогов;

− рациональное распределение Должностных обязанностей;

− возможность оказания дополнительных образовательных услуг;

− развитое методическое обеспечение.

  1. Психологический климат вДОО.

Критерий 4.1. Стиль отношений в ДОО.

Показатель эффективности:

− стилевые отношения между педагогами и воспитанниками (диалог, сотрудничество, взаимопонимание);

− восприятие ошибок;

− настрой на поддержку, создание ситуаций успеха.

Критерий 4.2. Поддержка инициатив и творчества педагогов, самостоятельности детей

Показатели эффективности:

− стремление разобраться в инициативных предложениях коллег;

− терпимость и поддержка их при неудачах;

− желание применить лучшие находки коллег в практике.

Критерий 4.3. Условия труда и отдыха педагогического коллектива.

Показатели эффективности:

− удобный распорядок рабочего дня;

− эстетика интерьера;

− наличие времени и места для методической работы;

− психологическая поддержка педагогов и детей.

  1. Квалификация педагогов ДОУ.

Критерий 5.1. Преобладающие ценности педагогического коллектива ДОУ.

Показатели эффективности:

− личность ребенка — объединяющая коллектив.

− ценности сотрудничества и профессионально-педагогической этики;

− учет интересов ребенка.

Критерий 5.2. Профессиональная компетентность педагогов.

Показатели эффективности:

− владение учебно-методическим материалом и современными методами ведения занятий.

− рефлексия причин успехов и неудач своей деятельности.

− стабильность в достижении положительных результатов труда независимо от контингента детей и других факторов;

− организация их самостоятельной работы исследовательского типа.

Критерий 5.3. Сотрудничество педагогов и ориентация их на совместные достижения.

Показатели эффективности:

− отношение педагогов к сотрудничеству в коллективе;

− обмен опытом работы;

− ориентация на командную проектную работу;

− распределение поручений согласно индивидуальным склонностям и интересам педагогов.

  1. Достижения детей ДОУ.

Критерий 6.1. Уровень освоения детьми программного материала.

Показатели эффективности:

− количество детей с высоким, средним и низким уровнем образовательных достижений;

− обеспечение со стороны педагогов динамики развития детей;

− процент выполнения возрастных интеллектуальные нормы детей.

Критерий 6.2. Положительная познавательная мотивация, стремление к самообразованию.

Показатели эффективности:

− положительный настрой на занятия с преобладанием интереса и ответственности;

− организованность, дисциплина;

− владение основными познавательными умениями, навыками произвольности;

− сформированность контрольно-оценочных действий.

Критерий 6.3. Ценности детского коллектива, отношения детей между собой, их поведение вне ДОУ.

Показатели эффективности:

− ценности, преобладающие в детских коллективах;

− отзывы окружающих о воспитанности детей;

− проявление ими заботливого отношения к другим людям.

При обработке результатов экспертной оценки возможно применение бальной систему по каждому показателю, где высокий показатель — 3 балла, средний — 2 балла, низкий — 1 балл.

Таким образом, мы можем подвести приблизительную оценку эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации.

Подобранные критерии помогу в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Новая школа, 2007. — 158 с.
  2. Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. — Спб.: СП6АППО, 2006. — 96 с.
  3. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1998. — 178 с.
  4. Третьяков П. И. Практика управления современной школой. — М.: Новая школа, 2005. — 200 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle