Библиографическое описание:

Сайханов У. И. Анализ основных элементов общественного восприятия территориального образа современной Чеченской Республики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 416-420.



В статье рассматривается проблема ключевых элементов воздействия существующего образа территориального образования на его общественное восприятие на примере одного из самых одиозных регионов Российской Федерации — Чеченской Республики, переживающей в настоящее время сложный этап возрождения после затянувшегося военного конфликта.

Ключевые слова: территориальный бренд, имидж территории, факторы восприятия территориального образа

В современной социальной практике любая территория заинтересована в создании благоприятного имиджа, что, с одной стороны, дает ей возможность получения дополнительного финансирования извне, а с другой — способствует повышению привлекательности, формированию патриотизма и гордости местного населения.

Первыми исследователями проблемы принято считать американских и британских исследователей Дональда Хайдера, Филиппа Котлера и Ирвинга Рейна, опубликовавших в 1993 г. книгу под названием «Маркетинг территорий», в которой все население земли было представлено авторами в качестве потенциальных потребителей, а территории — товаром [1]. Проблемой территориального развития занимался и профессор Oxford Brookes University Стефан Вард [2]. В 2005 году англичанин Саймон Анхольт издает книгу «Бренд всем судья: как брендинг территорий и продуктов может помочь развитию мира», в которой, в частности, предлагает следующие направления развития национального бренда: туризм, экспорт, правительство, люди, культура и наследие, инвестиции и иммиграция [3].

Начиная с 2003 г. тема территориального брендинга становится популярной и в России. В частности, проблемы регулирования социально-экономического развития регионов рассматривались в научных работах И. С. Варениной [4, с. 15–16], Дениса Визгалова [5], Т. А. Кольчугиной [6, с. 58–65.] и целого ряда других российских исследователей.

Богатейшее историко-культурное наследие Северного Кавказа, его уникальные природные ресурсы, гостеприимство кавказского населения дают полное основание для решения данной проблемы через призму разработки территориального бренда. В этой связи, пожалуй, одним из самых показательных и ярких примеров кавказской территории является, с одной стороны, один из самых неоднозначных по восприятию, а с другой, всемирно известный по недавней военной истории регион Чечни. Чеченская Республика переживает сегодня достаточно сложный период возрождения и реабилитации после военного конфликта. Ей необходимо выбрать новый вектор экономического развития и формирования благоприятного образа, и одним из факторов, способствующих этому, может стать туризм. В данной статье обозначены ключевые факторы воздействия территориального бренда на потенциальных потребителей туристского продукта, положенные в основу анализа восприятия образа территории Чеченской Республики, который дал следующие результаты:

  1. Функциональный элемент (набор условий, обеспечивающих качество и стоимость жизни местного населения).

Согласно статистике, Чеченская Республика — четвертый по России регион с наиболее высокой безработицей. При этом 53,2 % безработных — мужчины трудоспособного возраста. Средняя зарплата в Чечне — 21 500 рублей в месяц, а в 2014 году она была самой маленькой по России [7]. При этом, республика входит в тройку самых дотационных регионов России.

В Чечне довольно высокий темп ввода жилья. По данному показателю республика вышла на 23-е место и с каждым годом наблюдается его стабильный рост.

По данным Росстата, к концу 2014 года в Чечне было зарегистрировано 9,7 тыс. промышленных предприятий. Крупнейшее по выручке предприятие — ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный». На втором и третьем местах — «Нурэнерго» и «Грознефтегаз», принадлежащие правительству России. Среди компаний, показавших прибыль — нефтедобывающая компания «Чеченнефтехимпром», ранее находящаяся под управлением «Роснефти», а с конца 2015 года по решению президента Владимира Путина переданная в собственность Чечни. Вместе с тем, совокупная выручка десяти крупнейших компаний Чечни — 27 млрд. руб., и это почти в три раза меньше, чем, например, выручка косметического ретейлера «Л’Этуаль» (62 млрд руб. в 2014 году). Таким образом, валовый региональный продукт Чечни на душу населения хотя и растет на 13–15 % в год, но является самым низким в России (88,5 тыс. руб.).

Следует также отметить, что, несмотря на явные положительные тенденции в области повышения качества жизни, Чеченская республика находится в списке регионов, из которых больше уезжают, чем приезжают. Так, в 2014 году из республики уехало на 2,25 тыс. человек больше, чем приехало (всего Чечню покинули 12 тыс. человек) [7].

  1. Эмоциональный элемент (отношение к власти, совокупность эмоций, вызываемых брендом территории).

Большое значение в вопросе формирования имиджа территории играет отношение населения к административному руководству. Главой Чеченской Республики с 15 февраля 2007 года является Рамзан Ахматович Кадыров, отношение к личности которого в начале его правления у большинства россиян было неоднозначное, однако в последнее время наметилось явное положительное изменение в сторону лояльного восприятия образа руководителя Чеченской Республики. Это наглядно можно увидеть из следующей диаграммы, составленной нами на основе социальных опросов, проводимых Левада-центром в марте 2015 года.

Рис. 1. Результаты социальных опросов жителей Российской Федерации об отношении к руководству Чеченской Республики

Таким образом, из диаграммы можно увидеть, что если в 2006 году Рамзану Кадырову определенно не доверяли 14 % россиян, то в 2015-м — всего 6 %. Уважение к Кадырову испытывают 21 %, симпатию — 14 %, не могут сказать о нем ничего хорошего 7 % респондентов, а раздражение и неприязнь глава Чечни вызывает лишь у 2 % россиян. Растет и уверенность россиян в том, что в Чечне в результате деятельности Кадырова наступило налаживание мирной жизни. В 2006году так считали только 18 %, а в 2015-м — уже 33 %.

О популярности главы Чеченской Республики свидетельствует и тот факт, что его аккаунт в сети Instagram сегодня стал одним из лидеров по количеству подписчиков среди российских политиков. Сейчас у него около 1,65 млн читателей.

  1. Духовно-исторический фактор (восприятие историко-культурного и религиозного наследия территории).

В современный период, когда в мире идет психологическая и информационная война против России, Чеченская Республика уверенно начала реализовывать курс по возрождению духовно-нравственных устоев общества в правовом поле России. Уникальность ситуации заключается в том, что чеченцы живут одновременно в системе трех прав: законы РФ, адаты чеченского народа и шариат. И в мире нет такого аналога, когда абсолютно разные системы прав в одном обществе так гармонично уживаются.

Чеченское общество глубоко религиозно. Сегодня в Чеченской республике действует 931 мечеть: 314 соборных, где совершаются пятничные молитвы, и 617 квартальных (мечеть для ежедневной молитвы). В 2014 году построена 31 мечеть, в 2015 году — 43. На одну мечеть приходится около 1490 жителей — это самый высокий показатель в России [8]. В статистике мирового сообщества по этому показателю Чеченская Республика также стоит в пятерке лидеров. В настоящее время в республике зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

  1. Инновационный фактор (развитость науки и образования, наличие передовых предприятий).

Организациями инновационной инфраструктуры Чеченской Республики сегодня являются:

− инновационный научно-образовательный центр ГГНТУ;

− научно-исследовательский центр коллективного пользования «Нанотехнологии и наноматериалы»;

− технопарк Грозненского государственного нефтяного технического университета.

Руководство Чеченской Республики хорошо понимает, что развитие ее экономики возможно только путем модернизации хозяйственного комплекса, наращивания и использования научного потенциала, вложения средств в новые высокотехнологичные производства. Однако сегодня в республике практически отсутствует инновационная инфраструктура и налицо большой дефицит специалистов в этой области.

Среди завершенных инновационных проектов можно отметить: Кокадойскую ГЭС на реке Аргун, завод по розливу минеральной воды в Сунженском районе и кирпичный завод в Грозном. Вместе с тем, согласно рейтингу RAEX агентства «Эксперт РА» 2015 года, Чеченская Республика входит в неблагополучную группу регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и высокими рисками. Худший, чем у Чечни, инвестиционный потенциал в России имеют только Республики Ингушетия и Тыва. И хотя в Чечне был заявлен ряд крупных проектов, но данных об их успешной реализации пока нет.

  1. Социокультурный фактор (территориальная субкультура, образованность и толерантность населения).

Одной из таких уникальных характеристик рассматриваемой территории является само чеченское общество, не похожее ни на одну из групп кавказских народов. Это единственное общество на Кавказе, где полностью сохранилась вся родовая структура, благодаря которой ни одно несправедливое действие чеченца по отношению к другому чеченцу не остается безнаказанным.

У чеченского народа есть слово «нохчалла», что в примерном переводе на русский язык означает «быть чеченкой/чеченцем» или «чеченственность». Этот термин включает в себя свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе, что является своеобразным кодексом чести. Нохчалла — это умение строить свои отношения с людьми, не демонстрируя своего превосходства. Нохчалла — это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу — никогда! Нохчалла — это особое почитание женщины.

Если говорить о профессиональных характеристиках Чеченского общества, то следует подчеркнуть, что недавнее военное прошлое Чечни пока не позволяет ей сформировать команду профессионалов, способных вывести экономику на должный уровень. И хотя число студентов в Чечне за последние десять лет выросло почти на 9,7 тыс. человек, в настоящее время всего 19,4 % из занятых в экономике жителей имеют высшее образование. Это самый маленький процент в России. Большинство работающих жителей Чечни окончило 11 классов (50,7 %) [7]. На сегодняшний день, согласно проведенного в 2015 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга, на территории республики действуют 3 региональных вуза и 2 филиала, головные организации которых находятся в иных субъектах федерации.

Вместе с тем, по числу медицинского персонала Чеченская Республика сегодня занимает последнее место в стране. Большая проблема в регионе с детскими садами и школами. Таким образом, перед руководством республики стоит глобальная задача развития образования и здравоохранения и формирования команды профессионалов, способных вывести социально-экономические показатели на приемлемый уровень. В данной связи, в 2015 году в регионе стартовал беспрецедентный публичный проект «Команда», демонстрирующийся по одному из центральных каналов, в рамках которого любой участник, независимо от пола и возраста, с образованием любого профиля, получает шанс стать помощником главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Победителю проекта предложат дальнейшую работу в команде администрации республики на постоянной основе и возможность возглавить Агентство стратегического развития Чеченской Республики [9].

  1. Глобальная ответственность территориальных властей (отношение органов власти к безопасности).

На основании официальной статистики в последние годы Чечня неизменно признается одним из самых безопасных регионов России. На рисунке 2. представлена информация по динамике преступлений, зарегистрированных в регионе, составленная по данным портала правовой статистики Генпрокуратуры за последние пять лет.

Рис. 2. Динамика количества зарегистрированных преступлений в Чеченской Республике

Вместе с тем, несмотря на благополучную официальную статистику, по уровню террористической опасности Чеченская Республика занимает второе место в России (после Дагестана). В 2015 году здесь произошло три вооруженных столкновения между силовиками и боевиками, два подрыва и столько же терактов, в результате которых погибли 14 и ранены 16 человек [10].

Порядок в современной Чечне охраняют бойцы нескольких подразделений МВД России — батальоны «Север» и «Юг» 46-й дивизии Внутренних войск МВД, где служит около 2000 солдат. Костяк силового блока Кадырова составляют бойцы вневедомственной охраны МВД республики в количестве 2400 бойцов. Этому подразделению поручены одни из самых ответственных участков работы — охрана нефтяных предприятий и родового села Кадыровых. Имеется также полк спецназа при МВД Чечни (1600–1800 человек)[11].

26 ноября 2016 года исполнилось 22 года с момента начала первой чеченской войны. Несколько десятков тысяч жизней и почти полностью разрушенные населенные пункты — таковы итоги двух войн на территории Чеченской Республики. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы не слышал о чеченцах, и, чаще всего, эти знания носят негативный оттенок с ярким милитаристским окрасом. Однако времена меняются Современная Чеченская Республика во главе со своим лидером Рамзаном Кадыровым переживает этап возрождения после затянувшегося военного конфликта, целью которого является не только восстановление разрушенных войной территорий, но и ренессанс уникальной национальной культуры, формирования уникального образа дестинации. Региону необходимо выбрать новый вектор экономического развития, эффективным проводником которого может стать туризм. Для этого в Чеченской Республике есть богатейший историко-культурный, и природный потенциал.

Литература:

1. Haider Donald, Kotler Philip, Rein Irving, Marketing Places, 1993.

2. Ward Stephen. Selling Places: The Marketing and Promotion of Towns and Cities 1850–2000 (Planning, History and Environment Series), 1998.

3. Anholt Simon, Hilderth Jeremy, Brand America: The Mother of All Brands (Great Brand Stories series), 2005.

4. Варенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом, 2006. — № 6.

5. Кольчугина Т. А. Территориальный маркетинг, его роль в продвижении курортных дестинаций // Университетские чтения — 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015.

6. Визгалов Д. Маркетинг города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. – 367 с.

7. Исследование РБК: 20 главных фактов о Чечне. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rbc.ru/research/society/01/02/2016/56ae68679a7947d73142182d (дата обращения 12.10.2016 г.)

8. Абдулла Истамулов. Миссия Устазов и вирдовый фактор в истории Чечни [Электронный ресурс]. — URL: http://www.grozny-inform.ru/news/express/74537/(дата обращения 10.10 2016 г.).

9. «Команда» с Рамзаном Кадыровым. [Электронный ресурс]. — URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/60699 (дата обращения 24.10.2016 г.)

10. Статистика жертв на Северном Кавказе. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/289932/ (дата обращения: 10.10 2016 г.)

11. Армия генерала Кадырова // Новая газета. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/07/24/44520-strana-spetsnaz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle