Библиографическое описание:

Павлова А. М. Психологические проблемы низкого приоритета участия студентов в информационных интерактивных формах организации учебного процесса // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 839-841.



The article discusses the possibility of using electronic resources in educational process. Established problem of low intrinsic motivation, no desire, first-year students to work with the resources of an interactive information environment of high school. To solve this problem, we consider the possibility of familiarizing students to design and research activities, which will provide the value-semantic identification with the values of the chosen profession.

Keywords: information educational environment, e-learning, project-research work of students

Введение новых федеральных государственных стандартов в системе высшего образования сопровождается необходимостью модернизации способов и технологий организации учебного процесса для развития предметных, метапредметных и личностных качеств студентов. Решению данной проблемы может способствовать информатизация традиционной образовательной среды с целью создания информационной интерактивной среды вуза. В этом контексте информационная интерактивная среда как системно организованная совокупность информационных ресурсов и организационно-методического обеспечения становится интегрированным средством (ресурсом) реализации образовательного взаимодействия, создается и функционирует для удовлетворения информационных потребностей пользователей в процессе решения образовательных задач.Новый формат отношений позволяет студентам получить возможность контролируемого доступа к образовательным ресурсам с применением телекоммуникационных сетей различного охвата, а преподавателю организовать учебное пространство в режиме непрерывного за счет электронных средств обучения (облачные технологии, Smart-технологии).

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в части 2 статьи 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» предполагает представление информационной образовательной среды в электронной форме [5]. Современный образовательный процесс должен основываться на широком использовании возможностей безбарьерной информационной образовательной среды с применением интерактивного обучения и дистанционных образовательных технологий, для формирования которой требуется активная работа педагогов по созданию теоретической и практической предметно-профессиональной базы, разработке уникального комплекса дисциплин в интерактивной форме, разработке электронных образовательных ресурсов. Обогащение содержания образования позволяет расширить инструментальный спектр средств на основе создания электронных учебников с интегрированными звуковыми записями и видеоизображениями, реализации виртуальных мастерских и лабораторий, конференций. Кроме того, средства контроля на базе информационной интерактивной средыпозволяют не только педагогу, но и студентам осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку уровня усвоения учебного материала, выступая, таким образом, средством самоконтроля и формирования самооценки.

Использование информационных технологий обучения позволяет выйти на формирование образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы: имитационное моделирование проблем в изучаемой предметной области, проведение экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Избыточность и разнообразие компонентного состава информационной интерактивной среды позволяет, с одной стороны, обеспечить формирование основных компонентов профессиональной компетентности студентов, достижению предметных и метапредметных результатов учебной деятельности, а с другой стороны, учитывать потребности самих студентов в формировании опыта творческой, познавательной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, которые обеспечивают личностную и учебно-профессиональную самоидентификацию студентов, способствуют их профессиональному самоопределению [1, 4].

Несмотря на широкие возможности интерактивного доступа к информационной образовательной среде, среди студентов первого курса мы столкнулись с проблемой их низкой вовлеченности в процесс использования электронных ресурсов при освоении учебных дисциплин. Проведенный нами опрос относительно содержания условий, препятствующих использованию интерактивных технологий в образовательном процессе, позволил выявить следующие группы препятствий, с которыми сталкиваются студенты первого курса: материально-технические — 17 % (ограниченный доступ к компьютерам, устаревшие компьютеры и программное обеспечение), плохо развитая инфраструктура поддержки информационной интерактивной среды вуза — 19 % (нестабильное подключение к Интернету, доступ к необходимым веб-сайтам закрыт, недостаточная техническая поддержка), личностные факторы пользователей — 64 % (несформированные навыки работы в информационной образовательной среде, низкая мотивация, нежелание работать с электронными ресурсами) (табл. 1).

Таблица 1

Условия, препятствующие использованию студентами первого курса интерактивных технологий вобразовательном процессе

Группа

Содержание препятствий

Процентное соотношение,%

Материально-технические препятствия

Ограниченный доступ к компьютерам

12

Устаревшие (неисправные) компьютеры и программное обеспечение

5

Всего по группе:

17

Плохо развитая инфраструктура поддержки информационной интерактивной среды

Нестабильное подключение к Интернету

8

Доступ к необходимым веб-сайтам закрыт

4

Недостаточная техническая поддержка

7

Всего по группе:

19

Личностные факторы пользователей

Несформированные навыки работы в информационной образовательной среде

14

Низкая мотивация, нежелание работать с электронными ресурсами

50

Всего по группе:

64

Полученные результаты свидетельствуют, прежде всего, о наличии затруднений, связанных с формированием системы внутренней мотивации к использованию электронных ресурсов при освоении учебных дисциплин.

На наш взгляд, это связано с тем, что в юношеском возрасте развитие личности связано не только с освоением предметного мира (как в более младших возрастах), но и с освоением мира человеческих смыслов и ценностей, позволяющих построить собственный уникальный образ мира. Поэтому студенты первого курса нуждаются в создании условий для присвоения ценностей той профессии, по которой они обучаются, на основе совместной продуктивной деятельности с носителем этих ценностей — педагогом.

Дефицит взаимодействия с преподавателями (анонимное, бесконтактное взаимодействие на лекциях) как носителями смыслов и ценностей профессии затрудняет процесс порождения и интерпретации студентами личностных смыслов обучения. На наш взгляд, решение данной проблемы возможно на основе привлечения студентов к участию в проектно-исследовательской деятельности, результаты которой аккумулируются в коллекции самостоятельно выполненных учебных и профессиональных продуктов (портфолио). Такая форма работы позволяет студентам самостоятельно решать постепенно усложняющиеся практические задания — проекты на основе интеграции ранее полученных знаний по разным предметам, овладевать основными исследовательскими методами и коммуникативными навыками. Оценка учебных достижений в такой форме позволяет поддерживать неформальный интерес к курсу, способствует повышению учебной мотивации студентов, проявлению учебной инициативы, снятию психологического барьера перед оценкой [2–4].

К преимуществам проектно-исследовательской деятельности можно отнести:

  • Формирование проектного мышления (способности к познанию действительности на основе разнообразных знаний и конструирование новых объектов — проектов).
  • Стимулирование мотивации учащихся на приобретение знаний.
  • Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
  • Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разнообразных источников.
  • Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
  • Развитие социально-личностных компетенций:

‒ способности брать на себя ответственность;

‒ участвовать в совместном принятии решений;

‒ регулировать конфликты ненасильственным путем;

‒ оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем и окружающей средой, делать здоровый выбор;

‒ владеть устным и письменным общением.

  • Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения данных.
  • Позволяет интегрировать профессиональную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для установления более прочных межпредметных связей, а также для более тесного взаимодействия теории с практикой.

Результаты проектной деятельности оцениваются по следующим критериям:

  • владение способами познавательной деятельности;
  • умение использовать различные источники информации и методы исследования;
  • коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.
  • самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию [2–4].

Результаты проектной деятельности могут быть оформлены в виде тезисов докладов на научных конференциях различного уровня, научной статьи, подготовленной под руководством преподавателя, или курсового проекта. Существенным способом материального стимулирования проектно-исследовательской деятельности студентов является участие в конкурсе на назначение именных стипендий или научных грантов.

Таким образом, на формирование активной интерактивной позиции студентов первого года обучения значительное влияние оказывает создание педагогами специфических условий по вовлечению студентов в насыщенную личностными смыслами интерактивную образовательную среду. В процессе взаимодействия с педагогами как носителями профессиональных ценностей студенты на конкретном предметном материале последовательно интериоризируют (присваивают) принятые нормы, образцы деятельности, творчески применяя их при реализации собственных проектов в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Авраамов, Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования.-2004.-№ 2.- С.40–42.
  2. Антюхов, А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 10.
  3. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е. С. и др. М.: Академия, 1999. 272 с.
  5. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]: Кодексы и законы РФ. — 2014. — Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/ 273-fz-zakon-obobrazovanii-2013/2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle