Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 1437 раз

Библиографическое описание:

Листофорова, К. А. Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов / К. А. Листофорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 704-706. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34109/ (дата обращения: 27.04.2024).



Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и в неученом взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления. [1,248]

Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Сегодня как никогда стала актуальной задача не только сохранения, но и повышения культуры нашего общества. Несомненно, что в данном процессе ведущая роль принадлежит образованию, ведь основными характеристиками современной образовательной парадигмы является культуроцентризм, в контексте которого педагогика выполняет функцию главной коммуникативной технологии, позволяющей интегрировать ценностные и личностные категории культуры в социум. Координатором этого процесса является педагог, который не только транслирует знание, накопленное тысячелетней историей человечества, но и создает условия для вхождения обучающихся в широкий культурный контекст. Именно поэтому культура должна присутствовать в качестве внутренней, опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога. Признание области профессиональной деятельности педагога сферой повышения речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. Современному преподавателю необходим не только широкий круг знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики и психологии, но и владение грамотной выразительной речью и способностью формировать у учеников образцовое речевое поведение. [2,448]

Для педагога язык, речь — прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия средство воспитания, в том числе формирования языковой и речевой культуры учащихся. [3,129]

Однако мы полагаем, что уровень речевой культуры как одно из главных условий эффективности воздействия на разум и чувства ребенка особое значение имеет для учителя начальных классов. Это объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста очень высок авторитет взрослых-родителей, учителей, школьники буквально «впитывают» и копируют поведение и речь учителя, поэтому именно учитель начальных классов должен стремиться владеть образцовой речью.

Профессионально-речевая культура представляет собой результат и отражение общей культуры личности и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности. Это объясняется современными требования к педагогу, который должен быть коммуникативным лидером, человеком творчески мыслящим, умеющим эффективно взаимодействовать на аудиторию. И непременной составляющей его профессионализма является речь — интегративный показатель общей культуры человека. [4,6]

Профессионально-речевая культура-это условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, своеобразный показатель педагогического мастерства. Обоснование данной позиции состоит в том, что учитель является носителем знаний и культуры общества, и поэтому владение речевыми средствами воздействия — важнейшее профессиональное качество, необходимое педагогу. [2,151]

Профессионально-речевая культура учителя начальных классов является метакультурой, так как выступает средством формирования речевой и общей культуры учащихся; профессионально-речевая культура-это системное образование, включающее в себя структурные и функциональные компоненты, имеющие собственную организацию и обладающие интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей. Исходным понятием анализа профессионально-речевой культуры является речевая деятельность, творческая по своей природе. Особенности формирования и реализация профессионально-речевой культуры определяются индивидуально-творческими, психофизическими характеристиками, педагогическим опытом учителя, а также той речевой средой, в которой функционирует учитель начальных классов.

Во-первых, профессионально-речевая культура выступает в качестве показателя личной культуры человека. Издревле риторика ставила в положение взаимозависимости такие понятия, как личность и речь. О необходимости «проверки воспитания человека в разговоре» писал Н. Ф. Кошанский, Ф. И. Буслаев указывал на «нерасторжимое единство родного языка с личностью обучаемого» [2,147].

Профессионально-речевая культура показывает степень сформированности языкового сознания личности, способность творческого использования языкового сознания личности, способность творческого использования средств языка в бытовых и профессиональных ситуациях. В психолингвистике языковая способность рассматривается как механизм, обеспечивающий речевую деятельность, одну из важнейших в процессе становления личности. Кроме того, профессиональное общение создает благоприятные условия для познания окружающего мира и для самопознания.

Во-вторых, профессионально-речевая культура является показателем педагогического мастерства. Рассматривая вопросы профессионального мастерства педагога, исследователи в качестве ведущих компонентов называют речевые, коммуникативные умения. Так В. А. Сластёнин, ВА. Кан-Калик и др. исследователи к числу важнейших педагогических способностей, наряду с дидактическими, конструктивными, перцептивными, экспрессивными, относят и коммуникативные. Анализируя данную проблему, В. А. Сластёнин отмечает, что «педагог, прежде всего с помощью слова может формировать положительную мотивацию детей, познавательную направленность личности, создавать комфортную психологическую обстановку, преодолевать личностные барьеры. Формировать межличностные отношения, — то есть устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами. Успех в организации воспитательной деятельности напрямую зависит от умений педагога видеть многомерно, мыслить нестандартно, ставить вопрос самостоятельно и неожиданно, отвечать точно и недвусмысленно и понимающе, т. е. от умений, опирающихся на языковое сознание личности» [2, 149].

Одной из психологических особенностей младших школьников является высокая подверженность внешним воздействиям. Язык как феномен культуры и речь как деятельность человека, использующего потенциал языка, являются, важнейшими средствами воздействия и влияния на учеников.

Перечисленные аспекты проявления профессионально-речевой культуры учителя начальных классов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личностные особенности учителя начальных классов позволяют ему творчески осваивать педагогическую технику и технологии деятельности, которые являются основой педагогического мастерства и профессиональной культуры. Это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно работать над формированием речевой культуры у учителей начальных классов в образовательной организации.

Таким образом, в системе профессиональной культуры учителя коммуникативная культура является компонентом, обеспечивающим другие составляющие: нравственную, интеллектуальную, духовно-гуманитарную, методологическую, коммуникативную культуру речь отражает культуру личности и сама является средством формирования и проявления профессиональной культуры.

Литература:

  1. Абрамова, Н. Т. Целостность и управление [Текст] / Н. Т. Абрамова. — М.: «Наука», 2004. — 248 с.
  2. Афанасьева, О. Ю. О разработке профессионально ориентированного текстового материала в целях управления коммуникативным образованием будущих учителей [Текст] / О. Ю. Афанасьева // Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Физиологические и психолого-педагогические науки». — 2006. — № 4. — С. 146–151.
  3. Бенин, В. Л. Культура и образование [Текст] / В. Л. Бенин. — Уфа: Изд-во Башк. пед. ун-та, 2000. — 129 с.
  4. Корнеева Н. Ю., Корнеев Д. Н., Менеджмент профессиональной образовательной организации: теория и практика инновационного развития [Текст] / Н. Ю. Корнеева, Д. Н. Корнеев // В сборнике: Гармоничное развитие личности: психология и педагогика сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции.-2016. -С. 4–9
Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-речевая культура, коммуникативная культура, класс, педагогическое мастерство, профессионально-речевая культура учителя, учитель, образовательный процесс, профессиональная культура, речевая деятельность, речевая культура.


Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов. Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Иначе говоря, культура речи представляет собой культуру речевой деятельности в целом, и, следовательно, культура речи характеризует все

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Культура речи как основа коммуникативной компетентности...

Под речевой культурой учителя физической культуры можно понимать процесс

Во-первых, стержнем профессиональной речи является речевая деятельность, имеющая

Речевая культура служит одним из показателей духовного богатства человека, культуры его...

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

профессиональная культура, педагогическая культура, профессиональная деятельность, предыдущее поколение, коммуникативная культура, единый педагогический процесс, высокий уровень...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Культура речевого общения руководителя дошкольной образовательной организации.

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

Иноязычная коммуникативная культура студентов...

Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки. Автор: Гаврилова Ольга Владимировна. Рубрика: Спецвыпуск.

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их...

Слово, речь — показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора...

Работа учителя начальных классов по формированию...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов. Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов. Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Иначе говоря, культура речи представляет собой культуру речевой деятельности в целом, и, следовательно, культура речи характеризует все

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Культура речи как основа коммуникативной компетентности...

Под речевой культурой учителя физической культуры можно понимать процесс

Во-первых, стержнем профессиональной речи является речевая деятельность, имеющая

Речевая культура служит одним из показателей духовного богатства человека, культуры его...

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

профессиональная культура, педагогическая культура, профессиональная деятельность, предыдущее поколение, коммуникативная культура, единый педагогический процесс, высокий уровень...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Культура речевого общения руководителя дошкольной образовательной организации.

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

Иноязычная коммуникативная культура студентов...

Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки. Автор: Гаврилова Ольга Владимировна. Рубрика: Спецвыпуск.

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их...

Слово, речь — показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора...

Работа учителя начальных классов по формированию...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов. Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Задать вопрос