Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Гаврилова О. В. Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/155/44086/ (дата обращения: 18.02.2019).



Готовность и способность к эффективной иноязычной коммуникации очень важна для современного человека, живущего в поликультурном мире, взаимодействующего с представителями разных культур. В настоящее время не достаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания носителей языка, уметь становиться на их точку зрения, в определенной степени научиться мыслить и чувствовать как они. Именно эта способность и определяет качество и продуктивность иноязычной коммуникации, обеспечивает продуктивный диалог культур. Такая способность должна сформироваться и развиться у человека в достаточно раннем возрасте, стать его «второй натурой». В отсутствии естественной иноязычной среды такая способность может быть сформирована у ребенка только учителем иностранного языка, преподающего его в начальной и основной школе. Готовить учителя к решению этой задачи необходимо осмысленно и целенаправленно. В то же время данный аспект профессиональной подготовки недостаточно теоретически и практически разработан.

На основе проведенного анализа философской, психолого-педагогической литературы мы рассмотрели определение понятия «культура» с учетом различных научных направлений. Так, представители философского направления (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Н.С. Выготский, М.С. Каган, Н.З. Чавчавадзе и др.) рассматривают культуру как совокупность достижений человека в его бытии. Ю.М. Лотман определяет человека как культурное существо и требует противопоставления его миру природы. В современных трактовках под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания (Э.С. Маркарян, Ю. Жданов и др.).

В педагогическом и психологическом аспектах определялась связь культуры человека с общением, как неотъемлемой части его бытия (К. Леви-Стросс, В.А. Сластёнин, М.С Каган, А.В. Петровский и др.); рассмотрена коммуникативная культура (И.Б. Игнатова, О.С. Киселёва, А.В. Мудрик, Т.В. Самосенкова и др.), которая является проявлением общей культуры человека и предполагает установку на диалог с иными ценностно-смысловыми образованиями. Далее, на основе работ Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова нами охарактеризовано взаимодействие языка и культуры и определено понятие «иноязычная культура», введённое Е.И. Пассовым, П.В. Сысоевым как личностное формируемое качество человека, которое выражается в готовности и способности осуществлять иноязычное общение.

Проблема иноязычной коммуникативной культуры в рамках высшего профессионального педагогического образования рассматривается исследователями Л.М. Демчук, Г.В. Сапрыкиной, Н.А. Игнатенко как совокупность знаний, умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия между представителями различных культур. При этом формирование иноязычной коммуникативной культуры направлено, прежде всего, на общее развитие личности студента, на его внутренний мир и духовные потребности.

На основе проведённого анализа работ отечественных исследователей мы попытались определить понятие «иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки» как систему знаний о культуре общения; совокупность умений и навыков решать коммуникативные задачи, а также толерантное отношение и эмпатию к партнерам в процессе межкультурного общения.

Серьезный и глубокий теоретический анализ иноязычной коммуникативной культуры (ИКК) позволил рассмотреть термин как социальное явление и новообразование в структуре личности; а также представить несколько дефиниций, в которых отражены наиболее общие и существенные характеристики данного явления. В результате теоретического анализа следует сделать вывод: ИКК проявляется как единое целое в трех взаимосвязанных компонентах – когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном с учетом содержания профессионально-педагогической деятельности.

Формирование ИКК студентов педагогического профиля следует рассматривать через обоснование методологических и дидактических подходов и обратиться к теории вторичной языковой личности, делая ее теоретической основой проблемы. Опираясь на эту теорию, можно показать, как в процессе обучения иностранному языку у студентов формируется система представлений о языке как системе, практические умения и навыки владения иностранным языком, отношение к культуре, представленной в изучаемом языке, к ее носителям, основы культуросообразного иноязычного речевого поведения.

На основании теоретического анализа проблемы можно выстроить модель формирования ИКК студентов педагогического направления. Модель состоит из целевого, содержательного операционно-процессуаль­ного, оценочного, результативного блоков и в целом объективно отражает содержание и структуру образовательного процесса, в ходе которого формируется ИКК студентов педагогического направления.

Несомненный интерес представляет содержательный блок модели, представленной авторской программой спецкурса «Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления». Спецкурс построен таким образом, что в процессе его изучения у студентов формируются все компоненты иноязычной коммуникативной культуры. Содержание спецкурса органично дополняется разнообразными дидактическими материалами, преимущественно аутентичными. Высокий уровень профессионально-педагогической подготовки преподавателя иностранного языка также способствует достижению цели исследования.

Несомненно, следует обратить внимание на педагогические условия, позволяющие формировать ИКК студентов в процессе профессиональной подготовки. В совокупности с моделью они отражают логику педагогического процесса и специфику его содержания. Формируя ИКК обучающихся, преподаватель должен делать это целенаправленно и осознано, то есть сделать это своей педагогической целью. Обучение должно носить интерактивный, коммуникативно-ориентированный характер, поскольку именно в реальном иноязычном взаимодействии и общении формируется вторичная языковая личность, являющаяся психологической основой ИКК.

Литература:

  1. Гаврилова О.В. Минияров В.М. Вторичная языковая личность-результат обучения иностранным языкам//Вестник Самарского государственного педагогического университета. Психология. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 154с.- С.74-79
  2. Гаврилова О.В. Культурологический аспект в языковом пространстве//Язык и культура в России: состояние и эволюционные процессы: Материалы всероссийской научной конференции/отв.ред. Н.А.Илюхина, Н.К.Данилова. – Самара: изд-во «Самарский университет», 2007. – 394 с.- С.43-45
  3. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. – 124с.
  4. Сапрыкина Г.В. Развитие иноязычной коммуникативной культуры студентов: Дис. канд. пед. наук. – Оренбург, 2003. – 208с.
  5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988. – 319с.
Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная коммуникативная культура, иностранный язык, педагогическое направление, профессиональная подготовка, студент, вторичная языковая личность, культура, способность.


Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

7. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. / под ред. И. В. Рахманова.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

7. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. / под ред. И. В. Рахманова.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

Дискурсивный компонент иноязычной коммуникативной компетенции студентов

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

Дискурсивный компонент иноязычной коммуникативной компетенции студентов

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении

Иноязычная культура как ведущий компонент в изучении иностранного языка содержит следующие составляющие

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении

Иноязычная культура как ведущий компонент в изучении иностранного языка содержит следующие составляющие

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы. Опубликовано в. VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы. Опубликовано в. VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань...

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента...

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная сложность, иноязычная деятельность, коммуникативно-когнитивная автономия, студент, язык, языковое образование.

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента...

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная сложность, иноязычная деятельность, коммуникативно-когнитивная автономия, студент, язык, языковое образование.

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, III, вторичная языковая личность, иностранный язык, этап, японский язык

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Необходимость повышения качества профессиональной языковой подготовки специалистов в неязыковом вузе очевидна [Розенфельд, 1991, с. 23].

Иноязычная компетентность будущего специалиста является неотъемлемой частью его профессиональной культуры.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Необходимость повышения качества профессиональной языковой подготовки специалистов в неязыковом вузе очевидна [Розенфельд, 1991, с. 23].

Иноязычная компетентность будущего специалиста является неотъемлемой частью его профессиональной культуры.

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, III, вторичная языковая личность, иностранный язык, этап, японский язык

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

7. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. / под ред. И. В. Рахманова.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

7. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. / под ред. И. В. Рахманова.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

Дискурсивный компонент иноязычной коммуникативной компетенции студентов

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

Дискурсивный компонент иноязычной коммуникативной компетенции студентов

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении

Иноязычная культура как ведущий компонент в изучении иностранного языка содержит следующие составляющие

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении

Иноязычная культура как ведущий компонент в изучении иностранного языка содержит следующие составляющие

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы. Опубликовано в. VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы. Опубликовано в. VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань...

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента...

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная сложность, иноязычная деятельность, коммуникативно-когнитивная автономия, студент, язык, языковое образование.

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента...

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная сложность, иноязычная деятельность, коммуникативно-когнитивная автономия, студент, язык, языковое образование.

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, III, вторичная языковая личность, иностранный язык, этап, японский язык

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Необходимость повышения качества профессиональной языковой подготовки специалистов в неязыковом вузе очевидна [Розенфельд, 1991, с. 23].

Иноязычная компетентность будущего специалиста является неотъемлемой частью его профессиональной культуры.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Необходимость повышения качества профессиональной языковой подготовки специалистов в неязыковом вузе очевидна [Розенфельд, 1991, с. 23].

Иноязычная компетентность будущего специалиста является неотъемлемой частью его профессиональной культуры.

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, III, вторичная языковая личность, иностранный язык, этап, японский язык

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре.

Задать вопрос