Библиографическое описание:

Лобанова Т. И., Лоншакова Н. Ю. Занятия с массажным мячиком // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 367-369.



Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажного мяча.

Задачи:

− сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников;

− развивать сложные координированные движения руки.

Мячи могут быть: яркие, прыгучие, лёгкие, гладкие, колючие.

Мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом.

Он отвлекает от дефекта, побуждает к общению.

− Развивает моторику, помогает ориентированию в пространстве;

− Регулирует силу и точность движений;

− Развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу (особенно важно для гиперактивных детей);

− Активизирует непроизвольное внимание;

− Развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

− Развивает мышечную силу.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

− Сделать рывок в развитии речи — улучшить произношение и обогатить лексику;

− Подготовить руку к письму;

− Скорректировать внимание, способствует развитию терпения, умение сдерживать себя;

− Стимулирует личность, выявляет творческие способности.

Игры с мячом — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод самооздоровления, путём воздействия на активные точки расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. Игры с мячом универсальны и их многообразие и разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желания работать с детьми весело и интересно.

Одним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребёнка является развитие его кисти, руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой пальцевой моторики.

Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания. Улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи и способствуют улучшению состояния всего организма.

Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулирует его психомоторное развитие.

В Китае ещё в древности играли с каменными и металлическими шарами, в Японии — с грецкими орехами. По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется. Поэтому стараюсь, как можно чаще использовать такие игровые моменты.

А игры с мячиком — ёжиком стали ежедневной разминкой. Конечно «ёжик» развивает ручную умелость, мелкую моторику, формирует навыки выразительности, пластичности в движении. А ещё он делает ребёнка активным, бодрит его и активизирует. Дошкольники каждую неделю разучивают новый стишок, согласно лексической теме и подбирают новые движения вместе со своим другом — мячом. В конце занятия они благодарят за «Общение», обращаясь к нему: «Я хочу с тобой поладить, я хочу тебя погладить».

Это удивительное, незатейливое пособие развивает творческие способности детей, скорость реакции. Малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше — ниже», «лево — право», разучивают счёт. Успешно идёт коррекция памяти, увеличивается время восприятия учебного материала.

− Вот бежит колючий ёжик.

У него не видно ножек.

На спине колючек много,

И его не нужно трогать.

− Ёжик побежит в лесочек,

Чтобы там найти грибочек.

А потом дорожкой той

Прибежит к себе домой.

− У ежа — иголки.

Они очень — очень колки.

Осторожен будь,

Угостить его ты не забудь!

− Ёжик яблоко нашёл.

И на спинку наколол.

Вот теперь здоровым будет.

Ребятишек не забудет!

− Мячик сильно я сжимаю.

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик».

Скажет утром каждый пальчик.

− Я круги с мячом катаю.

Из рук его не выпускаю.

Назад — вперёд его качу,

Вправо — влево, как хочу.

− Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока –

Надо их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко.

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам «спасибо» пропищал.

− Мячик — «ёжик» мы возьмём

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол.

Ручкой ёжика прижмём

Немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

− Мы возьмём в ладошки «ёжик».

И потрём его слегка.

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

«ёжик» я в руках верчу

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю

В ладошках

Не достанет его кошка.

− «Ёжик» в руки нужно взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем счёт опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

− Гладь мои ладошки ёж.

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу с тобой поладить,

Я хочу тебя погладить.

− Я мячом круги катаю.

Назад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

− Ёжик маленький бежит,

Носик — бусинка сопит.

Он опять бежит в лесок,

Чтобы там найти грибок.

По тропинке он спешит,

Прямо к норке прибежит.

− У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

Ну, а ёжик, так хорош-

Лучше друга — не найдёшь.

Комплекс упражнений с массажным мячиком «Ёжиком»:

  1. «Возьми — переложи» Взять мяч правой рукой, переложить в левую руку. Выполнять упражнение с перекладыванием мяча 6–8 раз. Сначала дети выполняют задание перед собой, затем за спиной. После того, как задания научились выполнять, не теряя «ёжик», можно усложнить, выполнять с использованием речевого сопровождения.

− Здесь живёт колючий ёж,

От меня ты не уйдёшь.

Буду я с тобой играть

Своим другом называть.

  1. «Сожми — разожми» Положить мяч между ладошками, крепко сжав ладони. Ребёнок должен почувствовать «иголочки», затем выпрямить пальцы, но удерживая мяч между ладонями. Упражнение выполнять 6–8 раз.

Речевое сопровождение поможет сделать выполнение упражнения эмоционально.

− Я хочу с тобой поладить.

Я хочу тебя погладить.

  1. «Перекаты» Мяч находится между ладонями. Прокатить мяч до кончиков пальчиков одной руки вверх, затем другой руки вниз. Выполнять 8–10 раз.

− Вот бежит колючий ёжик.

У него не видно ножек.

  1. «Солнышко» Мяч лежит на ладошке. Выполнять круговые движения по всем пальчикам, ладони по часовой стрелке. Вначале рабочая поверхность правой руки, затем — левой руки. Следить за ощутимым нажимом ладоней. 6–8 раз.

− Ёжик маленький бежит.

Носик- бусинка сопит.

  1. «Тук-тук» Мяч находится на ладошке правой руки, кончиками пальцев левой руки стучим по «колючкам» мячика, затем меняем место положения мячика и пальцами правой руки дотрагиваемся «колючек». Выполнять 10 раз.

− Тук — тук,- дверь открой!

Там в лесу охотник злой.

Ёжик, ёжик заходи,

Дверь скорей запри!

  1. «Лови меня» Перебрасывание мяча из одной руки в другую. При ловле мяча, сжать мяч, почувствовать «колючки». Расстояние между ладонями 20–30 см. Повторить 8–10 раз

− Я хочу с тобой играть,

Ловко прыгать и летать.

  1. «Не урони» Положить массажный мяч на тыльную сторону ладошки левой руки, прикрыть его ладошкой правой руки и медленно катим мяч на ладошку левой руки. Не отрывая рук от мяча перекатить мяч на другую руку круговыми движениями. И так меняя положение рук (правая вверху, затем левая и т.д) повторить4–6 раз.

− А теперь дорожкой той,

Ёж придёт к себе домой!

  1. «Гостинцы» Положить мяч на стол. Имитируя сбор гостинцев, дети тремя пальчиками — большим, указательным и средним собирают с «иголочек» дары осени. Называют не спеша, чётко проговаривая звуки. Задания выполняют пальчиками левой, затем правой руки. Достаточно двух раз.

− Ёжик по лесу гулял,

Он гостинцы собирал.

Груши, ягоды, грибы

Пригодятся для еды.

После выполнения упражнений дети убирают мячи — «ёжики» в контейнер со словами:

  1. Ёжик всем нам помогает.

От дремоты избавляет.

Пальцы, речь нам развивает.

Всем добра желает.

Пусть теперь он отдохнёт

Сил до завтра наберёт.

Утром снова мы придём.

И опять играть начнём!

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики» — М. 2001.
  2. Крупенчук О. Н. «Развиваем мелкую моторику» — СПБ. 2002.
  3. Нефедова О. Н. «Пальчиковая гимнастика» — М. 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle