Библиографическое описание:

Никифорова В. А. К вопросу о половом воспитании // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 374-376.



Наиболее серьезным моментов в подростковом возрасте является половое созревание, которое происходит под воздействием гормонов. На этом этапе изменяется гормональный фон. Происходит физиологическое развитие, появляются вторичные половые признаки, которые свидетельствует о формировании репродуктивной функции. В норме половое и физиологическое созревание протекает взаимосвязано. Но бывает, что в этот период в организме подростка возникают различные функциональные расстройства, что в основном связано с перестройкой нервной, иммунной и эндокринной системы. Под действием гормонов происходит феминизация фигуры девочек (нарастает жировая ткань по женскому типу, формируются молочные железы). Отмечается снижение порога возбудимости, лабильности вегетативных реакций, наблюдаются признаки эмоциональной неустойчивости. Именно в этот период наблюдается половое влечение.

На данном этапе важно своевременно и тактично разъяснить подростку о физиологических изменениях, которые характерны для этого периода. Наступление поллюций у мальчиков и менструаций у девочек иногда застает их врасплох, вызывая ряд неприятных, а порой неврозоподобных последствий. Повышенная выработка половых гормонов приводит к изменениям отношений между полами, а это уже имеет нравственную и социальную окраску. Взрослые должны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими советами и рекомендациями.

Согласно общепризнанной классификации фаз полового влечения А. Моля (1909), главным элементом этого процесса является стремление к детумесценции (половому акту) и контректации (ласкам). [7]

Существуют три фазы развития полового влечения:

‒ нейтральная фаза (раннее детство);

‒ фаза недифференцированного влечения (чаще с 9–10 лет и до 20 лет или немного старше);

‒ фаза дифференцированного влечения (характерна для взрослого человека).

Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова определяли половое влечение, как особое отношение человека одного пола к человеку противоположного пола.В тот момент, когда подростки переходят от дружбы к интимным отношениям, наблюдаются четкие половые различия в мотивациях (юноши более важным считают сексуальные отношения, чем интимность, девушки наоборот, интимность более важной, чем секс). [5]

По данным Д. Ларсона с соавторами (D. Larsonetal., 1976), около 70 % старшеклассников имеют постоянного друга или подругу. При этом юноши не стремятся к прочным отношениям с девушками. Девушки же, наоборот, чувствуют себя увереннее и спокойней, имея постоянного друга. (C. Gilligan, 1982). В период юношеской любви (15–17 лет) отмечается тенденция к личностному общению, уединению, совместным прогулкам, разговорам, обсуждениям разных проблем. Основным звеном является познание объекта любви как личности. [4. с.148]

На этом этапе подростки испытывают потребность в совершении половых актов. Но, как правило, первоначально задействуется мастурбация (ипсация,от греч. ipse — сам). Средний возраст начала мастурбации, по мнению Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана(1979), составляет 14 лет с разбросом от 10 до 18 лет и продолжается 4–4,5 года. Она предупреждает раннее вступление подростков в половую связь, поэтому мастурбация имеет некоторые положительные стороны. Подростки не могут оценить душевные качества партнера, поэтому половая близость в этом возрасте не может сопровождаться положительными эмоциями, присущими любви, может нанести подростку психическую травму. Бездуховность половых отношений может зафиксироваться, и нередко именно такие отношения станут единственным способом взаимодействия с противоположным. [4 с.153]

В периодвзросленияважно побудить и научить человека укреплять собственный организм, правильно управлять своей психикой и сексуальностью. Таким образом, актуальной становится задача полового воспитания и «обучения здоровью» детей подросткового возраста. Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Опираясь на исследования П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко следует выделить основные задачи полового воспитания: [3]

  1. Воспитание культуры взаимоотношений между представителями разных полов.
  2. Воспитание уважения к вопросам пола, умение владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями и инстинктами.
  3. Воспитание самообладания, выдержки, необходимой в процессе взаимоотношения людей разного пола.
  4. Формирование чувства ответственности за партнера, уважительного отношения к нему, и развитие самоуважения.
  5. Воспитание духовности, потребности в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии.

В сферу полового воспитания должны входить не только отношения между представителями мужского и женского пола, как интимно-личностное, но и любое другое в общественной жизни, в труде, в отдыхе и так далее. [2]

Изучив и проанализировав исследования В. В. Кагана, мы сформулировали основные направления полового воспитания подростков:

‒ половое воспитание помогает формированию психологической мужественности (женственности), обучает нормальному общению со сверстниками противоположного пола;

‒ половое воспитание формирует сексуальное сознание;

‒ готовит к сознательному и ответственному супружеству;

‒ осуществляет подготовку к сознательному и ответственному родительству, способствует выработке оптимальных репродуктивных установок;

‒ формирует здоровый образ жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т. д.;

‒ способствует профилактике нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка;

‒ предупреждает растление и совращение детей и подростков;

Таким образом, здесь следует говорить о половом просвещении. Д. Слободиан Д., дала такое понятие: «половое просвещение — термин, который означает развитие физических, психических, эмоциональных, половых, моральных, духовных, интеллектуальных и социальных и аспектов личности подростков». [9]. На наш взгляд, половым просвещением старшеклассников нельзя заниматься до того момента, пока не будет воспитано высокое чувство нравственного взаимоотношения полов, сформирована воля юношей и девушек. Прежде чем сообщать юношам и девушкам какую-либо информацию, касающуюся пола, необходимо опираться на морально-этические нормы поведения в обществе. При несоблюдении этих особенностей, можно возбудить нездоровый интерес к вопросам пола. Половое просвещение должно осуществляться с учетом воспитательной системы, его нужно проводить с детьми в интимно-личностной беседе, основываясь на принципах научности, доступности и учитывая возрастные особенности. На наш взгляд, информировать подростков и половой жизни необходимо, так как полная или частичная неосведомленность, а также искаженность в формировании личности, в дальнейшем приведет к трудностям: в создании крепкой, полноценной семьи, сложным внутрисемейным взаимоотношениям и проблемам в интимной жизни. Большое беспокойство вызывает источник получаемой информации. Для подростков это, к сожалению, не родители и не педагоги, а улица (сверстники) и СМИ. Все это может привести к промискуитету, заражениям ВИЧ — инфекцией, венерическими заболеваниями, наркоманиям, алкоголизму, гепатиту, ранним беременностям.

Санюкевич Л. И. в своей работе говорит о таком явлении, как акселерация. «Проблема акселерации, или ускорения умственного и физического развития детей, занимает сейчас умы биологов, врачей, педагогов и социологов всего мира. Есть все основания говорить о биологической и социальной акселерации». [8. c.9] Переходный возраст, как у мальчиков, так и у девочек сдвинулся в среднем на 2,5–3,5 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями. Наблюдается увеличение разрыва между половым созреванием и началом (с нравственной точки зрения) половой жизни. Это усугубляет и усложняет проблему полового воспитания. Санюкевич Л. И. отмечала, что разрыв между половым созреванием и началом половой жизни может достигать 6–8, а то и 10 лет. Половая зрелость, наступившая раньше духовной, может стать источником серьезных опасностей. Подростки, неспособные руководить своими чувствами и эмоциями, неосознанно рожают детей, не имея никакой материальной базы.

С каждым годом растет количество абортов среди девочек — подростков. Они не осознают всей серьезности последствий такого поведения. По данным Рус — инфо, каждый год в России делается около 4 миллионов абортов. В последнее время растет соотношение количества абортов к количеству родов: на 100 родов приходится более 200 абортов. [10] Нет сомнений, что неокрепший организм подростка, при беременности и родах подвергается серьезным опасностям. Нередко половые связи подростков происходят под действием алкоголя, в этой ситуации может произойти зачатие, которое в дальнейшем приведет к рождению ребенка с различными патологиями.

А. С. Макаренко выделял основным методом полового воспитания, пример поведения взрослых, достойных подражания. Большое значение он придавал беседе как методу полового воспитания. Именно на этом этапе нужно говорить о любви, о возникновении семьи, о долге и обязанностях супругов. Он никогда не отрывал половое воспитание от нравственного и говорил ««Вопрос о половом воспитании становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов». [6] Таким образом, мы считаем половое воспитание необходимо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими воспитательными сторонами, начиная с раннего детства.

С целью формирования эмоционально зрелой личности, а именно — подготовки подростков к взрослой жизни, обучения способности адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, необходимо устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. [1] Необходимо учитывать основные принципы полового воспитания. Мы разделяем и дополняем принципы, предложенные исследователем Ю. М. Орловым:

‒ принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).

‒ самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого несовершеннолетним надо ясно представлять себе цели и хотеть достижения их);

‒ принцип «не навреди»;

‒ принцип «не стыди»;

‒ принцип опоры на положительное, в том числе, на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа — положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности;

‒ принцип индивидуального подхода;

‒ принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом — скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан с требованием сублимации;

‒ принцип единства обучения и воспитания;

‒ принцип системности, последовательности, комплексности.

В том случае, если же на данном этапе развития подростка не были учтены все вышеизложенные особенности, то следует говорить о деформированном половом воспитании. Деформированное половое воспитание — такой стиль воспитания, при котором игнорируются все психосексуальные проявления личности подростка или они просто подавляются. Оно напрямую связано с некомпетентностью и необразованностью воспитуемого в вопросах полового воспитания. Его основные проявления: незнание особенностей сексуального развития ребенка и, соответственно, неверная реакция на это развитие, собственные неверные установки по вопросам взаимоотношений полов, а также неверные установки по отношению к воспитуемым.

Для того, чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо проводить половое воспитание у подростков с учетом поставленной цели, задач и основынх принципов.

Литература:

  1. Аккузина О. П. «Вопросы психологии»//Установки подростков по отношению к началу половой жизни. — № 4. — М.: Наука, 2001.
  2. Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учеб. Пособие для вузов [Текст] / С. А. Завражин. Л. К. Фортова. — М.: Трикста: Академ. Проект. 2005. — (Gaudeamus). — 395с.
  3. Иванова О. Н. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста //дисс. канд.пед.наук. — Великий Новгород, 2006. — 33–34, с.208
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  5. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  6. Макаренко Л. С. Лекции о воспитании детей. Mн.,1978, с. 74.
  7. Молль, А. Половая жизнь ребенка / пер. с нем. Рохальского. — М.: Педагогика, 1909. — 264 с.
  8. Санюкевич Л. И. Половое воспитание детей и подростков / Санюкевич Л. И. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 48 с.
  9. Слободиан Д. Половое просвещение подростков. Теория и практика. Обобщение опыта работы Свердловского областного центра планирования семьи. Июнь 1999 — ноябрь 2000
  10. http://www.rus-info.ru/402-statistika-po-abortam-v-rossii.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle