Библиографическое описание:

Никифорова В. А. Особенности формирования личности в подростковый период [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 5-7.



Анализ современной литературы свидетельствует, что проблема полового воспитания учащихся является одной из наиболее актуальных и одновременно наименее решенных в современной педагогике. Мы констатируем ускоренное физическое развитие подростков, увеличение их числа, стремящихся как можно раньше войти в социальный мир взрослых. Неопределенные ценностные ориентации современного российского общества усложняют кризисное развитие личности подростка. Подростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим. Так, педагоги, изучающие этот вопрос, отмечали его важность и сложность. Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают данный период развития самым трудным, так как наблюдается повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола. [1] Л. И. Божович отождествлял понятием «подростковый возраст» с понятие «подростковый криз», это говорит о том, что автор рассматривает весь подростковый возраст как критический. У одних несовершеннолетних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно. Характер перехода зависит от совокупности тех условий, которые сложатся на основе развившихся к тому моменту внутренних факторов и условий окружающей среды. [2]

Большое внимание уделяется изучению эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Так, к примеру, Е. П. Ильин выделял следующие черты характерные для эмоциональной сферы подростков:

  1. Большая эмоциональная возбудимость;
  2. Большая устойчивость эмоциональных переживаний;
  3. Повышенная готовность к переживанию страха, проявляющаяся в тревожности;
  4. Противоречивость чувств;
  5. Возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки;
  6. Сильно развитое чувство принадлежности к группе, часто проявляется страх быть отверженным группой;
  7. Предъявление высоких требований к дружбе;
  8. Проявление гражданского чувства патриотизма. [3]

Данный возраст характеризуется активностью всех видов деятельности, учебная деятельность уходит на задний план. Ведущей деятельностью можно считать общение со сверстниками. Так И. С. Кон утверждал, что раскрыться в полной мере подросток может только при общении со сверстниками. Поэтому, чаще всего в этом возрасте мальчики и девочки выбирают в друзья сверстников, которые переживают те же чувства, испытывают те же проблемы и имеют схожие интересы и увлечения. На данном этапе завязывается крепкая дружба, которая отличается избирательностью отношений, устойчивостью и глубиной. Между собой подростки бурно конфликтуют и мирятся. [6] Зачастую на данном этапе меняется круг общения и интересов. Важным моментом этого периода является поиск своего места в социуме, и осознание того, что ты «значим» в кругу сверстников. Подросток замотивирован занять определенное место в коллективе. Идет поиск признания ценности собственной личности. Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д. Б. Эльконин охарактеризовал так: «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». [9] В общении со сверстниками происходит проигрывание различных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. Формируется основное новообразование психики — самосознание.

К. Левин говорил о своеобразноймаргинальностиподростка, выражающейся в его положении междудвумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». [8]

Д. И. Фельдштейн считал, что интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения будет преобладать в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков. [4]

Под воздействием социума формируется мировоззрение, нравственные убеждения и идеалы подростков. Развиваются чувства патриотизма, интернационализма, ответственности, волевые черты характера: настойчивость, целеустремленность. Зачастую взрослые вторгаются в эти процессы и хотят направить подростка, который очень импульсивен в отношении с окружающими. Возникают конфликты, когда их пытаются контролировать, наказывают, ограничивают, требуют от них подчинения, послушания, не учитывает желания и интересы подростка. Такие методы абсолютно не приемлемы, так как они травмируют психику подростка и разрушают доверительные отношения с ними. Следует давать подростку больше возможностей для самостоятельного принятия решений, предоставлять право выбора, формировать чувство ответственности за свои действия и поступки. М. Н. Тхуго отмечал, что подростки, которым оказывается достаточная поддержка в социуме и семье, легче преодолевают эти трудности. [5]

Что же касается интересов и увлечений, то следует отметить, что внимание девочек направлено на человека и сферу его бытия. У мальчиков более выражены склонности отвлекаться на непосредственные дела заниматься не тем, что непосредственно требуется. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.

Одним из наиболее важных моментов в подростковом возрасте является физическое развитие ребенка под воздействия гормонов. С физиологической точки зрения, подростковый возраст обусловлен изменением гормонального фона. Появление вторичных половых признаков (изменением пропорции тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков), что свидетельствует о формировании репродуктивной функции. В норме половое и физиологическое созревание протекает взаимосвязано. Под действием гормонов заметно нарастает масса жировой ткани, за счет этого происходит феминизации фигуры. В этот период в организме могут возникнуть различные изменения, расстройства, что в большинстве случаев обуславливается перестройкой нервной, иммунной и эндокринной системы. Наблюдается изменения в ЦНС, отмечается снижение порога возбудимости, лабильности вегетативной реакции. Именно в этом период начинается проявление полового влечения. На данном этапе перестройки организма взрослый должен находиться рядом, и постараться объяснить подростку причину происходящих в организме изменений. Не следует избегать разговоров об этом. Многое современные родители, стараются просто не заострять на этом своего внимания, с целью избежать деликатный разговор. Тем самым, еще больше усугубляя состояние подростка.

Наступление поллюций и менструаций в этот период застают врасплох, и вызывает неприятные, а порой неврозоподобные последствия. Все выше описанные перестройки в организме, повышенная выработка половых гормонов ведет к изменениям отношений между полами, а это имеет социальную и нравственную окраску. Взрослые должны знать и учитывать эти, особенности и не ограничиваться гигиеническими советами и рекомендациями. Большое внимание следует уделять не только гигиене, но и режиму дня подростка, питанию. Важно своевременно и тактично разъяснять подростку характер и особенности физиологических изменений организма.

Так же не следует избегать разговоров с детьми на некоторые темы, которые заставляют их думать, что эти темы запретны. Искаженная информация вызывает у детей недоверие и нездоровый интерес. Не стоит давать ту информацию, о которой ребенок не спрашивал, или которую не готов осмыслить. Самый простой выход — дать простые ответы на вопросы подростка. На наш взгляд, родителям необходимо всесторонне развиваться в области политики, искусства, общей культуры, чтобы стать для своего ребенка примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Нам импонирует точка зрения М.Волковой, считающей, что ребенок, в период полового созревания должен вести активный образ жизни, избегая всего, что влияло бы возбуждающем образом на либидо, обосновывая это тем, что во время физической активности расходуется половая энергия. К примеру, сейчас набирает популярность здоровый образ жизни, спорт, фитнес. Мы считаем, что семья способна сформировать у ребенка любовь к спорту и здоровому образу жизни. В выходным можно устраивать совместные прогулки на велосипедах, или ходить на каток, хоккей, футбол, в спортзал. Прививать любовь к здоровому и правильному питанию. Все это поможет не только укрепить здоровье ребенка, но и сплотить семью, появятся общие интересы и увлечения.

Только с учетом всего вышесказанного, можно помочь подростку подготовиться к взрослой жизни, обучить способности адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.

Литература:

  1. Драгунова Т. В. Возрастная психология.Психологические особенности подростка. — М.:, 1979. — 141 с.
  2. Божович Л. И., Под ред. Д. И. Фельдштейна. Проблемы формирования личности. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  4. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
  5. Тхуго М. М. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированного подростка // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2013. — № 4 [14] том 2.
  6. Кон И. С. Психология ранней юности.: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1995. — 252 с.
  7. Волкова М. К вопросу о физическом воспитании мальчиков // Русская школа. — 1903. — № 1. — С. 95.
  8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд-ая пед. академия, 1995. — С.160–165.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие личности подростка, подростковый возраст, чувства патриотизма, педагогической психологии, психология.Психологические особенности подростка, режиму дня подростка, поддержка дезадаптированного подростка, подростковом возрасте, формирования личности, интересы подростка, психику подростка, эмоциональной сферы, физическое развитие, Большое внимание, состояние подростка, тенденции педагогической науки, вопросы подростка, период полового созревания, подростковый период, физическое развитие подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос