Библиографическое описание:

Тиллаева Ш. М., Курбанова Ш. Х. Дискуссия как метод идейно-нравственного убеждения учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 396-399.



Ключевые слова: разногласия, истина, отношения, информационный, усвоено, ранее, понимание, научных, моральных, политических, усложнение, расширение, зрителя

Дискуссия метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно и личностно значимым проблемам, вызывающим в коллективе разногласия, порождающим различные точки зрения, обеспечить выработку, поддержку и развитие у учащихся верных в научном и моральном отношении представлений. Наряду с этим дискуссия предполагает также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов.

Дискуссионный метод способствует утверждению в сознании учащихся подлинно научных убеждений, нравственных идеалов, формированию у школьников критического подхода к недостаткам, иммунитета к чуждым и враждебным нашему обществу идеологическим, политическим и моральным установкам.

«В спорах рождается истина» — гласит древнее изречение. Добавим, что в спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление дознаться до истины, умение отстаивать и пропагандировать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения и наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений. Товарищеская атмосфера борьбы мнений в коллективе способствует также формированию уважительного отношения к взглядам оппонентов — выдержки, корректности и тактичности в споре.

Односторонним является понимание дискуссии лишь как противоборства мнений, столкновения противоположных точек зрения. Включая борьбу разных, порой полярных взглядов на ту или иную проблему, она не сводится только к ней. Дискуссия состоит еще и в поддержке тех или иных точек зрения, во взаимном обогащении идей и концепций. Это именно товарищеское обсуждение научных, моральных и иных проблем с целью выработки и уточнения правильной позиции, развития и углубления верных взглядов, доказательства несостоятельности ошибочных представлений.

Вспомним, что информационный и поисковый методы обеспечивают достаточно прочное усвоение тех или иных понятий, идей. Вместе с тем эти знания усваиваются не всеми детьми в одинаковом объеме и, кроме того, могут нередко вступать в противоречие с тем, что было усвоено ими ранее. Уровень научных, моральных, политических и иных знаний у членов одного коллектива тоже не одинаков. У одних они более глубокие и прочные. Другими они еще не усвоены в достаточной мере. У третьих наряду с пробелами в знаниях по тому или иному вопросу могут укорениться ошибочные, неверные представления. Это все и является объективным основанием для успешного использования дискуссии в качестве метода убеждения. «Я часто стремился ктому, чтобы держать класс всостоянии спора, писал В. А. Сухомлинский. — Это очень сложная и тонкая сфера педагогического мастерства. Состояние спора создается благодаря тому, что подростки, мысленно озирая, анализируя факты, словно бы отдаляются от фактов и видят проблему. В этой ситуации есть «за» и «против». Подросток с интересом исследует противоречия и определяет свою точку зрения. Он не беспристрастный «усваивающий знания», а борец» [6].

Важно иметь в виду, что каждый метод убеждения ставит ученика в определенную позицию. Если информационный метод предусматривает позицию учащегося как активного слушателя, читателя, зрителя, а поисковый метод предполагает позицию человека, своим собственным трудом добывающего и обрабатывающего информацию, то дискуссия как метод побуждает воспитанника отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с товарищами.

Использование дискуссионного метода в школе полезно и необходимо, если значительная часть учащихся уже овладела прочными знаниями по обсуждаемому вопросу, если в коллективе учащихся возникли разные точки зрения по дискуссионной проблеме и назрела потребность в критическом преодолении отдельных ошибочных представлений. Исключительно важное условие — это общественная и научная значимость предмета дискуссии, без чего спор превращается в пустые словопрения.

Рассмотрим некоторые особенности содержания дискуссий в школе в зависимости от возраста учащихся.

Для учащихся младшего и среднего школьного возраста особенно актуальны споры, связанные с выяснением моральной оценки поступка. Дискуссии на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», обсуждение различных мнений по поводу популярных художественных произведений занимают важное место в их жизни.

Для старших классов характерно усложнение, расширение тематики дискуссий: они посвящаются уже не отдельным поступкам, а значительным, наиболее острым научным, моральным и эстетическим проблемам, оценке личности того или иного деятеля, героя, художественного произведения в целом.

В деятельности различных объединений подростков и старшеклассников по интересам дискуссии нередко предшествуют выработке коллективных решений. Такой механизм принятия решений вообще характерен для коллективов школьников с развитым самоуправлением, где становится традицией обсуждение единых требований, условий и результатов соревнования и т. п.

В воспитательной работе со школьниками используются различные формы проведения дискуссий.

В работе органов ученического самоуправления, в деятельности комсомольских, пионерских организаций школьников обсуждение моральных проблем, актуальных задач и планов выносится на собрание (сбор).

Вместе с тем есть несколько специфических организационных форм деятельности ученического коллектива, основой которых является дискуссия: это ученические конференции и диспуты.

Ученические конференции проводятся как итог длительной исследовательской работы школьников. Развитие шефских связей школ с научными учреждениями и создание в школах научных обществ учащихся, несомненно, будут способствовать их более широкому утверждению в практике.

Диспут — одна из традиционных и широко практикуемых форм, где метод дискуссии находит наиболее полное свое выражение.

Основой для подготовки и проведения диспута могут служить следующие рекомендации:

  1. Тема диспута должна быть актуальной, проблемной, стимулировать обмен мнениями.
  2. Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного — 4–5, но их формулировка должна быть четкой, а по содержанию вызывать интерес участников диспута.
  3. Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов, выступлений в стенной печати и по школьному радио). До сведения участников доводятся тема, вопросы и рекомендуемая литература.
  4. Желательно специальное оформление помещения, где будет проходить диспут. В этих целях используются плакаты, стенды с соответствующими материалами и т. п.
  5. Необходим подбор опытного и умеющего зажечь аудиторию ведущего. Коротким вступительным словом (10-15 мин) он откроет диспут, а затем будет выполнять обязанности председательствующего.
  6. Важно установить регламент, четкий и предупреждающий всякую возможность пустых словопрений (например, 7 мин для первого выступления, по 3 — для последующих, 1 —для справки).
  7. Если диспут в данном коллективе не стал еще традиционным, целесообразно заранее подготовить нескольких выступающих из числа заинтересованных участников.
  8. От мастерства ведущего во многом зависит весь ход диспута. Большое значение имеет его заключительное слово, в котором подводятся итоги обсуждения, даются оценки выступлений, выражается благодарность участникам.

Эти советы в основном сохраняют свое значение и для других организационных форм дискуссионного метода.

Содержание и форма проведения дискуссий всегда должны строго продумываться с точки зрения их идейной направленности и педагогической целесообразности. Вообще дискуссионный метод требует от педагогов политического чутья и хорошей психолого-педагогической подготовки.

Нельзя не сказать о важности специальной работы по I развитию мышления и речи учащихся. Не секрет, что многие школьники не владеют свободно связной устной речью, не умеют публично выступать. Отвечая на уроках, учащиеся чаще всего ограничиваются кратким пересказом того, что услышали от учителя или прочли в учебнике, не рассуждают, не размышляют вслух. К этому их часто вынуждает и сама постановка вопросов учителем: «Расскажите, что вам известно о…», «Кто нам скажет, когда происходило…», «Какие черты характера воплощены в образе.»... Такого рода вопросы-задания не активизируют мышления учащихся, не вызывают потребности что-то доказать, высказать свое личное отношение к затронутому вопросу, поспорить о чем-либо.

Вот что писал по этому поводу В. А. Сухомлинский: «Мы старались так соединять учебу с воспитанием, чтобы каждый подросток отстаивал, доказывал правоту научно-материалистических истин. Воплощение научной истины в живые страсти, тревоги, волнения, споры — это и есть основа становления мировоззрения, самоутверждения личности. Педагогическую мудрость воспитания мы видели в том, чтобы каждый подросток был борцом за торжество научной истины, а это и есть возвеличивание человека» [6].

Литература:

  1. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 т. — М.; Педагогика, 1983. — Т. 1.
  2. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) // Избр. пед. соч.: В 3 т.— М.: Педагогика, 1981. — Т. 3.
  3. Богданова О. С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.
  4. Введение в научное исследование по педагогике/Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988.
  5. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (Тезисы) // Пед. соч. — Т, 4. — С. 143.
  6. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина//Избр. пед. соч. Т. 1, — С. 366.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle