Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Мусаева У. А. Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9577/ (дата обращения: 18.10.2018).



 

В литературе дискуссию рассматривают, как метод интерактивного обучения с одной стороны, и как особую технологию, с другой. На практике, в качестве метода дискуссия эффективно используется в таких формах обучения, как семинары, деловые игры, кейс — технологии. В дискуссию включены, как известно, такие приемы и методы как «мозговой штурм», анализ ситуации и т. д.

Термин «дискуссия» произошел от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование). Данный термин можно рассматривать применительно к различным областям жизни и деятельности человека. Например, в социальной области — это есть способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Если же рассматривать дискуссию в медицине, то это психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки субъекта в социально созданной дискуссионной группе [1].

Если дискуссии, рассматривают множество проблем, такие как экономические, социальные и экологические, то по завершении можно получить весьма качественные решения. В ходе таких дискуссий, у участников формируется умение рассматривать вопросы неоднозначно и многосторонне.

Дискуссия позволяет не только обмениваться мнениями и убеждениями, но может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, изменение моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развитие навыков межличностного взаимодействия и обеспечение обратной связи.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, повышающая интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, усиливающая развивающие и воспитательные эффекты обучения.

Конечно же, дискуссия создает условия для открытого выражения участниками своих позиций, мыслей, обладает возможностью воздействия на установки ее участников.

Очень близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут. Диспут (от латинского disputare — рассуждать, спорить) — это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции [1].

Другой близкой к дискуссии форме публичного обсуждения является открытый форум. Открытые форумы, как правило, посвящаются более спорным вопросам и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты этих вопросов.

По степени управления дискуссии бывают свободные, неконтролируемые ведущим и дискуссии, направляемые ведущим. Эффективность дискуссии зависит от того обладают ли участники определенными базовыми знаниями или нет. Это могут быть знания, переданные по средствам инструкции, или полученные раннее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изученную во время занятий.

Технология дискуссионного общения включает в себя такие компоненты, как:

          мотивационный (готовность, желание принять участие в дискуссии);

          познавательный (знание о предмете спора, проблемная ситуация);

          операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);

          эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл).

Принципами организации дискуссии является содействие к возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критерии, обеспечение психологической защищенности участников.

К выбору проблемы дискуссии необходимо относится очень серьезно. В первую очередь, проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту обучающихся, накопленному или жизненному опыту, знаниям, умениям, опыту творческой и эмоциональной ценностной деятельности. Спор, возникающий в ходе дискуссии должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия, он должен быть по существу.

Преподаватель должен сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т. е. подать значимость проблемы для участников, создать доброжелательную атмосферу; сформулировать вместе с участниками правила воздействия дискуссии. Так же преподаватель должен стараться добиться однозначного сематического понимания терминов, понятий, дать рабочее определение обсуждаемой темы, руководить дискуссией, поддерживать высокий уровень активности участников, соблюдать регламент и подключать пассивных участников оперативно проводить анализ высказанных идей и мнений.

В результате применения дискуссионного метода должны быть решены такие задачи, как обучение анализу реальных ситуаций, формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирование проблемы.

Дискуссия должна помочь моделированию особо сложных ситуаций, так как сложно единолично охватить все аспекты проблемы.

Так же дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. В отличии от лекции, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект, т. к. активное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, заставляет задуматься над своими установками.

Среди достоинств дискуссионного метода можно отметить и то, что активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе; позволяет понять правильность своих убеждений и установок. Ведущий дискуссии может заострять противоположные точки зрения, подбадривать и поощрять участников спора репликами: «хорошая мысль», «интересный подход», и так далее. Он должен помочь обучающимся формулировать свои мысли, должен размышлять вместе с ними. Это дает возможность развить сотрудничество между преподавателем и участниками, осуществлять гуманизацию учебного процесса.

Любая дискуссия предполагает умение пользоваться гипотезой, доказательствам и опровержением как приемами познавательной деятельности. гипотеза должна отличаться простотой, обладать доказательной силой, опираться на ранее полученные знания, содержать предположения, которые можно проверить. При ведении дискуссии преподаватель может столкнуться с такими трудностями, как:

          дискуссия вырождается в диалог;

          дискуссия не складывается из-за пассивности студентов;

          в дискуссии принимает участие лишь небольшая часть аудитории;

          дискуссия перестает быть упорядоченной.

Конечно же, необходимо оценить эффективность проведения дискуссии по следующим критериям [1]:

          удовлетворение, получаемое учащимися после дискуссии;

          умение учащихся правильно, логично изложить свое и чужое мнение;

          культура дискуссии, соблюдаемая учащимися;

          умение учащихся пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор;

          получение в ходе дискуссии новых знаний и нового социального опыта;

          умение учащихся пользоваться имеющимися знаниями;

          умение встать на точку зрения другого;

          живой обмен мнениями в ходе дискуссии.

Дискуссия является одним из видов межличностного общения, которая является ведущей в современном образовательном процессе. Не только всестороннее и глубокое решение проблемы, но и побуждение участников задуматься над ней, а также осуществить пересмотр своих убеждений и представлений, уточнить и определить свою позицию, научиться аргументированно отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью, является одной и основных задач дискуссии.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что технология дискуссионного общения — это основа личностно-ориентированного образования. На ее основе обучающемуся открывается то, что ранее было скрыто из-за одностороннего видения объекта, процесса, явления. В этой технологии проявляется равенство позиций, в результате они выступают как целости друг друга. Педагог — это «носитель проникновенного слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать собственный голос». Поэтому, умение педагога проектировать и реализовывать диалоговые технологии — это проявление профессионализма преподавателя.

Как сказано в [2], «преподаватель в современных условиях становится теперь не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества». Необходимо преподавателю повышать свою квалификацию, обновлять, как и любому специалисту, свои знания. Конечно же, будущим преподаватели должны овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием и многими другими приемами обучения. Именно они формируют и в дальнейшем развивают необходимые для будущей профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Объем знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Из этого следует, что надо интенсифицировать учебный процесс, целеустремленно формировать качества, необходимые специалистам различных профессий.

 

Литература:

 

  1.              С. Б. Ступина. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. Издательский центр «Наука», 2009.
  2.              Педагогика и психология высшей школы. Серия ≪Учебники, учебные пособия≫. Ростов-на-Дону: ≪Феникс≫, 1998–544 с.
  3.              Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш.проф. образования/ А. П. Панфилова. — 3-е изд., испр.. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дискуссия, учебный процесс, умение учащихся, ходя дискуссии, знание, дискуссионное общение, дискуссионный метод, публичное обсуждение, преподаватель, умение.

Похожие статьи

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения...

Особое внимание уделяется применению дискуссии в процессе обучения навыку говорения

В статье выявлена и обоснована необходимость использования метода дискуссии на уроках

Для реализации вышеперечисленных умений занятия на английском языке должны быть...

Дискуссия как метод идейно-нравственного убеждения учащихся

дискуссионный метод, зрение, знание, диспут, дискуссия, обмен мнениями, метод убеждения, поисковый метод, научная истина, обсуждение.

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях...

Таким образом, метод учебной дискуссии не только позволяет воспитывать речевую культуру, но и побуждает студентов к поиску самостоятельного

В процессе обсуждения и решения проблем в рамках управляемого группового общения у участников вырабатывается умение...

Использование дискуссии как метода формирования...

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях... Метод дискуссии как один из методов проблемного обучения находит все большее.

Решение спорного вопроса определяется уровнем развития мышления и коммуникативных умений учащихся.

Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом...

Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями

Возможности метода групповой дискуссии:  участники дискуссии с разных сторон могут увидеть проблему, сопоставляя противоположные позиции

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции...

Дискуссия — (от лат. discussion) исследование, рассмотрение, обсуждение. Для понятия «дискуссия» можно выделить два основных

2. Педагогический метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включению обучаемых...

Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского...

Такой формой общения может быть учебная дискуссия как метод организации семинарского занятия в высшей школе.В процессе проведения семинара-дискуссии организуется поиск нового знания, оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы студентов.

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по...

В заключение, необходимо подчеркнуть, что в условиях современной академической мобильности умение вести дискуссию на иностранном

Преподаватель как руководитель дискуссии должен не только определить проблему для обсуждения, и обучить определенной...

Технологии обучения студентов в высшей школе

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) — процесс диалогического общения

Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать.

обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения...

Особое внимание уделяется применению дискуссии в процессе обучения навыку говорения

В статье выявлена и обоснована необходимость использования метода дискуссии на уроках

Для реализации вышеперечисленных умений занятия на английском языке должны быть...

Дискуссия как метод идейно-нравственного убеждения учащихся

дискуссионный метод, зрение, знание, диспут, дискуссия, обмен мнениями, метод убеждения, поисковый метод, научная истина, обсуждение.

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях...

Таким образом, метод учебной дискуссии не только позволяет воспитывать речевую культуру, но и побуждает студентов к поиску самостоятельного

В процессе обсуждения и решения проблем в рамках управляемого группового общения у участников вырабатывается умение...

Использование дискуссии как метода формирования...

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях... Метод дискуссии как один из методов проблемного обучения находит все большее.

Решение спорного вопроса определяется уровнем развития мышления и коммуникативных умений учащихся.

Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом...

Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями

Возможности метода групповой дискуссии:  участники дискуссии с разных сторон могут увидеть проблему, сопоставляя противоположные позиции

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции...

Дискуссия — (от лат. discussion) исследование, рассмотрение, обсуждение. Для понятия «дискуссия» можно выделить два основных

2. Педагогический метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включению обучаемых...

Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского...

Такой формой общения может быть учебная дискуссия как метод организации семинарского занятия в высшей школе.В процессе проведения семинара-дискуссии организуется поиск нового знания, оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы студентов.

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по...

В заключение, необходимо подчеркнуть, что в условиях современной академической мобильности умение вести дискуссию на иностранном

Преподаватель как руководитель дискуссии должен не только определить проблему для обсуждения, и обучить определенной...

Технологии обучения студентов в высшей школе

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) — процесс диалогического общения

Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать.

обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.)

Задать вопрос