Библиографическое описание:

Ергазина А. А., Есмуратова Г. Н. Убеждение как коммуникативная стратегия в письменном научном тексте // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 995-998.



Убеждение как коммуникативная стратегия вписьменном научном тексте

Ергазина Алия Абдирамановна, кандидат педагогических наук, доцент;

Есмуратова Гульмайра Нуртугановна, магистрант

Актюбинский университет имени С. Баишева (Казахстан)

Создание письменного научного текста и его восприятие представляют собой эстетическую, национально-культурную деятельность. Соответственно, знание культуры народов, один из представителей которых создал конкретный научный письменный текст, оказывает значительное влияние на уровень восприятия и понимания данного текста его читателем. Компоненты, которые максимально реализуют специфику концептуальной, ментальной, национально-культурной особенностей научного общения, являются культурными компонентами письменного научного текста. Очевидно, что научная теория и концепция зависимы от языка, поскольку, будучи одним из способов познания мира, наука обусловлена языком. Процесс и результаты познания должны излагаться определенным образом, с учетом цели обретения научной ценности и общественной значимости [1, с. 144–150].

Например, изучение принципа убеждения в современном англоязычном научном дискурсе будет способствовать исследованию английской ментальности в общем, национально-культурной специфики английской научной коммуникации. Рассматривая письменный научный текст в коммуникативно- прагматическом аспекте как продукт научной коммуникации [3, с. 16], необходимо указать на наличие определенных коммуникативно прагматических характеристик, среди которых выделяют: целенапраленность (поскольку научный текст представляет собой коммуникативно- ориентированное произведение), адресатность (так как научный текст ориентирован на определенную читательскую аудиторию), интенциональность (реализация авторского замысла) [5] и коммуникативную направленность (подразумевая под таковой прагматическую установку) [10, с. 51].

Прагматическая установка научного письменного текста имеет своей целью навязать читателю конкретную научную точку зрения, авторскую концепцию, поэтому его построение должно отвечать ряду принципов, которые и реализуют это требование. В их число обычно включают следующие принципы: 1) качества, подразумевающий, что автор-ученый передает только ту информацию, которая, на его взгляд, является достоверной; 2) количества, предполагающий, что текст не должен передавать больший объем информации, чем тот, который необходимо передать в конкретном контексте; 3) относительности, полагающий, что любая информация, передаваемая посредством текста, относительна, т. е. оценивается или относительно других текстов, или контекста; 4) способа изложения, считающий, что текст должен быть упорядочен и недвусмыслен [8].

Интенциональность научной коммуникации может показаться спорной, но с точки зрения процесса убеждения она представляется вполне очевидной, поскольку в ходе научной дискуссии (как открытой, так и скрытой, дистанционной, например, при чтении научной литературы) автор намеревается убедить читателя, т. е. реципиента его сообщения, в своих взглядах, точке зрения и т. п., а следовательно, коммуникация приобретает явно выраженный интенциональный характер. Однако на сегодняшний день не столько интенциональность источника научной коммуникации оказывается актуальной проблемой, сколько воздействие и влияние данного источника на реципиента, т. е. получателя научной информации. И в этом случае важной задачей письменного научного текста, помимо объяснения причин явлений, сообщения, описания существенных признаков, свойств предмета научного познания, является также убеждение его реципиента в правильности излагаемой точки зрения и точности аргументации ее автора.

Таким образом, принимая во внимание прагматическую установку письменного научного текста, направленную на достижение убежденности читателя, его необходимо структурировать, учитывая помимо вышеперечисленных принципов и принцип убеждения. Что же представляет собой само понятие «убеждение»? В толковом словаре, под убеждением понимается: «прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точку зрения» [7]. Убедить означает добиться посредством логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы индивидов с конкретной точкой зрения и такого изменения по сравнению с первоначальным сознанием тех, кто убежден, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовали в соответствии с ней.

Г. Д. Левин выделяет три основных значения понятия убеждения, а именно:

1) мировоззренческий принцип индивида (политический, этический, религиозный, философский и пр.), в правильность которого он верит и на основе которого действует. При этом каждое убеждение состоит из двух частей: описывающей и предписывающей (описывающая часть убеждения может состоять, например, из ответа на вопрос «Кто виноват?», а предписывающая — на вопрос «Что делать?»)',

2) коммуникативный процесс, в ходе которого убеждающий (адресант, держатель тезиса) передает адресату социальную информацию и стремится породить у него веру в ее правильность. Следует отметить, что убеждение как процесс и убеждение как результат не соотносятся однозначно: убеждают не только в правильности социальных принципов, но и в реальности социальных фактов. Так, доказательство конкретно-научного положения, например геометрической теоремы, убеждением не называют. Убеждение невозможно породить демонстративным доказательством, но его можно подкрепить или ослабить;

3) в аналитической эпистемологии и социологии научного знания нередко используется термин «убеждение» (belief) в определении термина «знание» (knowledge): «знание есть оправданное убеждение»; или же им вообще заменяется термин «знание», с целью снятия вопроса о его оценке на истинность. Цель убеждения как процесса достигнута, если адресат понял адресанта и поверил ему. Она достигается двумя способами: монологом, когда адресант говорит, а адресат слушает, и диалогом, когда адресат имеет возможность не только задавать вопросы, но и критиковать адресанта. При этом адресат стремится не опровергнуть тезис любыми способами, а испытать его. Результатом испытания может быть как отвержение тезиса, так и полное согласие с ним [6].

Понимая убеждение в письменном научном тексте как способ вербального влияния, включающий в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис, следует отметить, что убеждение можно отнести к речевому воздействию, поскольку при таком коммуникативном использовании языковых выражений автором в модель мира носителя языка вводятся новые знания и модифицируются уже имеющиеся, другими словами, происходит процесс онтологизации знания [2, с. 12].

По сравнению с известными формами воздействия убеждение считается самым «мягким» и цивилизованным способом влияния на людей, поскольку оно взывает к рацио (сознанию, интеллекту), а не «животным чувствам». Кроме того, основной метод убеждения включает в себя отбор и логическое упорядочение фактов и выводов, а не манипуляцию. В результате убеждения происходят добровольные изменения во взглядах или поведении, но не изменения в результате давления или подтасовки фактов.

Однако с точки зрения речевого воздействия убеждение является наиболее сложным способом влияния на сознание индивидуума посредством апелляции к его собственному критическому осмыслению предоставленной информации и стимулированию рефлексии.

Убеждение представляет собой метод коммуникативного воздействия, оказывающий влияние на сознание индивидов и обращенный к их собственному критическому восприятию. В письменном научном тексте убеждение адресата можно описать как процесс передачи автором-ученым рациональных оценок и отношений читателю, призванных оказать влияние на принятие последним решений, действий, изменение его поведения.

Несмотря на то, что убеждение находится в ряду таких речевых актов, как приказ, угроза, внушение, просьба, также направленных на изменение решений адресата, оно существенно отличается от них. В научной сфере объект убеждения обладает свободной волей, ему предоставлена возможность мыслить рационально и быть уверенным в том, что принимаемое им решение окажется благоприятным для него самого [Бокмельдер, 2000].

По мнению Д. А. Копыл, для эффективного убеждения автор письменного научного текста должен учитывать ряд факторов, согласно которым ему необходимо соответствующим образом планировать и строить свое сообщение. Прежде всего, речь идет о факторе личности ученого — автора письменного научного текста [4].

Убеждение может состояться в том случае, если слушающий (объект) способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации, другими словами, если он в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится. Это означает, что для успешного убеждения необходимо, чтобы логика мышления говорящего (субъекта) воздействия, равно как и используемая им аргументация, были близки особенностям мышления слушающего. Следовательно, особую роль приобретает учет национально-психологических особенностей слушающего, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания сообщения.

Чтобы избежать разногласий с читателем, автор научного письменного сообщения должен излагать свои мысли, учитывая фактор сотрудничества. Успех научной коммуникации зависит не только от того, о чем говорят собеседники, но и от их общего подхода к взаимодействию. Как нами уже было отмечено выше, для письменного научного текста характерна диалоговая составляющая, так как письменный научный дискурс строится между автором научного письменного текста и читателем в форме коммуникации, взаимодействия. Поскольку любой диалог представляет собой, в той или иной степени, особого рода кооперацию, т. е. совместную деятельность его участников, постольку каждый из них в определенной мере принимает общую для них обоих цель или «направление» диалога. Поэтому диалог организуется в некую последовательность связанных между собой реплик, которые обеспечивают его осмысленность обоими собеседниками.

Помимо вышеперечисленных факторов, автору научного письменного текста также следует учитывать и фактор времени, тем более что в случае научной литературы интеракция автора и читателя происходит не «здесь и сейчас», а дистанционно. Для достижения убеждения требуются большие затраты времени и использование различного рода сведений. Поэтому фактор времени имеет особое значение. Изменения в сфере рационального мышления индивидов происходят только после сопоставления и обдумывания фактов, что и предполагает значительные временные затраты. Кроме того, различное содержание воздействия через убеждение требует многократного подтверждения разнообразными аргументами и фактами, для чего также необходимо определенное время.

Учитывая факторы личности ученого, личности читателя, сотрудничества, времени, автор письменного научного текста обращается к аргументации, как нежесткому методу убеждения, направленному на управление взглядами и поведением людей. Методы аргументации, основанные на рациональных средствах воздействия на сознание человека посредством разумных и логичных доводов, подкрепляются соответствующими фактами, данными опыта и практики [9].

Соответственно, достижение убеждения в письменном научном тексте зависит и от эффективной аргументации, которая должна следовать конкретным коммуникативным правилам. Во-первых, логика убеждения должна быть доступной интеллекту слушающего, т. е. объекта воздействия. Во- вторых, убеждать следует, обращаясь к доказательствам, опираясь на факты, известные объекту. В-третьих, кроме определенных фактов и примеров, необходимо, чтобы информация содержала обобщенные положения, идеи, принципы и пр. В-четвертых, следует облекать убеждающую информацию в максимально правдоподобную форму. В-пятых, сообщаемые факты и общие положения должны вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.

Таким образом, результатом убеждения может быть как истинное знание о вещах и явлениях, так и мнение, нуждающееся в дальнейшем обосновании. В научной речи под убеждениями подразумевают истинные суждения, взгляды и принципы, формирующиеся у индивида в результате его активной познавательной и практической деятельности. Но поскольку постижение истины представляет собой длительный процесс, в ходе которого возможны и заблуждения, и ошибки, и паралогизмы, постольку и в реальном научном поиске истины всегда неизбежна апелляция к предположениям, мнениям и вере.

Литература:

  1. Ахтаева Л. A. Научный дискурс как специфическая разновидность дискурсивной деятельности [Текст] / Л. А. Ахтаева // Молодой ученый. — 2010. — № 7. — С. 144–150.
  2. Баранов А. Н. К построению словаря терминов когнитивной науки [Текст] / А. Н. Баранов, П. Б. Паршин // Когнитивные исследования за рубежом. Методы искусственного интеллекта в моделировании политического мышления. — М., 1990.
  3. Клушина Н.И Интенциональные категории публицистического текста [Текст]: автореф. дис.... д-ра филол. наук / Н. И. Клушина. — М., 2008. — 48 с.
  4. Копыл Д. А. Современный англоязычный научный дискурс: коммуникативно-прагматический потенциал убеждения [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Д. А. Копыл. — Ростов-на-Дону, 2013. — 23 с.
  5. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения [Текст] / Е. С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. — Т. 1. — М., 2001. — С. 72–81.
  6. Левин Г. Д. Истинность и рациональность [Текст] / Г. Д. Левин. — М., 2011. — 224 с.
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. — Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1988. — 960 с.
  8. Разинкина Н. М. Стилистика английской научной речи [Текст] / Н. М. Разинкина. — М., 1972. -167 с.
  9. Рузавин Г. И. Логика и аргументация [Текст] / Г. И. Рузавин. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 342 с.
  10. Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений [Текст] / М. П. Сенкевич. — М., 1984. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письменного научного текста, письменном научном тексте, научного письменного текста, научной коммуникации, автор письменного научного, точки зрения, научной речи, воздействия убеждение, Создание письменного научного, компонентами письменного научного, установка научного письменного, установку письменного научного, задачей письменного научного, английской научной, научного письменного сообщения, научного текста должен, убеждения автор письменного, автора письменного научного, научном тексте убеждение, научный текст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос