Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 668 раз

Библиографическое описание:

Демченко С. В., Какадий Д. В. Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 695-697. — URL https://moluch.ru/archive/105/24887/ (дата обращения: 16.08.2018).



 

В статье рассматривается роль семинара, а так же применение учебной дискуссии в ходе проведения семинарского занятия. Анализируется подготовка к семинарскому занятию для успешного проведения семинар-дискуссии. Описывается одна из основных методик организации дискуссии в ходе семинарского занятия. На основе изученных материалов составлен общий порядок проведения семинара-дискуссии на тему «Социология как наука: уровни и система социологического знания».

Ключевые слова: учебное занятие в ВУЗе, методы преподавания, семинар, дискуссия, диспут

 

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.

Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.

Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия как метод организации семинарского занятия в высшей школе.В процессе проведения семинара-дискуссии организуется поиск нового знания, оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы студентов.

Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.

Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].

Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.

Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

Участие в дискуссии — сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинаре. Дискуссия предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции. Участники дискуссии хорошо осведомлены в предмете дискуссии; имеют навыки общения в группах, толерантны к чужому мнению; умеют принимать совместные, коллективные решения.

Результатами семинара-дискуссии должны стать сформировавшиеся у студентов знания и навыки, а также умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой тематике.

Успех дискуссии во многом определяется темой, а также продуманной организацией самого семинара, подготовкой преподавателей и студентов. Преподавателю необходимо продумывать:

                    задачи семинара-дискуссии;

                    прогнозируемый ход обсуждения выбранных вопросов;

                    возможные варианты ответов или оценочных суждений;

                    выводы, к которым участники могут прийти в результате обсуждения.

Спор на семинаре-дискуссии дает толчок к собственным размышлениям (как студента, так и преподавателя), помогая порой выявить решение проблемных вопросов [2, с. 27].

Методика организации дискуссии в ходе семинарского занятия включает в себя следующие элементы:

                    вступительное слово, где дается ориентировка в теме занятия и цели, которую все — и преподаватель, и студенты — будут стремиться достичь. Здесь также кратко говорится о порядке проведения занятия в форме свободной дискуссии;

                    предоставление слова в соответствии с планом семинарского занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову);

                    внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?» или «Какое отношение имеют ваши слова к теме?», «Что из этого следует?» и т. д.;

                    если выступающий не находит нужного ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему;

                    если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться до тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы [3, с. 133].

Рассмотрим общий порядок проведения семинарского занятия с дискуссией, включая этап подготовки занятия на тему «Социология как наука: уровни и система социологического знания».

  1.                Продумывание цели семинара по данной теме.

Основная цель семинара-дискуссии по теме «Социология как наука: уровни и система социологического знания» — изучение понятия социологии, ее уровней и определение места в системе научных дисциплин.

Дополнительными учебными целями семинара-дискуссии являются:

                    отработка студентами навыков самостоятельной подготовки к учебному занятию;

                    отработка навыков студентами ведения групповых дискуссий, логического мышления.

  1.                Отбор и формулировка вопросов семинара.

На семинаре необходимо рассмотреть следующие общие вопросы:

                    характеристика социологии как самостоятельной науки;

                    определение системы и уровней социологического знания;

                    особенности практического применения социологии в обществе, ее основные функции.

  1.                Формулировка основных вопросов семинара.

Основными вопросами, необходимыми для освещения в ходе семинарского занятия, являются:

                    охарактеризовать понятие социологии, ее предмет и объект;

                    определить место и роль социологии в системе других научных дисциплин;

                    исследовать систему социологического знания и ее основные элементы;

                    определить особенности уровни социологического знания;

                    охарактеризовать значение социологии и ее роль в современной науке.

  1.                Формулировка дополнительных вопросов для развертывания и обсуждения на семинаре.

В качестве дополнительных вопросов на семинаре-дискуссии можно выделить следующие:

                    определение методов и методологии социологического знания;

                    общие и специальные теории социологического знания.

  1.                Формулировка практических заданий для подготовки студентов к семинару.

Для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию в форме дискуссии студентам необходимо подготовить выступления на следующие темы:

                    «Зарождение социологии как науки и ее родоначальники»;

                    «Социология в системе научных дисциплин (социальная философия, экономика, социальная психология, политология, культурология, социальная антропология)»;

                    «Элементы социологического знания (социальные факты, общие и специальные социологические теории, отраслевые социологические теории, методы сбора и анализа социологической информации)»;

                    «Уровни социологического знания (фундаментальный, прикладной, теория среднего уровня)»;

                    «Практическое применение социологии в обществе, ее основные функции».

  1.                Постановка основных вопросов перед группой.

На данном этапе важно вступительное слово преподавателя, в ходе которого необходимо озвучить цель семинара-дискуссии. Также необходимо кратко изложить суть основных поставленных вопросов, осветить план организации учебного занятия.

  1.                Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка очередного и дополнительного вопросов для обсуждения.

Студенты поочередно должны выступить с подготовленными дополнительными вопросами для развертывания и обсуждения на семинаре. В ходе выступления, студенты-слушатели должны помечать вопросы, на которые выступающему, по завершению своего выступления, необходимо ответить. Также по завершению выступления и обсуждения вопросов студенты в ходе дискуссии должны вывести основные выводы прослушанного материала для письменной фиксации.

  1.                Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.

В случае, если выступающий студент неверно излагает материал, преподавателю необходимо внести поправки. Также при обсуждении дискуссии, если студенты затрудняются в верном определении ключевых понятий, преподавателю необходимо направить ход дискуссии.

  1.                Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее.

По завершению рассмотренных вопросов и записи ключевых моментов дискуссии, преподаватель должен произнести заключительное слово, подвести итог. В качестве основного материала, необходимого для записи студентами, необходимо отметить:

                    начало зарождение социологии как науки, ее понятие, объект и предмет;

                    понятие основных элементов социологического знания;

                    характеристика уровней социологии;

                    место социологии в системе научных дисциплин и ее функции.

  1.            Оценка степени достижения цели.

На данном этапе необходимо кратко отметить полноту изученного материала, сделать критический анализ выступлений всех участников дискуссии. Также необходимо оценить степень подготовленности студентов к семинару, вовлеченность и активность группы к открытой дискуссии.

  1.            Выводы на будущее (для изучения очередной темы).

В качестве заключения преподавателю необходимо предоставить студентам задания на подготовку к следующему семинарскому занятию.

Таким образом, семинар-дискуссия проводится с целью закрепления новой информации, развития мышления студентов, овладения умением применять на практике знания, приобщения к исследовательской работе. Преподаватель, в свою очередь, ставит проблемные вопросы, для того, чтобы студенты участвовали в дискуссии, выражая свои оценки по изучаемой проблеме, что способствует расширению знаний студентов и закреплении учебного материала.

 

Литература:

 

  1.                Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] // социальная педагогика. URL: http://social_pedagogy.academic.ru (дата обращения 02.11.2015).
  2.                Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. М.: Наука, 2013. 112 с.
  3.                Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, социологическое знание, учебное занятие, студент, семинар, преподаватель, система, социология, самостоятельная подготовка, высшая школа.


Ключевые слова

дискуссия, методы преподавания, учебное занятие в ВУЗе, семинар, диспут

Похожие статьи

Семинар как форма организации учебного занятия

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Формирование исследовательской компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий...

Рекомендуемые виды и формы проведения семинаров для...

Каждый курсант или студент в процессе своего обучения имеет дело с одной из форм учебного семинара.

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

Именно поэтому в ВУЗах перед ВОУД студентов, зачастую в ущерб другим занятиям

Психология, социология и педагогика.

Культурологические проблемы студенческой молодежи в условиях современной образовательной системы в высшей школе.

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, способность, идеальный преподаватель, учебный материал, студент, грамотный

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы. Этапы развития дидактики высшей школы в Германии.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий

Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования.

Семинар как форма организации учебного занятия

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Формирование исследовательской компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий...

Рекомендуемые виды и формы проведения семинаров для...

Каждый курсант или студент в процессе своего обучения имеет дело с одной из форм учебного семинара.

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

Именно поэтому в ВУЗах перед ВОУД студентов, зачастую в ущерб другим занятиям

Психология, социология и педагогика.

Культурологические проблемы студенческой молодежи в условиях современной образовательной системы в высшей школе.

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, способность, идеальный преподаватель, учебный материал, студент, грамотный

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы. Этапы развития дидактики высшей школы в Германии.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий

Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Семинар как форма организации учебного занятия

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Формирование исследовательской компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий...

Рекомендуемые виды и формы проведения семинаров для...

Каждый курсант или студент в процессе своего обучения имеет дело с одной из форм учебного семинара.

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

Именно поэтому в ВУЗах перед ВОУД студентов, зачастую в ущерб другим занятиям

Психология, социология и педагогика.

Культурологические проблемы студенческой молодежи в условиях современной образовательной системы в высшей школе.

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, способность, идеальный преподаватель, учебный материал, студент, грамотный

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы. Этапы развития дидактики высшей школы в Германии.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий

Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования.

Семинар как форма организации учебного занятия

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Формирование исследовательской компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий...

Рекомендуемые виды и формы проведения семинаров для...

Каждый курсант или студент в процессе своего обучения имеет дело с одной из форм учебного семинара.

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

Именно поэтому в ВУЗах перед ВОУД студентов, зачастую в ущерб другим занятиям

Психология, социология и педагогика.

Культурологические проблемы студенческой молодежи в условиях современной образовательной системы в высшей школе.

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, способность, идеальный преподаватель, учебный материал, студент, грамотный

Филологические аспекты подготовки студента высшей школы. Этапы развития дидактики высшей школы в Германии.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Тъюторская система обучения (тьюториалы) — регулярные индивидуально-групповые занятия преподавателя-тьютора с

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий

Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования.

Задать вопрос