Библиографическое описание:

Калинин Д. И. Формирование оптимальных педагогических моделей совершенствования спортивнотехнической подготовленности на занятиях по футболу в вузе // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 424-426.



Формирование оптимальных педагогических моделей совершенствования спортивнотехнической подготовленности на занятиях по футболу в вузе

Дальнейшее развитие отечественного футбола требует поиска оптимальных педагогических моделей совершенствования физической и технической подготовленности на всех этапах обучения и совершенствования игры в футбол, в том числе и на студенческом уровне. Наличие большого количества легионеров в составах, играющих в Российской премьер-лиге, футбольных команд позволяет говорить о существовании противоречия между возрастающими требованиями к уровню спортивного мастерства и недостаточной эффективностью технической и физической подготовки на этапе начального обучения. Необходимость разрешения данных противоречий определило цель и задачи нашего исследования.

Биомеханический анализ выполнения технико-тактических приемов в футболе позволяет выделить в них кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и общую координационную структуры движения. Эти грани структуры движения не существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены [6]. Как показывает практика и многочисленные экспериментальные исследования, выявлена тесная взаимосвязь двигательных способностей с критериями технического мастерства. Когда критериями технического мастерства являются такие количественные и качественные показатели выполнения технических приемов, как разносторонность, эффективность и надёжность [5, 8].

Достижение высокого уровня спортивных результатов невозможно без учебно-тренировочного процесса, основанного на последних достижениях теории и практики физической культуры и спорта, к которым по праву относится регулярное и систематическое использование контрольных (тестовых) упражнений. Что позволяет не только получать срочную и необходимую информацию о состоянии подготовленности (физической, технической и др.) исследуемых, но и выявить насколько эффективно и целесообразно применение тех или иных средств и методов тренировки в учебно- тренировочном процессе.

Сложившаяся на протяжении длительного времени практика приема контрольных нормативов (тестов), начиная с групп начальной подготовки по футболу и заканчивая группами спортивного совершенствования, основана на приеме тестовых заданий, которые, по нашему мнению, оценивают отдельно ту или иную сторону игровой деятельности футболиста. Как правило, берутся отдельные, наиболее выраженные моменты игровых действий футболистов — удар по мячу, бег, которые, если рассматривать игровую деятельность футболистов в целом, не могут служить объективными критериями физической или технической подготовленности.

Одним из объективных показателей спортивно-технической подготовленности, на наш взгляд, может явиться метод экспертных оценок. В процессе педагогических исследований выявлено, что по мере длительности времени наблюдения экспертные оценки все более сближаются с объективными показателями, полученными на основе батареи (а не отдельных) спортивно-двигательных тестов, определяющих уровень развития специфических двигательно-координационных способностей [1, 2, 5].

Хотелось бы подробнее остановиться на значении специфических двигательно-координационных способностей в определении объективных показателей спортивно-технической подготовленности футболистов. Специфические (ведущие) координационные способности позволяют определять координационную характеристику двигательных действий и обеспечивают выполнение самых разнообразных действий. Что характерно, вклад каждой координационной способности в формировании двигательного действия меняется в зависимости от специфики деятельности. В связи с этим большой интерес представляет проблема определения структуры координационных способностей игровой (соревновательной) деятельности футболистов и выделение в этой структуре ведущих игровых двигательно-координационных способностей и в соответствии с этим решение вопросов технико-тактического совершенствования. К таким ведущим способностям в футболе относятся способности к перестроению и приспособлению, ориентации в пространстве, быстроте реагирования и дифференцированию параметров движений, способности к согласованию, равновесию статическому и динамическому, ритму [2].

При оценке различных сторон спортивной подготовленности футболистов необходимо учитывать и существующие в природе человека взаимосвязи между отдельными физическими качествами, а также причинно-следственные связи технической и физической подготовленности. Так уровень спортивного мастерства, качество исполнения основных технико-тактических действий в футболе имеют положительные связи с уровнем развития специальной гибкости. Анализ данных экспериментальных исследований показывает высокий коэффициент корреляции количественных и качественных показателей выполнения большинства технико-тактических действий в футболе со специальной гибкостью в тазобедренных и голеностопных суставах футболистов [8].

В настоящее время нет универсальных тестов, позволяющих дать исчерпывающий ответ на все вопросы оценки функционального состояния и тренированности футболистов [3, 4]. Опираясь на результаты педагогических исследований, мы можем предположить, что изучение и анализ биомеханики выполнения технико-тактических приёмов в футболе, а также структуры двигательно-координационных способностей игровой (соревновательной) деятельности, взаимосвязи и взаимообусловленности физической и технической подготовленности позволяют разработать тесты способные оценивать уровень техники владения мячом, уровень развития двигательных качеств и функциональных возможностей футболистов. Применяемые при этом контрольные упражнения должны удовлетворять следующим метрологическим требованиям:

1) должна быть определена цель применения того или иного теста;

2) в каждом тесте должны использоваться стандартные процедуры выполнения заданий и измерений результатов. Внешние условия проведения тестов должны быть стандартными;

3) можно использовать только тесты с высокими показателями надежности информативности;

4) для каждого из тестов должна быть разработана система оценки его результатов. Это позволит дать обобщенную оценку подготовленности по комплексу тестов;

5) есть три состояния спортсмена: устойчивое, текущее и оперативное. Для оценки каждого из этих типов состояний должны быть тесты [3, 4]. К таковым можно отнести предложенные ниже тесты, которые, по нашему мнению, в совокупности с контрольными упражнениями, применяемыми в тренировочном процессе отделений футбола в высших учебных заведениях, могут составить батарею тестовых заданий спортивно-технической подготовленности футболистов.

Для оценки координационных способностей футболистов мы предлагаем тесты на определение способности к: ритму, равновесию, дифференцированию параметров движений, приспособлению и перестроению, согласованию движений, реагированию, пространственной ориентации.

Для оценки кондиционных способностей: тесты ятя определения скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости.

Для оценки технической подготовленности — жонглирование мяча; тест на технику владения мячом в относительно разряженном пространстве на высокой скорости перемещения; тест на технику владения мячом в условиях дефицита пространства; тест реализационной эффективности техники: ведение мяча по прямоугольнику; слалом с ударами мяча внутренней частью стопы в цель; оценка индивидуальной длительности работы с максимальной мощностью, после выполнения которой резко снижаются быстрота и точность.

Литература:

  1. Аверьянов И. В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10–11 лет: автореф. дис.... канд. пед. наук / И. В. Аверьянов,- Тюмень, 2008. — 26 с.
  2. Витковски 3. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис.... канд.пед.наук / 3. Витковски. — М., 2003.-232 с.
  3. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. -272 с.
  4. Голомазов С.В Футбол. / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. -М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 80 с.
  5. Лях В. И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов / В. И. Лях, 3. Витковски, В. Жмуда Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 8. — С. 51–54.
  6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  7. Спортивные игры:/ Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -400 с.
  8. Футбол. / Под ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. — М.: Физкультура, образование, наука, 1999. -254 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle