Автор: Акишев Денис Владимирович

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 12.08.2016

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Акишев Д. В. Сравнительный анализ физической и технической подготовленности футболистов различного амплуа в студенческой команде // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 393-395.



В исследовании проведен анализ различий и модельных характеристик игроков различного амплуа в технической и физической подготовке. Выявлены особенности подготовленности игроков и установлены различия по показателям специальной быстроты и скоростной выносливости.

Ключевые слова: футбол, игровое амплуа, физическая подготовка, техническая подготовка, студенческий спорт

В настоящее время для достижения более высоких результатов в игровой и соревновательной деятельности необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки команды как в целом, так и отдельных её звеньев, а также игроков различного амплуа в отдельности [1; 3]. Для этого необходимо искать все более эффективные средства и методы обучения и совершенствования тренировок [2; 4; 10].

На сегодняшний день в футболе все более остро встает вопрос о необходимости раскрытия максимальных индивидуальных физических возможностей, технических и тактических действий игроков [1; 3; 7].

Для эффективной подготовки футболистов в различных игровых специализациях необходимо разрабатывать программу подготовки с учетом их индивидуальных качеств [2; 3; 4; 8], а для этого необходимо провести характеристику физической, технической и тактической подготовки игроков с использованием объективной оценки их действий [1; 5; 6; 7]. Подобные исследования свидетельствуют о влиянии индивидуально-психологических особенностях личности студентов на эффективность различных видов деятельности, в том числе и на спортивной деятельность [7; 8; 9]. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ различных качеств и сторон деятельности футболистов. В связи с этим актуальной на данный момент является проблема исследования различий в физической, технической, тактической и психологической подготовки футболистов разных амплуа, решение которой позволит повысить результативность игровых действий в соревновательной и игровой деятельности игроков и команды в целом.

В своем исследовании мы ограничились изучением уровня физической и технической подготовленности студентов-футболистов различного амплуа.

Цель исследования: проанализировать различия в физической и технической подготовленности игроков различных амплуа в студенческой футбольной команды.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; метод контрольных испытаний; математико-статистическая обработка данных.

Для решения поставленных задач было организовано специальное исследование, которое проводились на базе футбольной команды Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (ИПИ) с февраля по июнь 2016 г. Количество, принимавших участие в исследовании составило 18 человек (4 нападающих, 6 защитников и 8 полузащитников) в возрасте от 18 до 21 года, имеющих 1 юношеский — 2 взрослый разряды.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный на первом этапе эксперимента анализ научно-методических материалов по подготовке игроков различного амплуа в спортивных играх позволил заключить, что, во-первых, в футболе особое внимание должно уделяться индивидуализация тренировочных нагрузок для полевых игроков; во-вторых, среди специалистов существует большое разнообразие мнений по вопросу о ведущих факторах технико-тактического мастерства игроков различного амплуа в футболе; в-третьих, исследований, связанных с разработкой структуры спортивной подготовки игроков различного амплуа в футболе, основанной на контроле индивидуальных показателей физической и технико-тактической подготовленности, в настоящее время выполнено недостаточно.

На следующем этапе эксперимента для выявления уровня подготовленности футболистов различного амплуа нами было проведено контрольное тестирование (табл.1).

Таблица 1

Показатели технической ифизической подготовленности студентов-футболистов

Амплуа*

Ф. И.

Бег сместа, с

Бег 30 мс хода, с

Прыжок вдлину, см

Челночный бег, с

Ведение мяча, обводка стоек иудар по воротам, с

Жонглирование мячом вдвижении, м

6 м

15 м

40 м

3х10 м

5х10 м

н

Др. Н.

1,21

2,54

5,54

3,59

243

6,17

8,20

5,60

39

п

Кн. М.

1,30

2,64

5,79

3,82

225

6,20

9,00

4,23

45

з

Дон. А.

1,22

2,52

5,49

3,63

254

6,15

8,45

8,45

31

н

Фил. А.

1,12

2,31

5,48

3,65

249

6,80

9,30

6,65

41

п

Мак. Д.

1,19

2,45

5,82

3,78

252

6,25

9,55

4,20

38

п

Гор. В.

1,29

2,69

5,89

3,92

231

7,50

10,50

5,50

27

з

Мих. О.

1,24

2,61

5,63

3,60

240

5,15

8,80

7,10

26

п

Д. А.

1,32

2,63

5,91

3,81

248

6,25

9,25

6,35

37

п

Мал. А.

1,34

2,62

5,79

3,73

230

6,40

9,10

5,20

24

з

Уд.Е.

1,12

2,35

5,45

3,49

239

4,98

8,78

6,12

26

з

Вас. И.

1,20

2,57

5,76

3,59

224

6,00

9,10

7,12

45

п

Гл. А.

1,24

2,60

5,86

3,80

235

5,95

9,15

5,02

54

з

Бык. В.

1,16

2,42

5,49

3,51

252

5,43

8,91

7,19

12

п

Ив. Д.

1,32

2,59

5,82

3,88

239

6,78

9,56

6,13

34

н

Саж. В.

1,20

2,49

5,50

3,50

268

5,25

8,91

7,11

28

н

Рач. А.

1,23

2,58

5,53

3,49

254

6,87

9,89

7,22

64

з

Сер. М.

1,20

2,60

5,52

3,52

249

5,97

8,78

6,67

21

п

Мет. А.

1,29

2,68

5,81

3,80

230

7,10

10,0

6,85

11

Средний

1,23 ± 0,06

2,55 ± 0,10

5,67 ± 0,13

3,67 ± 0,12

242,33 ± 12,09

6,18 ± 0,69

9,18 ± 0,63

6,26 ± 1,17

33,50 ± 14,56

* — н — нападающий, п — полузащитник, з — защитник

По полученным результатам мы видим, что уровень развития специальных физических качеств у студентов-футболистов находятся на приемлемом для данной квалификации игроков уровне. По всем беговым тестам стандартное отклонение не значительное, что свидетельствует о статистически одинаковом уровне данных показателей. Однако, в технических тестах (ведение с обводкой, жонглирование) стандартное отклонение достигает 18–43 %, что говорит о достаточно существенных различиях в технической подготовке игроков.

Выделив группы игровых амплуа и определив средние значения, мы выявили следующие различия в технической и физической подготовленности игроков (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей физической итехнической подготовленности игроков различного амплуа

Амплуа

n

Бег сместа, с

Бег 30 мс хода, с

Прыжок вдлину, см

Челночный бег, с

Ведение мяча, обводка стоек иудар по воротам, с

Жонглирование мячом, раз

15м

40 м

3х10 м

5х10 м

Нападающие

4

1,19

2,48

5,51

3,56

253,50

6,27

9,08

6,65

43,00

Полузащитники

8

1,29

2,61

5,84

3,82

236,25

6,55

9,51

5,44

33,75

Защитники

6

1,19

2,51

5,56

3,56

243,00

5,61

8,80

7,11

26,83

В целом, уровень специальной быстроты, координации и прыгучести полузащитников отстает от показателей защитников и нападающих, что на наш взгляд является парадоксальным. Средняя линия в футболе является наиболее физически подготовленной, однако, в нашем исследовании не применялись тесты на изучение уровня развития общей и скоростной выносливости, в которых полузащитники достаточно серьезно должны превосходить партнеров по команде.

Обращает на себя внимание отставание полузащитников в показателе бега на короткие дистанции, т. е. в стартовом разгоне, который также важен в игре для полузащитника. Показатели времени бега на дистанциях 6 м, 15 м и 40 м отличаются в пользу нападающих. Хотя защитники не отстают в показателях бега на 6 м и 30 м с хода. Стоит также отметить превосходство нападающих в показателях в прыжке в длину с места.

Однако, несмотря на преимущество нападающих в тестах на быстроту, в тестах на координацию и специальную быстроту (челночный бег) защитники опережают своих партнеров. Возможно это обусловлено спецификой ведения борьбы на поле и особенностью защитных действий.

С другой стороны, защитники объективно уступают нападающим и игрокам средней линии в показателях по технической подготовленности (обводке и жонглировании).

Выводы. В современном футболе актуальным остается вопрос изучения различных сторон подготовленности игроков разного амплуа и разработки и уточнения модельных характеристик игроков защиты, полузащиты и нападения.

Результаты проведенного исследования показывают, что уровень развития быстроты и взрывной силы игроков полузащиты значительно ниже показателей нападающих, и даже защитников.

При этом показатели у последних двух категорий по беговым тестам почти не отличаются и совпадают (бег 6 м, бег 30 с хода). Более того, игроки защиты опережают остальных в тестах «челночный бег 3х10 м» и «челночный бег 5х10 м». Однако, они значимо уступают нападающим и полузащитникам в технических тестах.

Полученные данные позволяют выработать модельные характеристики игроков различного амплуа студенческой футбольной команды массовых разрядов, а также скорректировать учебно-тренировочный процесс с учетом отстающих показателей подготовленности игроков.

Литература:

  1. Голомазов С. В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. — М.: Спорт Академ Пресс, 2006. — 80 с.
  2. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. 3-е изд. — М.: Советский спорт, 2009. — 200 с.
  3. Монаков Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика [Текст] / Г. В. Монаков. — М.: Советский спорт, 2005. — 288 с.
  4. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.
  5. Поливаев А. Г. Автоматизированная система оценки коэффициента полезности игрока в мини-футболе [Текст] / А. Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2015. — № 4(141). — С. 219–224.
  6. Поливаев А. Г. Анализ показателей соревновательной деятельности мини-футболистов на чемпионате Европы на основе расчета коэффициента полезности игрока (КПИ) [Текст] / А. Г. Поливаев // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 9. — С. 75–77.
  7. Поливаев А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596 Поливаев А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629
    Основные термины (генерируются автоматически): игроков различного амплуа, подготовленности игроков, футболистов различного амплуа, технической подготовленности, подготовленности футболистов различного, модельных характеристик игроков, характеристик игроков различного, подготовки игроков, подготовленности игроков различного, физической подготовленности игроков, подготовке игроков, подготовке игроков различного, подготовки игроков различного, технической подготовленности игроков, показателей физической, мастерства игроков различного, особенности подготовленности игроков, характеристики игроков различного, показателей подготовленности игроков, технической подготовленности футболистов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос