Библиографическое описание:

Васина М. В., Веденева Г. В. Проведение экологического аудита на Омском судоремонтно-судостроительном заводе ОАО «Иртышское пароходство» // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 158-160.



В соответствие с законом «Об охране окружающей среды», экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности

Целью экологического аудита является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

В России понятие экоаудиторской деятельности впервые официально было использовано в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий» программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприроды России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.Как вид деятельности экологический аудит упоминается в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая. 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности было поручено Госкомэкологии России [1].

Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоаудиторов.

Основными задачами экологического аудита является:

  1. Оценить экологическую безопасность предприятия;
  2. Выявить наиболее высокие экологические риски;
  3. Предотвратить техногенные аварии;
  4. Оценить воздействие предприятия на окружающую среду и выработать комплекс рекомендаций, направленных на поэтапное снижение загрязнения окружающей среды.

Для проведения независимой оценки соблюдения норм и правил в области охраны окружающей среды на Омском судоремотно-судостроительном заводе ОАО «Иртышское пароходство» была определена группа аудиров, и на имя директора предприятия было направлено письмо-согласование о проведение экологического аудита. Группой аудиторов был составлен планвыступления руководителя аудита перед руководством предприятия, план проведения аудита, определены области и критерии аудирования, определена ответственность, составлен перечень основных направлений и документации,запрашиваемой на предприятии для проведения экологического аудита.

Проанализировано соответствие природоохранной документации, имеющейся на предприятии с Законодательством РФ. По результатам анализа выявлено несоответствия и причины их возникновения (табл. 1).

Таблица 1

Несоответствия, выявленные при независимом экологическом аудите предприятия

Наименование несоответствия

Критерии

Причина

Отсутствие лаборатории охраны окружающей среды (аккредитация, приборное обеспечение)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ

Анализы выполняются «ЦЛАТИ» по договору

Договор заключается ежегодно.

Отсутствие документа, устанавливающего границы СЗЗ

СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200–03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Срок действия документа закончен. В данный момент проект СЗЗ выполняется

Отсутствие программы снижения эмиссии (выбросов) на предприятии (в год) в результате проведения соответствующих мероприятий

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г. № 96 гл.5 ст.24, ст.25

Предприятие относится к 3 категории. Лимиты на выбросы не превышало. ВСВ нет. Программы снижения эмиссии не требуется

Разрешения на накопление отходов

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления»

Разрешение не требуется, т. к. вывоз производится регулярно.

По результатам экологического аудита был составлен отчет с выявленными фактами, свидетельствующими о несоответствии согласованным критериям аудита.

Определены наиболее высокие экологические риски негативного воздействия предприятия на окружающую среду:

  1. Розлив нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланевых вод в акваторию водного объекта;
  2. Розлив нефтепродуктов на почву;
  3. Выброс вредных веществ от котельной работающей на газе при несоблюдении технологического режима в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Для устранения несоответствий и исключения экологических рисков был разработан план предупреждающих действий от негативного воздействия предприятия на окружающую среду (табл. 2).

Таблица 2

План предупреждающих действий от негативного воздействия предприятия

Несоответствие или экологи­ческий риск

Мероприятие

Ответственный

Розлив нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланевых вод в акваторию водного объекта

1. Проводить теплотехнических испытания судовых двигателей внутреннего сгорания с регулировкой топливной аппаратуры;

2. Проводить с экипажами судов занятия по действиям в случае разливов нефтепродуктов;

3. Проверять наличие и исправность унифицированных присоединительных устройств по выкачке с судов нефтесодержащих, хозяйственно-фекальных вод, устройств для заправки судов топливом и маслом;

4. Проверять действие систем осушения фекальных стоков с пломбированием соответствующих вентилей согласно схем опломбировки;

5. Корректировать лоцманских карт с нанесением санитарных зон, согласно информационному бюллетеню;

6. Систематически убирать прибрежную и береговую полосу акватории затона в местах отстоя судов от отходов судоремонта;

7. Установить аншлаги (таблички) в водоохраной зоне «Стоянка автотранспортных средств запрещена», и «Водоохранная зона».

Начальник отдела охраны труда и окружающей среды

Розлив нефтепродуктов на почву

1. Стоянку автомобилей разрешать только на дороге или на асфальтированных площадках;

2. Бочки с нефтепродуктами устанавливать в металлические поддоны, на площадке с твердым покрытием и под навесом;

3.Емкости для сбора промасленной ветоши должны иметь маркировку, плотно закрывающую крышку и устанавливать на асфальтированную площадку;

4. Накопительные емкости НЗС-3 (нефтезачистной станции) через каждые 2 часа визуально осматривать с записью в журнале;

5. На каждом участке на видном месте вывешивать инструкции по обращению с нефтесодержащими отходами.

Начальник отдела охраны труда и окружающей среды

Выброс вредных веществ от котельной работающей на газе при несоблюдении технологического режима в период НМУ (неблагоприятных метеорологических условий)

1. Ежегодно заключать договор на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информационной продукции с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»;

2. Разработать мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях

Начальник отдела охраны труда и окружающей среды

Для предотвращения розлива нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланцевых вод в акваторию водного объекта загрязнения нефтью должны быть соблюдены требования к оборудованию и устройствам самоходного, а также несамоходного судна, имеющие на борту двигатели внутреннего сгорания. Они должны быть оснащены следующим оборудованием:

‒ сборной цистерной нефтесодержащих вод;

‒ системой перекачки и сдачи нефтесодержащих вод;

‒ стандартными сливными соединениями для сдачи нефтесодержащих вод в приемные устройства.

Если перечисленное оборудование не обеспечивает необходимой автономности плавания по условиям экологической безопасности, суда дополнительно должны быть оснащены:

‒ фильтрующим оборудованием;

‒ сигнализатором;

‒ системой сброса очищенных нефтесодержащих вод;

‒ автоматическим устройством, прекращающим сброс нефтесодержащих вод при превышении нормативного значения содержания нефти в сбросе;

‒ сборной цистерной для нефтяных остатков.

Речному Регистру должны быть представлены расчеты автономности плавания по условиям экологической безопасности и дислокации приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна, подтвержденные признанной Речным Регистром организацией. Расчет автономности плавания по условиям экологической безопасности, включает расчеты необходимой вместимости сборных и других танков и цистерн для нефтесодержащих и сточных вод, а также для нефтяных остатков, образующихся при сепарации топлива и масла, устройств для сбора мусора, схема их размещения на судне.

Существенное воздействие на окружающую среду может оказать выброс вредных веществ в атмосферный воздух от котельной в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). ОАО «Иртышское пароходство» ежегодно заключает договор на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информационной продукции с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС».

В соответствии с методическими указаниями «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД-52.04.52–85. Л., Гидрометеоиздат,1987 г. разработаны мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

При первом режиме регулирование выбросов осуществляется организационно-техническими мероприятиями: запретить работу оборудования на форсированном режиме. Эффективность составляет 15 %.

При втором режиме снижение выброса осуществляется за счет снижения производительности работы источника (котельной). Эффективность составляет 34,9 %.

При третьем режиме снижение выброса осуществляется за счет большего снижения производительности работы источника (котельной). Эффективность составляет 54,7 %.

Использование предложенного отчета позволит предприятию и в дальнейшем работать на высоком уровне в области охраны окружающей среды, соблюдать все требования природоохранного законодательства и минимизировать негативное воздействие на природу.

Литература:

  1. Демина Л. А. Экологический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Энергия: экономика, техника, экология. 1999. N 11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle