Библиографическое описание:

Павлова А. М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 193-196.



The article is devoted to the study of the subjective characteristics of students with disabilities. Details discussed the principal directions of the partner-term work of teachers and supervisors for the adaptation of students with disabilities to the conditions of the educational environment of high school.

Keywords: students with disabilities, adaptation difficulties of the students with disabilities, directions of the partner-term work of teachers and supervisors for the adaptation of students with disabilities

До недавнего времени статус инвалидности ассоциировался в общественном сознании с медицинской изоляцией и неспособностью таких субъектов принимать самостоятельные решения. В настоящее время отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья стало меняться, в том числе в связи с усилившейся на фоне демографического кризиса необходимостью привлечения в общественную сферу деятельности дополнительных трудовых ресурсов. Возможность получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья заложена в реализуемой в настоящее время государством образовательной политике, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. Однако при получении профессионального образования в высшем учебном заведении государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых студентов, но и для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Возникает противоречие между декларируемой доступностью профессионального образования и разными возможностями его получения. Поэтому важной становится проблема сопровождения адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе.

Студенты с нарушениями физического здоровья (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и другими проблемами) обладают особыми потребностями, которые необходимо удовлетворить, чтобы предоставить им равные возможности обучения со здоровыми людьми. В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями в здоровье реализуется в следующих формах: специализированное, смешанное, дистанционное и интегрированное обучение.

Специализированное обучение осуществляется на базе вузов-интернатов, где созданы реабилитационные условия для студентов с глубокими поражениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Использование специализированного технического оборудования, специально оснащенных аудиторий, лабораторий, библиотек максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в соответствии с едиными для всех требованиями образовательного стандарта.

Смешанное обучение реализуется в обычном вузе по адаптированным учебным планам с объединением студентов с ограниченными возможностями в отдельные группы и последующим их переводом на старших курсах в общие потоки. При этом содержание учебных дисциплин адаптируется с учетом специфических потребностей студентов-инвалидов. Например, при освоении дисциплины «Физическая культура» для студентов с ограничениями движения могут быть предусмотрены занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, для студентов с нарушениями слуха — опорные конспекты лекций и аудиозаписи для студентов с патологиями зрения.

Однако по ряду причин доступность высшего образования для инвалидов может быть не обеспечена (тяжелые двигательные поражения, проживание в трудно доступных районах). Данная категория студентов может включиться в дистанционное обучение, которое основывается на контролируемой самостоятельной деятельности обучаемых по изучению специально разработанных учебных материалов и базируется на использовании информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие всех участников учебного процесса. Дистанционная форма подготовки снимает пространственные ограничения (необходимость ежедневного посещения места учебы) и делает возможным доступ не только к учебному программному обеспечению вуза, но и к разнообразным базам данных (законодательным, библиотечным и пр.), обеспечивая реализацию принципа гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков [3].

Однако, как показывает практика внедрения дистанционной формы обучения, одним из основных рисков является возможность развития замкнутости у студента, недостаток развития коммуникативных умений. Данное ограничение снимается при реализации интегрированного (инклюзивного) обучения, которое объединяет инвалидов и сверстников, не имеющих ограничений по здоровью и способствует решению нескольких задач: обогащение социального опыта, расширение круга общения, создание условий для самореализации. Дистанционная форма обучения не может способствовать решению данных задач, но она может рассматриваться как дополнительное средство организации учебного процесса.

Интеграция человека с нарушениями физического здоровья в образовательные условия высшей школы требует учета их психологических особенностей, поскольку функциональные ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой формируют вторичные изменения — личностные. Среди них могут быть пробелы в знаниях, несформированная социальная компетентность, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, неадекватные представления о своих возможностях и т. п. Чувство беспомощности, слабости, страх перед окружающими людьми, ощущение ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем — эти чувства находят выражение в таких внешних проявлениях, как замкнутость, обидчивость или повышенная агрессивность, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции инвалидов в студенческое сообщество.

Конечно, интегрированное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья неизбежно сопровождается преодолением адаптационных трудностей. Внедрение элементов внутривузовской безбарьерной среды (пандусов, благоустройства мест общего пользования и пр.), расширение доступа к информационным образовательным ресурсам облегчает, но полностью не устраняет трудности, с которыми сталкиваются студенты-инвалиды на первых этапах обучения в вузе. Здесь необходимо отметить, что достижение абсолютного баланса (гомеостаза) в биологических и социальных системах в принципе невозможно, так как отсутствие противоречий в процессе адаптации индивида к среде приведет к отсутствию стимулов его жизнедеятельности [1].

Затруднения и препятствия в процессе адаптации рассматривается как естественная составляющая, дающая индивиду стимул к дальнейшему развитию в социальной среде. В частности согласно теории «причинных петель» Э. Гидденса реализуемая индивидом последовательная смена цикличных действий в социальной среде порождает результат, связанный с изменением данной среды. Таким образом, процесс адаптации имеет «петлеобразный» характер, т. е. через адаптационную активность субъекта происходит изменение объекта [2].

В контексте нашего исследования мы обратились к проблеме установления субъективных особенностей адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, учет которых позволит создать условия для успешного преодоления адаптационных трудностей. В данном эмпирическом контексте под адаптацией студентов первого курса мы будем понимать процесс их приспособления к условиям образовательной среды вуза [4].

Эмпирическая часть исследования осуществлена на выборке студентов первого курса Уральского государственного университета путей сообщения и Российского государственного профессионально-педагогического университета с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и хронических соматических заболеваний) (n = 48), для изучения субъективного отношения студентов к возможности совместного обучения со студентами-инвалидами привлекалась фокус-группа студентов без ограничений по состоянию здоровья (n = 27).

В исследовании мы использовали следующий комплекс психодиагностических методик: опросник Г. Келлермана-Р. Плутчика для исследования механизмов психологических защит человека как способов социально-психологической адаптации, опросник исследования самоотношения (В. Столин, С. Пантелеев), методику исследования личностной тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина, анкета, позволяющая выявить отношение студентов к возможности совместного обучения со студентами с ограниченными возможностями.

Полученные результаты позволили выявить высокие показатели уровня личностной тревожности, что свидетельствует о фрустрационной напряженности базовых потребностей испытуемых. По всей видимости, это связано с тем, что на начальном этапе обучения первокурсники с ограниченными возможностями здоровья при столкновении с адаптационными затруднениями в силу стеснительности, боязни получить отказ, недостатка коммуникативных умений испытывают дефицит социальной поддержки. Высокая личностная тревожность, в данном случае, препятствует реализации продуктивной активности, способствует развитию таких защитных форм поведения, как отрицание реальности (75 %), рационализация (46 %), реактивные образования (35 %), регрессия (12 %), которые приобретают характер деструктивной компенсации.

Особенности Я-концепции студентов с ОВЗ связаны с низким уровнем самоуважения (48 %), саморуководства (30 %), самоинтереса (22 %). Вероятно, это связано с тем, что физический дефект, соматическое заболевание воспринимается данным контингентом как дефект личности в целом, дефект их собственного «Я». Для студентов с ОВЗ характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, восприятия окружающих формирует у студентов-инвалидов неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-психологической адаптации в целом.

Результаты анкетного опроса студентов относительно возможности совместного обучения со студентами с ограниченными возможностями здоровья показали наличие полярных оценок данного феномена: лишь 10,4 % не хотели бы учиться в одной группе, в то время как 83,6 % опрошенных студентов положительно относятся к такой возможности, 6 % затруднились дать ответ. Преобладание студентов с положительным отношением к изучаемому феномену, по всей видимости, объясняется интернализацией большинством студентов гуманистических ценностей в обществе, в то время как студенты с избегающим отношением демонстрируют закрепившийся в обществе стереотип восприятия инвалидов как неполноценных и опасных для общества. Таким образом, для решения проблемы интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вуза необходимо в первую очередь обратить особое внимание на формирование толерантного отношения к данному контингенту через создание благоприятного психологического климата в учебных группах.

Решению данной задачи будет способствовать организация сопровождения и поддержки студентов-инвалидов, которая может быть реализована через партнёрскую доверительную деятельность педагогов, кураторов по следующим направлениям:

‒ Первичное ознакомление с социально-демографическими характеристиками студентов с ограниченными возможностями, сбор информации об их исходном уровне знаний, специфических потребностях. Выявление причин, препятствующих их эффективной адаптации и обучению.

‒ Преодоление настороженного отношения по отношению к инвалидам у всех участников образовательного процесса, создание положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, способствующего укреплению психосоматического благополучия студентов с ОВЗ и успешной адаптации их к условиям обучения.

‒ Регулярный мониторинг учебной продуктивности студентов с ограниченными возможностями здоровья, своевременное оказание помощи и поддержки.Если студенты-инвалиды испытывают трудности в изучении определенных предметов, необходимо назначить консультантов из числа более подготовленных студентов. Педагог или куратор также может порекомендовать кружки, секции, студенческие научные общества и т. п., где студенты могут углубить свои знания по интересующим их предметам.

‒ Включение студентов с ограниченными возможностями в совместную со здоровыми студентами совместную деятельность на основе вовлечения их в развлекательные (концерты художественной самодеятельности), культурно-досуговые (посещение выставок, театров), спортивные (участие в соревнованиях в качестве участников или болельщиков) и другие виды внеучебной деятельности в вузе, где они могут сформировать и проявить умение сотрудничать со сверстниками.Педагог или куратор может проинформировать о клубах, молодежных организациях и пр., где студенты смогли бы развить свои интересы, приобрести интересующие их умения и навыки.

‒ Оказание помощи в подборе места производственной и преддипломной практики, поиске потенциального работодателя.

Полученные результаты исследования показали, что студентам с ограниченными возможностями здоровья присущи дезадаптивные способы самоотношения, обусловленные не только соматическим дефектом, болезнью, но и трудностями интеграции в новую образовательную среду вуза. Предложенная система мероприятий по содействию в адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья позволит создать условия для постепенного формирования из пассивных потребителей социальных услуг активных, созидательных и квалифицированных членов общества, способствуя тем самым не только улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, но и использованию их потенциала для наращивания потенциала общества.

Литература:

  1. Берталанфи, Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем: сб. переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969.
  2. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат и др. — М.: Академия, 2001.
  4. Павлова, А. М. Психологические предпосылки преодоления адаптационных трудностей студентов // Молодой ученый. — № 23 (103). — 2015. — с. 890–892.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle