Библиографическое описание:

Сыскетов И. Д. Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 210-213.



В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования

Сектор малого и среднего бизнеса представляет собой комплекс независимых средних и малых предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме законов и нормативных актов, также действуют государственные программы, которые готовы поддержать малого и среднего предпринимателя. Данные программы предоставляют федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Срок действия данной программы от 1 до 4 лет, она имеет утвержденный бюджет и конкретные направления финансовой и нефинансовой поддержки малых и средних предпринимателей.

Интенсивность развития малого и среднего бизнеса отражает динамика экономических показателей предприятий, которые относятся к этому сектору. Основные показатели экономической деятельности малых предприятий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых исредних предприятий вРоссии вдинамике за 2013–2015гг.

Показатели

Средние предприятия

Малые предприятия

2013

2014

2015

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

Число предприятий (на конец года), тыс

15,9

13,8

13,7

1836,4

2003,0

2063,1

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

1964,4

1719,5

1630,7

10421,9

10755,7

10775,2

1

2

3

4

5

6

7

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.

19824

21537

23961

15743

16711

17948

Оборот предприятий, млрд. руб.

5150,4

4710,6

4717,5

22610,2

23463,7

24781,6

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

262,2

209,1

274,3

431,6

521,5

574,9

Внеоборотные активы, млрд. руб.

1394,2

1657,2

1689,7

17190,2

19628,5

63724,1

Оборотные активы, млрд. руб.

2579,5

3443,9

3679,1

14927,6

18121,1

61358,8

Капитал и резервы, млрд. руб.

986,1

1267,4

1283,7

15211,5

17501,4

18591,1

*Источник: Федеральная служба государственной статистики

По итогам 2015г. в России на 12,4 % увеличилось число малых предприятий, на 9,6 % увеличился их оборот. Однако наблюдается отрицательная динамика по этим же показателями среди средних предприятий. Их число за 2 года снизилось на 13,8 %, что говорит о недостаточной интенсивности развития малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым условием экономического роста как региона, так и страны в целом. Поэтому стимулирование сектора малого и среднего бизнеса является для государства немаловажной задачей. Государство заинтересовано в развитии данного вида предпринимательства так как:

− стабилизация экономики страны достигается за счет увеличение количества субъектов рынка, что обеспечивает распределение рисков между большим числом предприятий;

− повышается экономическая маневренность, особенности управления позволяют малым и средним предприятиям приспосабливаться и быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка;

− повышается инновационная активность, так как внедрение инноваций предприятиями сектора малого и среднего бизнеса проходит маневреннее и менее рискованно, чем более крупными предприятиями;

− обеспечивается сдерживание экономических последствий кризиса, так как малые предприятия в силу своей гибкости и мобильности сглаживают негативные процессы в сфере занятости населения, формирую новые рыночные ниши, тем самым повышая занятость и платежеспособность населения. [1]

Все перечисленные преимущества достигаются развитым сектором малого и среднего предпринимательства. Однако его развитию препятствуют некоторые причины: очень низкая конкурентоспособность сектора малого и среднего предпринимательства на рынке ресурсов по сравнению с крупным бизнесом, повышенная чувствительность к изменениям. Задачами государства в содействии развитию малого бизнеса являются создание предпринимательского климата, компенсирующего объективные ограничения и стимулирующего объективные преимущества сектора малого и среднего предпринимательства. Государство, законодательно регулируя вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба, предлагая такие инструменты по регулированию рынка ресурсов как регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости, а также разрабатывая механизмы поддержки конкуренции, обеспечивает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства. Механизмы государственной поддержки представлены в табл. 2.

Таблица 2

Механизмы государственной поддержки сектора малого исреднего предпринимательства

Направление

Пути реализации

1

2

финансы

− гранты начинающим предпринимателям

− субсидии государственным микрофинансовым организациям и гарантийным фондам

модернизация

− субсидирование процентных ставок по кредитам

− субсидии на покупку нового оборудования

− лизинг оборудования

− энергоэффективность

инновационная инфраструктура

− центры кластерного развития

− региональные центры инжиниринга

− центры прототипирования

экспорт

− региональные центры поддержки экспорта

− Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) Центры

социальные инициативы

− субсидии социально-ориентированным субъектам МСП

− субсидии Центрам дневного времяпрепровождения детей, Дошкольным образовательным центрам

− молодежное предпринимательство, в т. ч. центры молодежного инновационного творчества

− народные художественные промыслы

специальная инфраструктура

− бизнес-инкубаторы, промышленные парки (в том числе частные) и технопарки

*Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации, Минэкономразвития России

Государства старается поддерживать малое и среднее предпринимательства различными методами (представленными в табл. 2). Особенно внимание уделяется предпринимателям с инновационными идеями. В университете студентам государство предоставляет возможность помощи в открытии своего бизнеса, проводит различные форумы, выделяет средства коммерческим организациям для обучения студентов по различным направлениям. Бизнес-инкубаторы также являются мощным помощником для тех, у кого есть свои идеи, но они пока не знают, как их реализовать, поэтому эти структуры организовывают поддержку стартап-проектов молодых ученых и начинающих предпринимателей абсолютно на всех этапах развития: от разработки проекта до коммерциализации. [3]

С 2009 г. в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, выделен отдельный комплекс мер информационного, образовательного и консультационного характера — программа «Ты — предприниматель». Указанные меры реализуются Минэкономразвития России совместно c Федеральным агентством по делам молодежи и органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Финансируются региональным и федеральным бюджетами. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний c государственным участием». Ожидается, что реализация данного мероприятия позволит направить на поддержку малого и среднего предпринимательства в краткосрочной перспективе до 1 трлн. рублей в год в форме закупок товаров, услуг и работ. Так, помимо мер стимулирования создания малых предприятий и их законодательной поддержки, государство обеспечивает спрос на их продукцию, выступая в качестве заказчика (табл. 3).

Таблица 3

Проведение торгов изапросов котировок на поставки товаров, выполнение работ иоказание услуг для государственных имуниципальных нужд среди субъектов малого предпринимательства

Конкурсы

Аукционы

Запроса котировок

всего

%

всего

%

всего

%

1

2

3

4

5

6

7

2011

3606

5,3

40417

11,9

95797

19,9

2013

4200

6,7

52409

11,3

78977

16,6

2014

3673

7,3

76738

12,2

88179

18,0

2015

6071

12,2

96661

12,2

96247

17,5

Источник: Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации, Минэкономразвития России

Так, от 10 % до 20 % государственных и муниципальных заказов приходится на субъекты среднего предпринимательства (исключение составляют сферы безопасности и обороны страны), а такая адресация заказов является одной из антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Таким образом, малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Развитие сектора малого и среднего бизнеса и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития экономико-социальных аспектов страны, а поэтому контролируются и поддерживаются государством различными реформами законодательной нормативно-правовой и налоговой базы, регулированием административных действий предприятий, инновационной и кредитно-финансовой поддержкой. В целом наша страна занимается поддержкой малого и среднего бизнеса, о чем свидетельствуют развитие различных программ по его поддержке.

Литература:

  1. Кузнецова И. А. Большой справочник для малого бизнеса[Текст]: практ. пособие / И. А. Кузнецова. — М.: Дашков и К, 2012. — 368 с.: табл. — Библиогр.: с. 353–366.
  2. Базилевич А. И. Малый бизнес[Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Базилевич [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2014. — 336 с.: табл. — Библиогр.: с. 333–334.
  3. Невская М. А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами[Текст]: практ. пособие / М. А. Невская, К. В. Сибикеев. — М.: Дашков и К, 2013. — 232 с. — Библиогр.: с. 219–227.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle