Библиографическое описание:

Махиня А. А. Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 366-368.



В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную практику школы; представлена модель комплексной информатизации.

Ключевые слова: организация, управление, учебный процесс, информатизация, общество, средняя общеобразовательная школа, преподаватели, инновация, нововведения, информационная среда, модель управления

В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важнейших проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех к4атегорий граждан. Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условия для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную школьную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.

Также, информатизация образования ставит новые задачи, связанные с разработкой инновационных подходов к управлению информатизацией образовательного процесса в школе. Информатизация современной школы приводит к совершенствованию образовательного процесса современного общеобразовательного учреждения, способствует при соответствующем управлении достижению новых качественных результатов.

Инновационные процессы в области современного образования, связанные с информатизацией, потребовали изменений в управлении образованием, привели к возникновению инноваций в самом управлении школой и образовательным процессом.

Реформы и инновации, в последние два десятилетия охватившие сферу образования в России, оказывают не только позитивное, но и деструктивное влияние на образовательный процесс в ученых учреждениях различного уровня.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и учеников, активизировать их творческий потенциал. Ориентация на использование новых информационных технологий выступает в качестве одного из важнейших аспектов построения управляемой педагогической системы профессиональной подготовки учителя в области информатики и информационных технологий.

Особая роль отводится созданию инновационных общеобразовательных учреждений, которые занимают ведущие позиции в решении таких главных образовательных задач.

  1. Создание современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся с учетом модернизации общего образования.
  2. Подготовка педагогических кадров высокого профессионального уровня на основе овладения отечественным и зарубежным опытом осуществления инновационной деятельности в учебной работе.
  3. Осуществление информатизации как главного фактора, который обеспечивает создание общеобразовательных учреждений нового типа.

Важное значение отводится теории управления инновационным процессом в общеобразовательном учреждении, которая понимается как научное и педагогическое взаимодействие, которое направлено на оптимизацию образовательного процесса, на повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся через внедрение нововведений в обучающую и воспитательную деятельность.

Управление инновационного процесса включает разработку и воспроизведение конкретных преобразований, определение системных, стратегических и проектных изменений, ресурсное обеспечение обновления учебно-воспитательного процесса, подготовку и обучение педагогических кадров к решению современных задач.

Общее среднее образование призвано выступать прочным фундаментом, на котором строится непрерывное образование человека. Однако в настоящее время система российского образования находится в стадии перманентных реформ и инноваций. Несмотря на их общую позитивную направленность, они не самым лучшим образом сказываются на выполнении образовательными учреждениями своих основных функций, качестве образования и отношении к процессу образования его основных участников.

Управление и организация учебным процессом считается наиболее сложной областью и отличается несколькими признаками, а именно наличием человека как субъекта и объекта управления, применением сознательных воздействий на различные общности или группы, обеспечением функционирования и развития определенной социальной системы при сохранении ее основной качественной специфики.

Значительный приток в общеобразовательные учреждения современной компьютерной техники, программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, а также стремительное развитие телекоммуникаций и увеличение числа школ, имеющих доступ в Интернет, оказали заметное влияние на образовательный процесс.

В настоящее время сложилась некая научная классификация инноваций в области общего образования:

− по сфере применения (перемены в содержании, методах и организации образовательного процесса);

− по уровню новизны (перемены в образовании, которые разделяются на базисные — изменение развития общеобразовательных школ; улучшающие — внедрение изменений с целью повышения качества учебного процесса; развивающие — развитие школы на основе качественной инновационной работы);

− по среде распространения (национальные инновации, которые имеют значение для развития образовательного процесса в масштабе одной страны).

Также, важно упомянуть, что в школе внедряется апробируется системная работа по всем основным направлениям развития и внедрения ИКТ в сфере образования. В соответствии с функциями общей образовательной школы проектируется модель комплексной информатизации и может быть представлен следующим составом модулей, каждый из которых имеет свое назначение в процессе информатизации.

  1. Организационно-управленческая модель обеспечивает реализацию функций управления содержанием и технологиями образовательной деятельности, учебно-воспитательным процессом, кадрам, материально-техническим обеспечением.
  2. Информационно-методический модуль предназначен для школьных педагогов и ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение модели комплексной информатизации предполагает создание и постоянное обновление программно-методических компонентов различных форм обучения.
  3. Образовательный модуль предназначен для хранения электронных учебных материалов по школьным образовательным областям и направлениям воспитательной части работы. Также, обеспечивает формирование функциональной грамотности и информационной культуры учащихся, которые оптимизирует образовательный процесс на основе использования информационных технологий.
  4. Научно-продуктивный модуль основывается на работе школьного научного общества и ориентирован на приобретение учащимся профессиональных навыков будущей деятельности в информационных технологий (обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, работа в интернете).
  5. Культурно-просветительский модуль предназначен для хранения банка данных по литературному, музыкальному, художественному, архитектурному наследию мировой цивилизации (формирование у учащихся информационной, экологической и экранной культуры).

Инновации в современном образовании России реализуются на основе государственной образовательной политики, которая активно влияет на поддержку прогрессивных инициатив, направленных на создание эффективных моделей общего образования, отвечающих потребностям рыночной экономики и запрос гражданского современного общества.

Потребность в проведении инновационных преобразований в общеобразовательных учреждениях вызвана острой необходимостью модернизации общего образования на основе проведения преобразовательных мероприятий по важнейшим направлениям:

− создание современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся;

− повышение качества образования, воспитательной работы в учебных учреждениях;

− стандартизация начального, основного и среднего образования;

− разработка современных информационных систем.

Кроме того, осуществление стратегического курса на модернизацию общего образования основывается на применении основных положений педагогической инноватики, которая всесторонне изучает актуальные проблемы общего образования и вырабатывает эффективные решения, которые обеспечивает качественные решения в общеобразовательных учреждениях.

Основной обновления содержания обучающей, воспитывающей и развивающей деятельности в образовательном учреждении является инновационный процесс, процесс непрерывный, который имеет конкретный механизм осуществления, решающий задачи создания современных образовательных систем.

Особенно важно отметить, что инновационный процесс в общеобразовательной школе обеспечивает создание и распространение новшеств, которые носят прогрессивный характер и влияют на педагогическую деятельность, стиль мышления, содержание профессиональной компетентности и развитии школьного образования.

Литература:

  1. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Профессиональное социологическое образование и обеспечение инновационного прорыва в системе образования / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев // Социология образования. — 2012. — № 9. С. 4–24.
  2. Дылян Г. Д., Ратобыльская Э. С., Цветкова М. С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования / Г. Д. Дылян, Э. С. Ратобыльская, М. С. Цветкова. — М.: 2005. — 546 с.
  3. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе / А. В. Молокова. — Новосибирск: 2011. — 366 с.
  4. Тавокин Е. П. Российское образование под прицелом «реформ» / Е. П. Тавокин // Социологическое образование. — 2012. — № 8. С. 134–142.
  5. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник., А. В. Лоренсов. — М.: Новая школа, 1994. — 266 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle