Библиографическое описание:

Доскеева Г. Ж. Этапы реформирования системы финансирования сферы здравоохранения Казахстана // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 166-168.

Основной задачей реформ, проводимых  в экономической системе нашей страны является формирование социальноориентированной рыночной экономики. Новые условия ведения хозяйства во всех отраслях экономики, в том числе сфере охраны здоровья населения требуют использование новых методов организации и управления.

Сфера здравоохранения нашей страны, как и другие отрасли экономики пережила глубокий экономический кризис 90-х годов. Негативные тенденции, возникшие в процессе перехода экономики страны к рыночным отношениям, а именно огромный дефицит, образовавшийся в государственном бюджете, сильно отразились на состоянии сферы здравоохранения, которая в условиях централизованной системы жила только за счет средств государственного бюджета. Единственным путем выхода из кризиса было полное  реформирование сферы, которая до 90-х годов функционировала на основе «модели Семашко», предполагающей жесткую централизацию организации системы здравоохранения в целом.

Централизованная система организации здравоохранения, действовавшая по «модели Семашко» на основе  всеобщей и бесплатной медицинской помощи, показала свою эффективность в решении острых проблем в 20-50 гг.(например, снижение инфекционных заболеваний среди населения путем развития профилактических мероприятий, обеспечение населения медицинскими кадрами и т.д.). Однако, медицинские мероприятия, имевшие актуальность в 20-50-х годах без изменения сохранились до 80-х годов. Технологическое отствание здравоохранения страны превратило его в моносистему, не отвечающую современным потребностям населения в медицинских услугах.  [2]

В стране в условиях замедления, а в последующем и спада производства все более углублялись противоречия между потребностями населения в высококачественной медицинской помощи и возможностью ее удовлетворения за счет государственного бюджета.

Известно, что показатель, характеризующий место здравоохранения в экономической структуре – доля валового внутреннего продукта, выделяемого на развитие этой отрасли. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения доля ВВП, выделяемого на развитие здравоохранения должна составлять не менее 5 %. Анализ динамики этого показателя в нашей стране свидетельствует о том, что за период 1980-1990 годы расходы на охрану здоровья населения советского союза из всех источников финансирования составляли 3,1-3,6 % от ВВП.

После распада СССР, расходы сферы здравоохранения Казахстана возмещались из государственного бюджета страны. Глубокий экономический кризис в стране и острая нехватка средств в бюджете сказывались и на процессе финансирования отрасли и размеры финансирования здравоохранения за 1991-1995 годы не превышали 2,9 % ВВП.

Все это свидетельствовало, что необходимо не только совершенствование системы оказания медицинских услуг в существующей сфере здравоохранения, а ее коренное реформирование.

Основным направлением реформирования сферы здравоохранения страны стал переход от государственной к многоукладной системе финансирования, обеспечивающей сферу дополнительными финансовыми ресурсами.

Стратегические направления реформирования сферы здравоохранения Республики Казахстан были определены Постановлением №23 а/1, которое было принято 9 августа 1994 г. на расширенном заседании Министерства здравоохранения. А также конкретные решения по вопросам реформирования сферы были рассморены в среднесрочной Программе Правительства по проведению реформы в системе здравоохранения. [1]

Согласно этим государственным документам были выделены следующие основные стратегические направления реформирования:

-               развитие управления и организации системы охраны здоровья населения;

-               изменение экономических отношений и системы финансирования сферы;

-               совершенствование и развитие технологий лечебно-профилактической помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи;

-               развитие медицинской промышленности, обеспечение населения и медицинских учреждений лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

Вместе с этим одним из основных путей совершенствования сферы призналось использование принципов многоукладной медицины в хозяйственной практике учреждений здравоохранения. Необходимость развития в сфере различных форм собственности была обусловлена снижением показателей здоровья населения, ухудшением качества медицинской помощи, уменьшением объема выделяемых на сферу финансовых ресурсов и другими факторами. В итоге, была принята бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения, соответствующая принципам многоукладной медицины, обеспечивающей сферу различными источниками финансовых ресурсов. К основным задачам данной модели можно отнести следующие:

-               формирование новых путей организации и финансирования сферы здравоохранения;

-               создание рынка медицинских услуг, предполагающего конкуренцию между медицинскими организациями, развитие различных форм собственности в сфере здравоохранения, приватизация и разгосударствление объектов здравоохранения;

-               привлечение в сферу здравоохранения дополнительных финансовых ресурсов и обеспечение их целевого и рационального использования.

Функционирововшая в нашей стране в 1996-1998 годах система обязательного медицинского страхования (ОМС) обеспечила следующее:

-               общественную солидарность;

-               социальное равенство всех граждан в системе ОМС;

-               финансовую стабильность в системе ОМС;

-               возможность выравнивания расходов регионов по ОМС;

-               проведение единой государственной политики в системе ОМС.

В настоящее время в нашей стране функционирует система финансирования здравоохранения, включающая финансирование из государственного бюджета, системы оказания платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования. После расформирования системы ОМС, были введены некоторые изменения в «Закон об охране здоровья граждан Республики Казахстан», и, согласно этому закону государством гарантирован определенный государственной программой объем бесплатных медицинских услуг населению, который финансируется из государственного бюджета. Гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи осуществляется на основе подушевого норматива. В соответствии с этим нормативом оказывается бесплатная медицинская помощь детям, инвалидам, беременным женщинам, онкологическим больным и больным туберкулезом. А также медицинские услуги поликлиник и амбулаторий, где обслуживается 80 % населения, осуществляются на бесплатной основе. Все медицинские услуги, не входящие в этот норматив оказываются на платной основе или финансируются из фондов добровольного медицинского страхования.  Сегодня сфера здравоохранения нашей страны финансируется за счет следующих источников:

1.           средства государственного бюджета;

2.           страховые взносы предприятий и организаций (работодателей) в фонды добровольного медицинского страхования за своих работников;

3.           личные средства граждан;

4.           выручка от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности учреждений здравоохранения;

5.           безвозмездные денежные средства, поступаемые от различных организаций и благотворительных фондов;

6.           денежные средства и материальные ценности, поступаемые от спонсоров (физических и юридических лиц);

7.           кредиты коммерческих банков и других кредиторов;

8.           доходы от вложения временно свободных денежных средств частных медицинских учреждений в различные финансовые активы;

9.           другие не запрещенные законом источники финансирования

В настоящее время в стране государственное финансирование рассматривается как основная система финансирования сферы, и, соответственно государственные финансы образуют большую часть финансовых ресурсов здравоохранения.  Государство в экономике рыночного типа в условиях многоукладности системы здравоохранения выполняет следующие функции:

- социальную, так как охрана здоровья граждан  является приоритетом любого государства;

- регулирующую, так как ни один рынок в здравоохранении не может функционировать без регулирующего воздействия, поскольку его отсутствие влечет за собой негативные политические и социальные последствия;

- контрольную, так как здравоохранение как часть общей социальной политики является важнейшим элементом государственного регулирования.

Что касается рыночных отношений в сфере, то согласно сущности рыночной экономики введение и развитие рыночных отношений в сфере здравоохранения основывается на следующих принципах:

-                    развитие товарно-денежных отношений в сфере оказания медицинских услуг населению;

-                    обеспечение развития частного сектора в сфере здравоохранения;

-                    совершенствование многоукладной системы финансирования сферы;

-                    превращение медицинских услуг в товары, удовлетворяющие потребность населения;

-                    формирование рыночных отношений, направленных на развитие конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров;

-                    формирование на рынке медицинских товаров и услуг независимой структуры, имеющей свои объекты и субъектов. Субъектами этой структуры являются производители и потребители медицинских услуг, а объектами – медицинские услуги и товары, а также финансовые ресурсы, функционирующие на рынке медицинских услуг и товаров.

 

 

 

 

Использованная литература

 

1.    Среднесрочная Программа Правительства Республики Казахстан на 1996-1998 гг. – Алматы, 1995

2.Тасмагамбетов И.Н., Аканов А.А. Новое общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. –Астана, 2001

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle