Авторы: Аллаярова Мастура Кудратуллаевна, Рахматов Камолиддин Уралович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Аллаярова М. К., Рахматов К. У. Опыт развитых стран в системе страхования как основное условие реформирования социальной сферы // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 263-265.



На сегодняшний день в мировой практике управления здравоохранением сложились три основные системы хозяйствования: национальная, рыночная и страховая.

Национальная система, которая основывается на прямом финансировании учреждений здравоохранения (преимущественно из средств государственного бюджета), позволяет обеспечить социальную гарантированность населения в обеспечении «бесплатной» квалифицированной медицинской помощью. Страховая система собирает информацию об индивидуальных затратах на охрану здоровья, проводят экономическую оценку использования возможностей лечения. В рыночной системе условия хозяйственного функционирования учреждений здравоохранения аналогичны предприятиям. Каждая из этих систем имеет свои слабые стороны и преимущества.

Современные системы медицинского страхования в промышленно развитых странах имели своими историческими предшественниками больничные кассы или фонды взаимопомощи рабочих, создававшиеся на предприятиях или по месту жительства. По мере развития организационной борьбы трудящихся за свои социально-экономические права и, как следствие этого, — принятие законов о социальном страховании, изменился и механизм формирования страховых фондов. При этом надо отметить, что в формировании и распределении этих фондов в ряде стран (например, в Германии) страховые кассы все еще продолжают играть значительную роль. (1)

Фонды страхования на случай болезни весьма разнообразны: государственные, частные, коммерческие, некоммерческие. В большинстве стран имеются смешанные системы страхования. В одних странах доминирует государственное страхование на случай болезни, в других (США и ряде других стран) — частное. Крайними вариантами являются Дания, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия и Финляндия, где государственным страхованием на случай болезни охвачено все население, а также Израиль, где страхование является частным.

Величина страхового взноса или налога колеблется от 1 до 15 % размера заработной платы (как правило, величина процента зависит от уровня дохода). Взносы трудящихся и работодателей в фонды страхования составляют соответственно: в Германии — 12,9 % для тех и других, во Франции — 4,5 и 13,45 %, в Нидерландах — 5,35 и 13,51 %, в Бельгии — 2,9 и 5,55 % заработной платы.

В некоторых странах страхование на случай болезни является компонентом системы социального страхования (например, во Франции и Японии), в других имеются различные независимые фонды страхования здоровья, деятельность которых регулируется правительством (например, в странах Бенилюкса, Германии, Швейцарии).

Степень развитости систем частного добровольного страхования в разных странах зависит в основном от потребности в дополнительном обслуживании, не обеспечиваемом основными службами здравоохранения (например, во Франции и Ирландии), и от того, в какой степени отдельные группы населения (в основном это группы с высоким уровнем дохода) могут предпочесть помощь частных врачей (например, в Великобритании).

Канада. Вэтой стране все жители, независимо от возраста, состояния здоровья и финансового положения, охвачены провинциальными системами обязательного страхования на случай болезни, финансируемого за счет налогов с предпринимателей и населения, получающего субсидии, и провинциальных и федерального правительства. От страховых взносов освобождены лица в возрасте 65 лет и старше (16 % застрахованных), малоимущие и ряд других групп населения — военнослужащие, индейцы (всего 29,2 % застрахованных).

Некоторые сотрудники предприятий, фирм и организаций имеют дополнительное страхование за счет работодателя в частных или полукоммерческих страховых организациях, позволяющее им получать более комфортные условия в больницах. Согласно закону, подобные страховые организации не имеют права отплачивать те виды помощи, которые предусмотрены системой обязательного страхования.

Оплата расходов по лечению производится по оценочной шкале манипуляций, вмешательств, услуг и процедур, согласованной с медицинской ассоциацией соответствующей провинции. (2)

Обязательная система страхования предусматривает оплату за счет провинциальных фондов всех видов больничной и амбулаторной помощи (кроме зубоврачебной — компенсируется только около 10 % ее стоимости, протезирования и приобретения лекарств — компенсируется около 25 % стоимости), амбулаторных не врачебных профессиональных услуг в случае назначения их врачом, длительную помощь и уход за больными — 60 %. В целом из общественных фондов компенсируются более 90 % расходов на больничную и внебольничную помощь и 75 % всех затрат на здравоохранение.

Германия. Вэтой стране система обязательного медицинского страхования функционирует на основе децентрализации и управления на местном уровне. Все фонды страхования здоровья в Германии состоят из местных фондов, фондов предприятий, ремесленных фондов страхования. Фермеров страхует сельскохозяйственный фонд страхования, моряков — фонд страхования моряков, шахтеров — национальное общество страхования шахтеров. Кроме того, существуют 7 дополнительных фондов страхования для служащих и высококвалифицированных рабочих на случай болезни и 8 для рабочих индустриальной промышленности.

Средний размер взносов составляет 12–13 % дохода или основной зарплаты, причем жены и дети работающих (если они сами не работают), а также пенсионеры от страховых взносов освобождаются. Студенты и инвалиды платят взносы по пониженным ставкам, за безработных взнос оплачивает Фонд помощи безработным.

Медицинские услуги, предлагаемые частными страховыми компаниями на случай болезни (например, DKV — DeutsheKraukenVersicherung — «немецкое больничное страхование»), практически эквивалентны тем, которые предоставляются фондам обязательного страхования (например, АОК — «всеобщие кассы»). Различие между системами частного и обязательного страхования в возмещении расходов состоит в том, что при частном страховании компенсация расходов осуществляется наличными суммами застрахованным, в то время как обязательная система возмещает расходы лечебным учреждениям или врачам внебольничной помощи.

В Германии фонды страхования на случай болезни действуют на автономной основе. Руководящими органами фондов являются Совет представителей и комитет управления, которые состоят из одинакового числа представителей от рабочих и служащих, с одной стороны, и представителей работодателей — с другой. (1)

Швеция. Национальная система страхования здоровья, охватывающая всех граждан Швеции и постоянно проживающих иностранцев, была основана в 1955 г. Система финансируется взносами работодателей и отчасти государственными субсидиями. Вопросами страхования на местном уровне занимаются региональное бюро по социальному страхованию. Руководство деятельностью регионального бюро осуществляется и регулируется правительственным агентством — Национальным советом по социальному страхованию.

Национальная система страхования оплачивает стоимость лечения у врача, стоматолога, лечения в больнице, физиотерапии, реабилитации и расходов по поездке в лечебное заведение или к врачу. Возмещение дорожных расходов, которые несут пациенты в связи с лечением, производится с учетом самого дешевого вида транспорта, приемлемого для пациента. Возмещаются также дорожные расходы родителя или родственника, сопровождающего ребенка до 16 лет в поликлинику.

Страхование здоровья охватывает стоматологическую помощь (как лечение, так и профилактику) при условии, что ее оказывает персонал государственной стоматологической службы, а также большинство частных зубных врачей. При этом зубные врачи должны придерживаться установленной шкалы расценок. За курс лечения пациент оплачивает 60 % расходов от суммы до 2500 крон и 25 % от стоимости лечения, превышающей эту сумму. Бюро социального страхования потом возмещает врачу оставшуюся сумму. Дети и молодые люди до 19 лет имеют право на бесплатное обслуживание в государственных стоматологических службах.

В Швеции пособие по болезни обычно составляет до 90 % от обычного дохода, но не выплачивается в отношении той суммы, которая превышает установленный предел.

Франция. Страхование на случай болезни является составной частью общей системы социального страхования, финансируемый за счет взносов работодателей и трудящихся. Гонорары врачей определяются шкалой, принимаемой на переговорах между медицинскими ассоциациями и учреждениями социального страхования. Страховой системой охвачено практически все население страны. От страховых взносов освобождаются малоимущие.

Застрахованным компенсируется около 80 % их суммарных расходов на лечение. В стране существует несколько страховых систем, организованных по профессиональному принципу. Наиболее крупная система объединяет наемных трудящихся промышленности и торговли. Кроме того, для наемных трудящихся существуют особые системы: горняков, Национального общества французских железных дорог, торгового флота и др. Самостоятельная система объединяет сельскохозяйственных рабочих. Две системы страхуют работающих по найму: крестьян — хозяев и промышленников, торговцев.

Наиболее высокий уровень пособий в страховании по болезни имеют особые системы наемных рабочих; при обращении к работающим по контрактам с этими системами врачам застрахованные в них пользуются бесплатной медицинской помощью. (2)

Все системы, рассмотренные выше, — это социально-рыночные системы с различной степенью социальной защиты населения, страховым механизмом и коммерциализацией охраны здоровья. Дальнейшее продвижение по пути реформ, на наш взгляд, предполагает дальнейшее насыщение национально-страховой системы рыночными элементами хозяйствования.

В этой связи интересно отметить особенности реформирования системы здравоохранения бывшей ГДР после присоединения к ФРГ. После объединения в соответствии с законами ФРГ об обязательном медицинском страховании главной формой оказания медицинской помощи является частная врачебная практика. В результате долгих дискуссий был выбран радикальный подход — было решено закрыть все поликлиники в течении одного года. У врачей было несколько вариантов: открыть собственную врачебную практику, найти работу в стационаре, остаться в одной из несколько оставшихся поликлиник или уйти на пенсию.

Противники такой резкой смены системы говорили об ущемлении интересов пациентов. Но высокий уровень амбулаторной помощи, который сложился в ФРГ, был сильным аргументом в пользу реформ.

В сложном положении оказались врачи — ведь у них не было никакого представления о жизни в условиях рынка. Проработав всю жизнь в государственных поликлиниках, они привыкли получать стабильную заработную плату, не зависящую от результатов труда. Но тем не менее на пятый год реформ почти 90 % врачей в секторе амбулаторной помощи имели статус частнопрактикующих, подавляющее большинство медсестер работает по найму в частных практиках врачей.

В ряде земель реформы были немного мягче. Так, в земле Бранденбург сочетаются поликлиники и частные врачебные практики, причем очень часто в помещениях бывших поликлиник. Но в то же время и в этой земле отдается предпочтение частным практикам. Все социальные обязательства, закрепленные в законодательстве двух прежних государств, не изменились, а изменился только механизм их реализации. Во-первых, финансирование медицинской помощи от органов управления перешло к страховым кассам при сохранении принципа бесплатности здравоохранения для основной части населения. Во-вторых, основой амбулаторной помощи стали частнопрактикующие врачи, действующие в системе общественного здравоохранения. 90 % их пациентов обслуживаются по программам социального страхования и 10 % — частные пациенты (как правило, имеющие частную страховку). Большинство больниц осталось в государственной собственности, в отдельных случаях они перешли в собственность религиозных организаций.

Литература:

  1. Ермасов С. В. Страхование. Учебник. 3–е издание, перераб. и доп — М.: Юрайт, 2013г.
  2. Худяков А. И. Теория страхования, М.: Статус, 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): случай болезни, социального страхования, фонды страхования, обязательного страхования, система страхования, страхования здоровья, фонды страхования здоровья, системы социального страхования, Национальная система страхования, медицинского страхования, фондов страхования, амбулаторной помощи, фонд страхования, системы медицинского страхования, система страхования здоровья, страховых взносов, системами обязательного страхования, ремесленных фондов страхования, смешанные системы страхования, дополнительных фондов страхования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос