Библиографическое описание:

Король Л. Г., Гончарова Т. М. Философско-психологический контекст использования виртуальных компьютерных технологий в системе высшего образования // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 378-381.

В современном мире виртуальные компьютерные технологии являются важными каналами культурной коммуникации, порождающими особое как ментальное, так и образовательное пространство. Это приводит к серьезным изменениям в сфере образования, которые обусловлены следующими основными причинами.

Первая причина связана с образовательными потребностями в постиндустриальном обществе. Нужны маршруты (траектории) обучения, соответствующие конкретным условиям, запросам и индивидуальным особенностям обучаемых. Сегодня электронные (сетевые) учебники отражают представления авторов, инвариантные к таким особенностям. Это соответствует стандартам традиционной системы образования. Однако в рамках концепции будущего открытого образования, осуществляемого по дистанционным технологиям, можно предвидеть появление большого числа пользователей, которых не удовлетворят существующие неадаптированные учебники.

Вторая причина связана с тенденциями развития информационных технологий, открывающих новые возможности в интеллектуализации автоматизированных систем и их пользовательского интерфейса. Глобальная сеть Internet открыла доступ к информационным серверам, находящимся в различных точках земного шара. Растет пропускная способность сетей, позволяя территориально разобщенным людям беседовать в реальном масштабе времени. Дальнейший рост быстродействия позволит уже в ближайшее время создавать сложнейшие модели окружающей действительности, с учетом влияния предметов друг на друга, с имитацией их перемещений, с включением в наблюдаемую на экране дисплея картину виртуальных собеседников. В концепции будущего открытого образования важным элементом является возможность выбора обучаемым средств, места и времени обучения, соответствующих его запросам. Это подразумевает наличие альтернативных учебных пособий и прикладного программного обеспечения, причем они должны быть согласованными по терминологии, системам обозначений, интерфейсам для создания нужных комбинаций учебных средств. Все это открывает беспрецедентные возможности перед сферой образования в доступе к учебной информации и оптимизации форм ее представления, однако для выполнения этих требований нужны новые методы структуризации и поиска информации в учебных серверах.

Образование всегда являлось той сферой, в которой человек приобретает знания и умения, обеспечивающие его полноценное  существование в окружающем природном и социальном мире. Исторически информационные ресурсы служили  средством добывания материальных ресурсов. Однако информационное пространство нашего времени значительно отличается от того, что окружало человека два-три десятилетия назад, и, главным образом, тем, что в жизнь людей вошла виртуальная реальность. Как правило, данный термин в массовом сознании ассоциируется с компьютерной сферой. Тем не менее, в современном обиходе все чаще встречаются такие сочетания, как "виртуальная игрушка", "виртуальное обучение", "виртуальные деньги", "виртуальная студия" и т.п. Глубина проникновения виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь позволяет говорить о "виртуализации" общества. Этот процесс оказал наибольшее влияние на образовательные потребности постиндустриального общества, обусловив ряд существенных изменений на всех уровнях образовательной системы, и, прежде всего, на уровне высшего профессионального образования. Так, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебники, автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, обсуждаются вопросы дистанционного образования. Вместе с тем, использование виртуальных компьютерных технологий порождает не только позитивные, но и ряд негативных для личности функциональных последствий, что не может не отразиться на качестве образования. Ведь результат образования человека определяется не столько формами учебной деятельности, в том числе и дистанционными, сколько базовыми философскими смыслами, на которых строится учебный процесс. Подобные факты говорят о том, что проблема, связанная с распространением виртуальных технологий, может рассматриваться как в рамках специальных наук, так и выходить за их пределы и становится проблемой, требующей философского обобщения. В связи с этим, представляется актуальным философско-психологический анализ применения виртуальных компьютерных технологий в системе высшего образования.

Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна. К одной из ее форм, наиболее распространенных в современном мире, относится виртуальная или синтетическая реальность, которая в контексте данной работы понимается как искусственно созданная информационная среда, подменяющая обычное восприятие окружающей действительности информацией, генерируемой различными техническими и  программными средствами.

Можно выделить следующие специфические свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность и интерактивность [1]. Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальностью, внешней по отношению к ней. Поэтому ее называют искусственной, сотворенной, порожденной психикой человека. Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность с окончанием процесса порождения соответствующие виртуальные объекты исчезают. Автономность. Виртуальная реальность имеет свое время, пространство и законы существования. Для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего. Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них. В связи с этим, идея виртуальности указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях.

Философы эпохи Средневековья понимали виртуальное, как активное начало, присущее объекту, как его внутреннюю способность. Тем же значением наделял термин «виртуальный» крупнейший советский психолог А.Н. Леонтьев: «Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей». Таким образом, по мнению А.Н. Леонтьева, виртуальная реальность, будучи артефактом культуры, породила и соединила такие противоречивые понятия как «виртуальность» и «реальность» [3].

Сегодня виртуальная действительность имеет приложения во многих областях человеческой деятельности: в медицине, психологии, биотехнологии, проектных разработках, маркетинге, искусствоведении, индустрии развлечений и т.д. Технологии создания виртуальной реальности используются в компьютерных играх, выставках и коммерческих представлениях, в космических тренажерах и иных видах деятельности, где требуется моделирование реальных и виртуальных процессов.

В учебных целях виртуальные технологии стали применяться ещё в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажёров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 1980-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. С этого времени виртуальные компьютерные технологии стали активно внедряться в сферу высшего образования, что позволяет констатировать факт появления виртуального образования. В наиболее общем виде под виртуальным образованием мы понимаем процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты. Виртуальному образованию более всего соответствует сферическая модель, имеющая неограниченное число степеней свободы и не задающая для каждого человека однозначного направления движения. Центром такой сферической модели выступает личностный образовательный потенциал человека, относительно которого и происходит его развитие. Единый центр образования всех людей в такой модели отсутствует, каждый из них развивается и образовывается относительно своей индивидуальной сущности. Отсутствует и общее для всех направление образования, каждый осуществляет движение в отдельных частях своей сферы. Состав образовательной сферы – это образовательные области, которые определяет сам человек. Развитие (расширение) образовательной сферы происходит неравномерно, но в идеале сферическая форма задаёт направления для образовательного движения. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами. Виртуальное образование, таким образом, не сводится только к дистанционным телекоммуникациям, хотя его сетевая структура стирает временные и пространственные границы. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удалённых учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов и, что особенно специфично, - виртуальных образовательных объектов. Это дает возможность подстраивать виртуальное образование под личные потребности индивида. Основная же цель виртуального образования, как и образования человека вообще, - это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, сочетаемом с его виртуальными и иными возможностями. В связи с этим, педагогику, соответствующую виртуальному образованию, в значительной степени следует считать ситуативной, поскольку особенности её применения определяются всякий раз конкретными условиями обучения и той виртуальной образовательной ситуацией, которая существует только в данном пространстве, в данное время, между данными субъектами и объектами образования.

В настоящее время в сфере высшего образования виртуальные компьютерные технологии реализуются в формах виртуальных классов, виртуальных компьютерных лабораторий, виртуальных университетов и телеобразования. Первичной формой среди вышеперечисленных является телеобразование, представляющее собой модель дистанционного образования на базе телеконференций как главной формы взаимодействия между учителем и обучающимся.

Телеобразование появилось очень недавно, и привело к радикальным изменениям в организации современного образования, обусловив развитие на его базе новых организационно-образовательных форм - виртуальных классов, виртуальных компьютерных лабораторий и виртуальных университетов. Виртуальная компьютерная лаборатория представляет собой виртуальную систему профессионального взаимодействия, обеспечивающую преемственность между высшей и общеобразовательной школами, направленную на развитие умений и навыков научно-исследовательской работы учащихся, студентов, преподавателей. Виртуальный университет - это образовательная модель, объединяющая разработчиков дисциплинарных курсов, преподавателей, технологов, студентов, разделенных расстояниями, в рамках осуществляемой совместной деятельности с применением современных технологий дистанционного образования. В этой образовательной модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют студентам встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеокассеты, а также виртуальными музеями и виртуальными библиотеками. В некоторых учебных заведениях ставятся эксперименты по полному переводу образовательного процесса в электронный формат (подобные школы есть у Microsoft, Cisco и других компаний).

Однако по мере расширения компьютеризации учебного процесса все заметнее становится дисбаланс между техническими возможностями хранения, передачи информации в телекоммуникационных сетях и ее представления в различных формах для воздействия на органы чувств человека, с одной стороны, и требованиями к содержанию информации в сетевых серверах, к структурированию знаний и избирательного доступа к источникам знаний, с другой. Информационное наполнение сетевых серверов и эффективное управление знаниями является главной и, в то же время, наиболее трудной для реализации задачей в проблеме создания информационно-образовательных сред в компьютерных сетях.

Таким образом, применение виртуальных компьютерных технологий в системе образования коренным образом преобразовывает процесс освоения информации, что позволяет представить ее в качественно иной форме, создавая эффект включенности в обучающую среду, т.е. деконструируется тип субъект-объектных отношений, выстраивающийся в оппозицию ученик-учитель. Кроме того, они позволяют ввести игровой элемент в ход обучения, что, несомненно, делает его более живым и интересным.

Наряду с позитивными изменениями имеет место также негативные факторы воздействия компьютерных технологий во всех сферах человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий.

1. Персонификация, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм.  Это порождает потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения.

2. Компьютерная тревожность в различных формах. Большинство психологов связывают этот феномен с  возникновением у человека страха, при работе на компьютере или даже при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Проведенные научные исследования показали, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого - либо задания на ЭВМ, как правило, имеют отрицательное отношение к компьютеру. Однако в некоторых случаях отрицательные эмоции могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности [2].

У студентов компьютерная тревожность обычно возникает как реакция на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению с другими студентами. Преподаватели также часто сталкиваются с серьезными трудностями в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним из важных факторов тревожности преподавателей является также осознание ими того, что их ученики владеют компьютером намного лучше, чем они сами.

Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере считается утрата контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и оптимистическая оценка ситуации - основа устойчивости к стрессу.

3. Экзистенциальных кризис, проявляющийся во вторжении компьютеров во внутренний мир человека, сопровождающийся когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире. Одна из форм проявления этого кризиса – аутизация – уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета. У человека сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее. К симптомам этих расстройств относят навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство. Экзистенциальный кризис может проявляться и в форме аддикции. Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции выделяют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями, что вызывает «зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир.

4. Обезличивание педагогического процесса. Этот феномен проявляется в переходе от традиционной модели «ученик-педагог» к модели «ученик-компьютер», в связи с чем, обучающийся приобретает черты присущие компьютеру и процесс образования превращается в процесс «тиражирования» воспроизведения определенного типа личности с заданными характеристиками [4]. Ученик занимает, главным образом, пассивную позицию и выступает объектом воздействия и манипуляции.

Итак, даже беглый обзор возможных направлений использования виртуальных компьютерных технологий и их последствий, говорит о том, что они занимают уже довольно значительное социокультурное пространство в постиндустриальном обществе, и что в дальнейшем их роль будет неуклонно возрастать. Именно благодаря виртуальным технологиям симуляция стала неотъемлемым деятельностным компонентом во всех подсистемах информационного общества. Причем, виртуальные информационные технологии – это лишь одно из возможных воплощений симуляции, проявления которой можно найти и в сфере межличностных и сексуальных отношений, в искусстве, в политике и т.д. Налицо факт виртуализации сегодняшнего общества, в котором симулятивная деятельность принимает такие масштабы, что позволяет говорить об утрате устойчивости социальных структур и об ощущении нестабильности социального бытия в целом.

Для преодоления негативного воздействия виртуальной симулятивной реальности на психику обучающихся следует изменить саму схему образовательного процесса. Это возможно при проведении серьезного анализа изменений сознательной деятельности под влиянием виртуальных компьютерных технологий  в рамках психологии и педагогики, с одновременным привлечением специалистов из различных областей, включая, философию, медицину, социологию, биологию и т.д. Для этого необходимо создание научно-исследовательских центров при крупных образовательных учреждениях, основной функцией которых являлось бы проведение эмпирических исследований по этой проблеме.

Библиографический список

1.                  Носов Н.А. Виртуальная психология. -  М.: Аграф, 2000.

2.                  Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003. – 400 с.

3.                  Солопов П.Е. Философские проблемы виртуалистики. – М., 2000.

4.                  Торопчина Е.А. Противоречия информационно-коммуникативных сфер формирования культуры общества: масс-медиа, образование/ Е.А. Торопчина // Философия образования.- 2008.-  № 3(24). - с.260 -264.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle