Библиографическое описание:

Прокина Л. П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 500-506.



В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматривается технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которую можно использовать как на занятии МДК «Русский язык с методикой преподавания», так и на уроках в начальных классах. Кроме того, в статье описываются методические приёмы работы по данной технологии, приводится конспект практического занятия по МДК «Русский язык с методикой преподавания» для студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития критического мышления

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную «Я — концепцию», стимулируя «к учению с увлечением», повышая уровень его образования.

Современные требования к занятиям МДК «Русский язык с методикой преподавания» достаточно высоки. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения: вооружение студентов педагогического колледжа знаниями основ науки о языке; формирование умений практического владения русским языком (орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами); умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи; знание современных технологий обучения младших школьников русскому языку, совершенствование их речевой деятельности, осуществление начального литературного образования, выбора форм и средств обучения школьников русскому языку и литературному чтению с учётом особенностей образовательной среды.

Практика показывает, что слишком малый процент студентов реально владеют информационной культурой, поэтому технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) способствует разрешению этой проблемы.

Критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т. е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни.

В ходе работы в рамках этой технологии студенты овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Создатели этой технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А. Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А. В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП является универсальной, «надпредметной», открытой к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями [1]. Она не призвана разукрасить занятие, доставить студентам удовольствие от использования игровых профессиональных приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности, а имеет совершенно четкую структуру, в основе которой развивающие и воспитательные цели [2].

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, требующих решения [3]. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать учащегося, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

− умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

− пользоваться различными способами интегрирования информации;

− задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

− вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

− выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

− аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

− способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

− брать на себя ответственность;

− участвовать в совместном принятии решения;

− выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе и др.

Учебное занятие по МДК «Русский язык с методикой преподавания», проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов — осмысление — рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста. Первая стадия — вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т. е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) студент начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия — осмысление. Здесь происходит непосредственная работа с текстом — чтение, которое сопровождается действиями студента: маркировкой с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого студенты получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, студент следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия — рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации; формирование у каждого из студентов собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия в целом [4].

Рассмотрим те из них, которые эффективно используются при обучении русскому языку:

  1. Прием «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии занятия, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают студенты по обсуждаемой теме.

Алгоритм работы:

− Каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1–2 минуты).

− Обмен информацией в парах или группах.

− Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

− Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

− Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

  1. Прием «Составление кластера». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей». Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
  2. Прием «Верные и неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к утверждениям, высказанным обучаемыми, чтобы выяснить, какие из них оказались верными.
  3. Прием «Знаю — хочу узнать — узнал». Это работа с таблицей.
  4. Прием «Написание синквейна». В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка — это слово — резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Например:

Сладкоежка

Хитрый, разборчивый

Ест, ворует, достаёт

Автор любит кота Марсика

Сластёна

  1. Прием «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает аудитории выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
  2. Прием «Письмо по кругу». Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого должен быть лист бумаги. Студентам нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
  3. Прием «Пометки на полях». Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу. Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка — «+» (новая информация) и «V» (известный материал), 3 значка — «+», «V», «?» (возник вопрос по прочитанному) или 4 значка — «+», «V», «?», «-» (думал иначе). Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
  4. Прием «Написание эссе». Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.

Приведем пример построения занятия МДК «Русский язык с методикой преподавания» в технологии развития критического мышления:

Тема: Развитие критического мышления через чтение иписьмо (РКМЧП) при обучении русскому языку.

Тип: практическое занятие.

Цель: создать условия для знакомства студентов с технологией развития критического мышления через чтение и письмо.

Задачи:

  1. Повторить теоретический материал о технологии развития критического мышления.
  2. Показать на примере художественного произведения для начальных классов способы развития критического мышления через чтение и письмо.
  3. Познакомить с тематикой сочинений для младших школьников на примере художественного произведения.

Методы иприёмы: метод практических упражнений, проблемный, аналитический и коммуникативный метод активизации мышления.

Ход практического занятия.

  1. Мотивационно-целевой этап.
  1. Вовлечение студентов впроцесс работы.

− Какой раздел методики мы сейчас изучаем? (Методика литературного чтения)

− Из каких подразделов состоит «Методика литературного чтения»?

  1. Виды речевой и читательской деятельности.
  2. Творческая деятельность.
  3. Литературоведческая пропедевтика.

Прочитайте планируемые результаты начального общего образования по разделу «Творческая деятельность».

Ученик научится: использовать различные способы работы с деформированным текстом; создавать собственный текст на основе художественного произведения; творчески пересказывать текст, дополнять текст; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.

− Прочитайте планируемые результаты начального общего образования по разделу

«Развитие речи».

Ученик научится: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений; соотносить собственный текст с исходным.

− Какое мышление развивает творческая деятельность? (Творческое мышление и критическое мышление). Отправной точкой творческого мышления является критическое мышление.

  1. Целеполагание.

− Какова же тема сегодняшнего занятия?

Тема: Развития критического мышления через чтение иписьмо.

Определите цель занятия: показать на примере художественного произведения для начальных классов способы развития критического мышления через чтение и письмо.

  1. Обсуждение маршрутных листов/

Маршрутный лист студента.

Мотивационно-целевой этап

Раздел МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания»:

Тема:

Цель:

Тип: практическое занятие

  1. Аналитический этап.
  1. Возникновение и распространение технологии…
  2. Русские отечественные технологии синтезированы в ней…
  3. Достоинства технологии…
  4. Три фазы технологии РКМ…
  5. Технологический алгоритм урока…
  6. Думать критически — это…
  7. Важно знать о данной технологии…
  8. Применение методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы в начальной школе на примере работы с текстом «Сладкоежка»…
  1. Рефлексия.

Таблица 1

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

Что понравилось на уроке:

  1. Информация и формы работы
  2. Материал полезен для достижения цели урока

Не понравилось на уроке:

  1. Показалось скучной
  2. Осталось непонятным
    1. Информация оказалась не нужной, бесполезной

Любопытные факты:

  1. Что бы еще хотелось узнать по данной проблеме
  2. Вопросы к учителю:

  1. Информация о выполнении домашнего задания.
  1. Проанализировать учебники литературного чтения для 1–4 классов различных УМК (на усмотрение студентов) и выбрать задания, направленные на развитие критического мышления младшего школьника.
  2. Подобрать свои задания на развитие критического мышления младшего школьника.
    1. Аналитический этап.
  1. Самостоятельная работа студентов с текстом о технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
  2. Осмысление прочитанного:

− О какой технологии вы прочитали в тексте?

− Когда и где была разработана эта технология? (в конце XX века в США)

− Какие русские отечественные технологии синтезированы в ней? (технология коллективных и групповых способов обучения, технология сотрудничества, технология развивающего обучения)

− В чём состоит привлекательность данной технологии?

− Какие три этапа положены в основу этой технологии? (вызов, осмысление, рефлексия)

− Что значит думать критически? (умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли)

− Что важно знать в данной технологии?

  1. Применение методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы в начальной школе на примере работы с текстом «Сладкоежка».

Сладкоежка.

Летом я приехал отдыхать к бабушке в деревню и удивился, что у неё в доме живут четыре кошки и две собаки. На вопрос «почему так много?», она философски отвечала: «Так случилось». Компания, в общем дружная, во всяком случае крупных разборок в семействе четырёхлапых практически не случалось. В силу большого количества нахлебников, кошки отличались практически всеядностью.

Особенно выделялся в этом отношении Марсик. Этот кот ел вообще всё, что в принципе возможно съесть. Особенно любил, как это ни странно для кота, сухофрукты из компота — курагу и чернослив. За ягоды душу продаст и шкурку снимет. А ещё этот кот мастерски открывал любые крышки и дверки, кроме тех, что закрывались на ключ.

Однажды сварила бабушка пятилитровую кастрюлю компота, закрыла крышкой и оставила на плите стынуть. Марсик походил, помяукал, понял, что горячо, и поплёлся спать.

Бабушка занималась домашними делами, компот медленно остывал. Сидя в комнате, она услышала: крышка стукнула. Ну, думает, сладкоежка, сейчас получишь. И потихоньку на кухню. Вошла и застала такую картину: Марсик сидит над кастрюлей, задними лапами на ручках, одной передней придерживает крышку, чтоб не укатилась, а другой выуживает из компота ягоды и с аппетитом ест.

Она успела сказать только одно слово: «Тыыыы...!» Кот свалился в кастрюлю и погрузился в компот с головой. В следующую секунду он вылетел из кастрюли — на ушах чернослив, на спине курага, глаза безумные и молча начал нарезать круги по кухне, буквально бегая по стенам. Через пару минут он, задыхаясь, рухнул без сил. Над ним поднимался пар. То ли он пытался обсохнуть быстрее, то ли компот ёщё был тёплым?

Бабушка засмеялась и сказала: «Из действующих лиц пострадали только компот и Марсиково самолюбие».

(Абрамова И. П.).

  1. «Вызов».

Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ, который называется «Сладкоежка».

− Как вы думаете, о ком пойдёт речь в этом рассказе? (о человеке, который любит поесть много сладкого)

− Кого называют сладкоежкой? (сластёну, который любит сладкое)

  1. «Осмысление».

Чтение учителем:

Летом я приехал отдыхать к бабушке в деревню и удивился….

− Как вы думаете, чему может удивиться автор этого рассказа? (Наверное, у бабушки много было сладостей для внука куплено)

Чтение учителем:

На вопрос «почему так много?», она философски отвечала:

− Как бабушка отвечала на данный вопрос? (Я очень люблю домашних животных)

Чтение учителем:

«Так случилось». Компания, в общем дружная, во всяком случае крупных разборок в семействе четырёхлапых практически не случалось. В силу большого количества нахлебников, кошки отличались практически всеядностью.

Особенно выделялся в этом отношении Марсик. Этот кот ел вообще всё, что в принципе возможно съесть. Особенно любил, как это ни странно для кота…

− Как вы думаете, что особенно любил Марсик? (думаем, что рыбу, свежее мясо, молоко, сметану)

Чтение учителем:

Особенно любил, как это ни странно для кота, сухофрукты из компота — курагу и чернослив. За ягоды душу продаст и шкурку снимет. А ещё этот кот мастерски открывал любые крышки и дверки, кроме тех, что закрывались на ключ.

Однажды сварила бабушка пятилитровую кастрюлю компота, закрыла крышкой и оставила на плите стынуть. Марсик походил, помяукал, понял, что горячо, и поплёлся спать.

Бабушка занималась домашними делами, компот медленно остывал. Сидя в комнате, она услышала:

− Как вы думаете, что могла услышать бабушка? (думаем, что она услышала мяуканье кота Марсика)

Чтение учителем:

Сидя в комнате, она услышала: крышка стукнула. Ну, думает, сладкоежка, сейчас получишь. И потихоньку на кухню. Вошла и застала такую картину:

− Какую картину застала бабушка? (Наверное, кот крутился возле кастрюли и никак не мог достать из компота сухофрукты)

Чтение учителем:

Вошла и застала такую картину: Марсик сидит над кастрюлей, задними лапами на ручках, одной передней придерживает крышку, чтоб не укатилась, а другой выуживает из компота ягоды и с аппетитом ест.

Она успела сказать только одно слово:

− Как вы думаете, какое слово сказала бабушка? (Воришка, хулиган, шкодник)

Чтение учителем:

Она успела сказать только одно слово: «Тыыыы...!» Кот свалился в кастрюлю и …

− Как вы думаете, что произошло дальше? (Марсик от неожиданности испугался и выпрыгнул из кастрюли)

− Почему вы так думаете?

Чтение учителем:

Кот свалился в кастрюлю и погрузился в компот с головой. В следующую секунду он вылетел из кастрюли — на ушах чернослив, на спине курага, глаза безумные и молча начал…

− Как вы думаете, что начал делать кот молча? (Он начал себя облизывать, съедая остатки сухофруктов)

− Почему вы так думаете?

Чтение учителем:

В следующую секунду он вылетел из кастрюли — на ушах чернослив, на спине курага, глаза безумные и молча начал нарезать круги по кухне, буквально бегая по стенам. Через пару минут он, задыхаясь, рухнул без сил. Над ним поднимался пар. То ли он пытался обсохнуть быстрее, то ли компот ёщё был тёплым?

Бабушка засмеялась и сказала:

− Как вы думаете, что могла сказать бабушка Марсику? (Сам виноват или искупался в компоте)

Чтение учителем:

Бабушка засмеялась и сказала: «Из действующих лиц пострадали только компот и Марсиково самолюбие».

− Как вы поняли выражение «Марсиково самолюбие»? (У Марсика было чувство собственного достоинства)

− Как бабушка отнеслась к случившемуся? (Она не стала ругать Марсика, отнеслась с юмором, ведь он сам себя уже наказал)

− Можем ли мы отнести этот рассказ к жанру юмористических рассказов? (Да, здесь присутствует юмор, как в рассказах Н. Носова, В. Голявкина)

  1. «Рефлексия».

Сегодня мы напишем небольшое сочинение-размышление на тему: «Кто же прав: бабушка или кот Марсик? Почему?»

(Затем учитель обязательно дает возможность желающим прочесть свои сочинения всему классу).

Сочинение

Мне очень жаль кота Марсика, который чуть не утонул в большой кастрюле с компотом. Но ему так хотелось сухофруктов, что пришлось рисковать всем, даже жизнью. Он не побоялся своей хозяйки, не побоялся ещё горячего компота — лишь бы съесть сладкую курагу и сливу. Он долго ждал подходящего момента, когда хозяйка занялась делами и ушла из кухни. И вот он компот с любимыми ягодами. Ешь — не хочу!

Если бы кот Марсик жил у меня дома, я заранее положил бы горячие сухофрукты ему в тарелку для быстрого остывания и пригласил полакомиться. Ведь что ни сделаешь для любимого домашнего животного? Добро платится добром. Тогда и Марсик будет знать, что его все любят и всегда дадут лакомый кусочек.

  1. Рефлексия.

«Плюс-минус-интересно» (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов занятия. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Таблица 2

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

Что заинтересовало вас на уроке:

  1. информация и формы работы
  2. материал полезен для достижения планируемых результатов ФГОС начального общего образования

Что осталось непонятным на уроке:

  1. вызвало затруднение
  2. информация оказалась не нужной, бесполезной

Любопытные факты:

  1. что бы еще хотелось узнать по данной проблеме
  2. вопросы к преподавателю
  1. Информация овыполнении домашнего задания.
    1. Проанализировать учебники литературного чтения для 1–4 классов различных УМК (на усмотрение студентов) и выбрать задания, направленные на развитие критического мышления младшего школьника.
    2. Подобрать свои задания на развитие критического мышления младшего школьника.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста студента, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование. 1998. — 256 с.
  2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2004. – 175 c.
  3. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 192 с.

4. Козырь Е. А. Характеристика приемов технологии РКМЧП [Электронный ресурс]/ Е. А. Козырь // «Русский язык». – М., 2009, № 7. — Режим доступа: http:// rus.1september.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle