Библиографическое описание:

Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47.



Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Сухомлинский В. А.

В современных условиях образования, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Поэтому на основании мнения родителей, желания педагогов и условий воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара (далее — ДОУ) ведется глубокая работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

На протяжении многих лет экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего ДОУ. Работа коллектива строится в направлении экологизации развивающей среды и организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Условия природного окружения ДОУ во многом этому способствуют: детский сад располагает красивой обширной территорией с большим разнообразием деревьев, кустарников — рябины, ели, липы, черемуха, голубая ель, березы и другими видами растений. Рядом с детским садом лес. ДОУ ведет работу по экологическому образованию дошкольников не эпизодически, а на постоянной основе, так как круглый год детей окружает разнообразный мир зеленых насаждений. В ДОУ уже 25 лет существует зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок в ДОУ наполнен всевозможными видами растений (более 70 видов) разных климатических зон — фикусы, финиковая пальма, цитрусовые, кофе, комнатные растение: герани, плющи, фуксии, хризантемы и другие растения.Наполнение и обновление зимнего сада растениями происходит постоянно.

Одним из направлений систематической образовательной деятельности в зимнем саду является работа по авторской программе «В царстве комнатных растений». Цель программы:формирование представлений детей об условиях жизни комнатных растений, правилах ухода за ними, их значение для жизни человека. Теоретической значимостью является формирование углубленных знаний детей о жизни и условиях роста растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, а самое главное формирование навыков безопасности в природе. А практическая значимость состоит в расширение зеленого уголка в группе детского сада; составление картотеки комнатных растений в детском саду; составление картотеки дидактических игр по теме «комнатные растения»; создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

На фото: воспитанники МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самарав зимнем саду.

Продолжительность образовательного процесса, предусмотренного программой дополнительного образования, составляет 4 учебных года и охватывает детей с 3 до 7 лет. Образовательная деятельность проводится с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников и содержит теоретическую часть (экскурсия в зимний сад, с рассказом педагога, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем, садоводом растений и способов действия), подкрепляемую практической познавательно-исследовательской деятельностью в природе и игровой или творческой деятельностью по теме в групповой. Программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание теоретического материала, познавательно-исследовательской деятельности и по уходу за растениями. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста и их родителей, но и мотивация развития участников образовательного процесса оказывать посильную помощь природе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle