Библиографическое описание:

Башкова С. А. Особенности отбора компетентностно-ориентированного содержания дисциплин профессионального цикла // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 74-76.



В статье рассмотрен вопрос отбора и проектирования компетентностно-ориентированного содержания дисциплины профессионального цикла направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание, компетентностно-ориентированное содержание, отбор содержания.

В профессионально-педагогическом образовании особую роль играет практико-ориентированная подготовка педагогов профессионального обучения. В связи с этим можно выделить следующие особенности профессионально-педагогического образования:

- целенаправленная ориентация на подготовку специалистов по группам рабочих профессий для осуществления профессиональной деятельности в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования;

- профессионально-техническое содержание образования будущей деятельности специалиста, направленное на формирование у него умений проектирования и реализации индивидуальных (личностно-ориентированных) образовательных технологий обучения рабочих по ряду профессий с обязательным получением по одной из них собственного рабочего квалификационного разряда;

- реализация профессиональной направленности образовательного процесса в условиях глубокой интеграции содержания при изучении всех дисциплин психолого-педагогического и инженерно-технического компонентов учебного плана;

- выраженная социализация профессиональной деятельности.

Указанные особенности характеризуют будущую деятельность педагога профессионального обучения и позволяют определить конечную цель подготовки, выраженную в таких её элементах, как функции и умения.

Необходимо определить, что мы будем понимать под «содержанием». Содержание подготовки будущих педагогов профессионального обучения  это содержание педагогического процесса. Содержание  это некая часть накопившегося опыта поколений, которая отбирается в соответствии с целями необходимыми для развития человека и в совокупности информации передается ему в процессе обучения (В. Ф. Безрукова). Содержание отбирается на основе целей и принципов. Основная функция содержания  быть предметом познания и передачи опыта поколений, и составляет этот предмет; другая функция  быть средством практической деятельности.

На основе анализа подходов в высшей школе к проектированию содержания процесса обучения можно утверждать что, основными факторами, воздействующими на содержание высшего образования, являются структура профессиональной деятельности и структура объекта, подлежащего изучению; содержание обучения должно обеспечить процесс формирования профессионально значимых личностных качеств будущего педагога профессионального обучения с высшим образованием, что отмечено многими учеными, процесс может быть осуществлен только в процессе активной деятельности учащегося, которая проектируется и определяется с помощью совокупности методов и средств, как содержания обучения.

Для отбора содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения возьмем за основу компетентностный подход. При компетентностном подходе содержание обучения описывается на языке компетенций, т. е. совокупности знаний, умений, навыков, а также способностей, ценностей, которые необходимы для эффективной деятельности педагога профессионального обучения и его личностного развития. Совокупность, которых они обязаны изучить и применить на практике после завершения всей или части образовательной программы ФГОС ВО направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Анализ состояния профессиональной подготовки сегодняшнего выпускника вуза направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» и готовность его к будущей профессионально-педагогической деятельности показывает, что качество подготовки выпускников вуза тесно связано с освоенными его профессиональными компетенциями или точнее с профильно-специализированными компетенциями будущего педагога профессионального обучения в вузе. Понимаем под профильно-специализированными компетенциями – многокомпонентное системное образование, состав которых определен на основе анализа профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования профиля «Машиностроение и материалообработка», а также требований работодателей представленные в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения к выпускникам профессионально-педагогического вуза, а так же анкетирования преподавателей учреждений СПО. Итак, профильно-специализированные компетенции – это законченность в определенном целостном облике преподавателя профессионального обучения – интегративная характеристика, отражающая способности и готовности применения комплекс полученных технических знаний и умений для определенной отрасли производства в процессе профессиональной подготовки рабочих и служащих среднего звена, применяя для этого необходимые профессионально важные качества [1].

Отбор и проектирование компетентностно-ориенированного содержания необходимого для развития профильно-специализированных компетенций будущих педагогов профессионального обучения профилизации «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении» осуществляется в создании необходимых дидактических условий для формирования личности компетентного выпускника профессионально-педагогического вуза, способной эффективно осуществлять профессиональную подготовку рабочих и служащих среднего звена, применяя знания основ теории проектирования и конструирования технологии в отрасли машиностроения. Обладая при этом умениями по рабочей профессии, профессионально мобильного выпускника, готового к постоянному карьерному росту [2].

Содержание дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» необходимое для развития профильно-специализированных компетенций студентов отбиралось на основе проведенного анализа учебного плана и выявленных межпредметных связей дисциплины с другими дисциплинами, в результате освоения таких дисциплин, как: физика; математика; химия; начертательная геометрия и компьютерная инженерная графика; возрастная физиология и психофизиология; материаловедение; оборудование отрасли; основы заготовительных производств; нормирование точности и технические измерения.

Содержания обучения должно быть ориентировано при проектировании на формирование личности выпускника и направленно на формирование профильно-специализированных компетенций. Наиболее целесообразно для этого создать пакет технических задач направленных на выбор средств измерений, при решении которых необходимо проанализировать документацию на средства измерений или приборы, методику выполнения измерений и наличие средства измерения на конкретном машиностроительном предприятии. Задачи этого типа не всегда имеют одно решение. При решении подобных задач у студентов формируются необходимые профильно-специализированные компетенции по анализу различных вариантов возможных решений, поиску оптимального варианта решения, аргументации выбора с учетом особенностей реального машиностроительного производства.

Таким образом, компетентностно-ориентированное содержание дисциплины профессионального цикла позволит сформировать у выпускников вуза направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» определенные уровни профильно-специализированных компетенций.

Литература:

  1. Башкова С. А. Профильно-специализированные компетенции педагогов профессионального обучения / С. А. Башкова, О. В. Тарасюк // Среднее профессиональное образование. 2010. № 7. С. 3335.
  2. Башкова С. А. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания дисциплин специальной подготовки студентов профессионально-педагогического вуза / С. А. Башкова, О. В. Тарасюк, М. А. Черепанов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2011. Вып. 1 (45). С. 4555.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle