Автор: Яударова Наталья Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Яударова Н. Ю. Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 849-852.



Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны противоречия, возникающие при практическом применении теоретических знаний, полученных в результате профессиональной подготовке. Автор анализирует проблему формирования профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки, через создание педагогических условий в высшем учебном заведении. В статье анализируются основные потребности детей с ОВЗ, при психолого-педагогическом сопровождении, а так же представления родителей детей с ОВЗ о ведущих профессионально важных качествах будущих бакалавров психолого-педагогического образования. В заключении делается вывод о том, что эффективность формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки значительно повысится, если обеспечивается реализация педагогических условий формирования профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Изменившаяся образовательная парадигма, основанная на реализации социального заказа семьи, общества и даже личности, предъявляет другие требования к качеству подготовки узких специалистов, работающих в сфере образования. В современных социокультурных условиях одним из таких требований является обладание профессиональной компетентностью в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, что обусловлено активными интеграционными процессами в обществе, которые вызывают обязательность корректировки в теоретическом и практическом плане содержания программ и направлений профессиональной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования, а также качественных преобразований системы профессионального образования данной категории специалистов.

Анализ научных исследований по вопросам профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает их недостаточную разработанность, как в теории, так и в практике профессионального образования, а изучение научно-методической литературы и реальной практики профессиональной подготовки, будущих бакалавров психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о существовании противоречий:

 между увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастанием их потребности в получении профессиональной помощи и недостаточным количеством специалистов, способных осуществлять эффективное сопровождение таких детей по причине недостаточной разработанности проблемы профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 между стоящей перед системой профессионального образования задачей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения ее решения.

Противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки?

В основе данного исследования лежит гипотеза: профессиональная подготовка будущих бакалавров психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет продуктивной, если определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и последовательно реализуется совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки.

В основе практического исследования лежал анализ основных потребностей детей с ОВЗ, при психолого-педагогическом сопровождении, а так же выявление представлений родителей детей с ОВЗ о ведущих профессионально-важных качествах будущих бакалавров психолого-педагогического образования, разработку научно-методических материалов, обеспечивающих процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ОВЗ. Анкетирование родителей детей с ОВЗ позволило уточнить основные аспекты организации психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.

Анализ анкетирования показал, что родители детей с ОВЗ испытывают наибольшую потребность в коррекции отставания в развитии ребенка. Это позволило предположить, что большинство родителей считают себя недостаточно компетентными для того, чтобы воспитывать и развивать ребенка и рассчитывают на помощь специалистов. Подавляющее большинство родителей испытывает потребность в срочной помощи в понимании ребенка. Родители ощущают неспособность к самостоятельному полноценному контакту с ребенком. Большинство родителей нуждаются в информационной помощи. Почти все родители признают необходимость помощи в выявлении нарушения развития детей и прогнозировании вариантов их дальнейшего развития.

Выявление приоритетных для родителей качеств будущих бакалавров психолого-педагогического образования, показало, что к наиболее важным родители относят владение коррекционно-развивающими методиками, твердость в профессиональной позиции, толерантность и доброжелательность. Данные профессиональные и личностные качества коррелируют с наиболее выраженными потребностями в профессиональной помощи специалиста. Наименее значимы, по мнению родителей, такие качества специалиста как конгруэнтность и способность держать ситуацию под контролем.

Понятие «условие» в педагогической науке рассматривается как «основа, наличие обстоятельств, способствующих достижению поставленных целей, или, напротив, тормозящих их достижение» [1].

В своих работах Ю. К. Бабанский рассматривает педагогические условия как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся — плодотворно учиться» [2].

  1. M. Новиков определяет педагогические условия как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей [3].
  2. А. Беликов, А. Я. Наин, Н. Ю. Посталюк, Н. М. Яковлева считают, что это понятие интегрирует в себе определенную совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели. Совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса — это внешние характеристики рассматриваемого педагогического объекта (содержание, формы, методы), ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром обучающегося.

Н. М. Борытко, определяя понятие «педагогическое условие», считает, что это внешнее обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, и предполагающее достижение определенного результата [4].

В ходе исследования нами было выявлено, что педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки являются:

  1. преимущественно применение активных и интерактивных методов обучения;
  2. включение студентов в творческую самостоятельную деятельность;
  3. осуществление контроля и коррекции процесса профессиональной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе диагностики.

Применение активных методов обучения было направлено на вовлечение будущих бакалавров психолого-педагогического образования в активную мыслительную и практическую деятельность в процессе овладения материалом по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При использовании в учебном процессе имитационных методов активного обучения (игровые: деловая игра, кейс-ситуации, тренинг, разыгрывание ролей, тестирование), так и неимитационных (проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой) позволяло осуществить более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом с ориентацией на доминирование активности студентов.

В процессе формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями важную роль играет контроль за эффективностью изучаемого процесса, организуемый на основе педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика — «это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях преподавателей и студентов, об уровне их подготовки, условиях протекания педагогического процесса, о многих других обстоятельствах. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза. Очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствии с реальными возможностями» [5].

Как показало исследование, выявленные педагогические условия обеспечивают эффективное формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки.

Мы установили, что эффективность формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки значительно повысится, если обеспечивается реализация педагогических условий формирования профессиональной компетентности такие как применение активных и интерактивных методов обучения; включение студентов в творческую самостоятельную деятельность; осуществление контроля и коррекции процесса профессиональной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе диагностики.

Литература:

1. Краткий психологический словарь / под ред. A. B. Петровского, М. П. Ярошевского. — М., 1998. — с. 242.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 240 с.

3. Новиков A. M. Методология / A. M. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: СИН- ТЕГ, 2007. — 668 с.

4. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.

5. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. A. B. Петровского. — М., 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): будущих бакалавров психолого-педагогического, бакалавров психолого-педагогического образования, ограниченными возможностями здоровья, формирования профессиональной компетентности, профессиональной компетентности будущих, компетентности будущих бакалавров, профессиональной подготовки, процессе профессиональной подготовки, профессиональной подготовки будущих, подготовки будущих бакалавров, процесса профессиональной подготовки, условий формирования профессиональной, специалистов психолого-педагогического образования, сфере работы, профессиональной компетентности специалистов, качествах будущих бакалавров, эффективность формирования профессиональной, педагогических условий формирования, профессиональной подготовки специалистов, коррекции процесса профессиональной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос