Библиографическое описание:

Уваров А. В. Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1227-1231.



В статье предоставлена информация о развитии интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет. Проведен эксперимент и проанализованы результаты на баскетбольной команде учащихся 13–15 лет.

Ключевые слова: баскетбол, интеллект, интеллектуальные способности, развитие, IQ.

Актуальность исследования. Структура спортивной подготовки, кроме физической, технико-тактической, психологической, включает также теоретическую составляющую, направленную на формирование системы специальных знаний. Также она направлена на усвоение системы знаний о закономерностях физического воспитания и методики подготовки спортсменов, является важнейшим способом гармоничного воспитания личности [1].

Считается, что теоретическая или интеллектуальная подготовка призвана показать роль специальных знаний о закономерностях спортивной деятельности и путь к высоким достижениям; дать глубокое понимание закономерностей функционирования и развития организма в процессе спортивной деятельности; сущности спорта, принципов, правил и конкретных методов спортивной тренировки. Она включает также воспитание интеллектуальных способностей, связанных со спортивно-техническим мышлением, анализом спортивной техники, самооценки. В советской системе физического воспитания ведущие стороны подготовки спортсменов в процессе тренировки представлены в основном физической, спортивно — технической, технической и психолого-педагогическими аспектами подготовки [3; 4].

Многие авторы подчеркивают значение интеллектуальной подготовки для усвоения общего метода теоретического мышления; рассматривают факторы, определяющие требования к интеллектуальной подготовке: необходимость знаний объективных закономерностей тренировочного процесса; предварительно продуманная тактика ведения спортивной борьбы; усвоение знаний биологического, спортивно-медицинского и психологического характера, методов наблюдения, измерения, контроля, обследования, оценки тренировки и своего состояния как условия роста спортивного мастерства; знание и интерпретация правил соревнований как составной части спортивной подготовки [1; 3; 4]. Ведущими компонентами интеллектуальной подготовки авторs считают: восприятие, память, логическое формы и методы развития интеллектуальных качеств.

Рядом авторов показано влияние интеллектуальных способностей на результативность спортивной и учебной физкультурной деятельности [6; 7; 8; 9]. Так, более успешные в соревновательной деятельности студенты-мини-футболисты имели более высокие показатели личностного фактора В (интеллект) по классификации Кеттела [6].

Однако, развитием интеллектуальных способностей на учебно-тренировочном этапе подготовки детей тренеры-практики не занимаются, уделяя больше времени на техническую и физическую подготовку. В связи с этим, на наш взгляд, ограничены возможности дальнейшего совершенствования спортивной деятельности детей, т. к. игровой интеллект существенно влияет на эффективность соревновательной деятельности (СД) и спортивной подготовки.

Таким образом, нами определена проблема нашего исследования, которая состоит в поиске эффективных средств развития интеллектуальных способностей в баскетболе у учащихся 13–15 лет, а также выявления их влияния на эффективность СД.

Цель нашего исследования: разработать и экспериментально обосновать комплекс развития интеллектуальных способностей у учащихся 13–15 лет, занимающихся в секции баскетбола, определить влияния интеллектуальных способностей на эффективность СД.

Объект исследования: тренировочная и соревновательная деятельность юных баскетболистов 13–15 лет.

Предмет исследования: совершенствование интеллектуальной подготовки юных баскетболистов 13–15 лет средствами баскетбола.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития интеллектуальных способностей учащихся 13–15 лет, занимающихся в секции баскетбола, будет эффективным и приведет к повышению результативности СД, если:

– будут изучены теоретические основы формирования интеллектуальных способностей детей в спорте;

– изучены показатели развития интеллекта детей 13–15 лет;

– разработаны и внедрены эффективные средства развития интеллектуальных способностей детей 13–15 лет на основе баскетбола.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе ДЮСШ № 1 в г. Ишиме в 3 этапа с сентября 2015 по май 2016 года. Экспериментальная работа осуществлялась в период тренировочного и соревновательного процесса баскетбольной команды ДЮСШ. В исследование приняли участие 11 человек в возрасте 13–15 лет, занимающиеся баскетболом 3–6 лет и имеющие 1–2 юношеские разряды и 3 взрослый разряд. Для решения задач исследования нами были подобраны адекватные методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, психологическое тестирование («Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла), педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение (протоколирование СД), математико-статистические методы (расчет t-критерия Стьюдента для попарно-зависимых выборок, коэффициента корреляции Пирсона).

Результаты исследования и их обсуждение. С целью развития интеллектуальных способностей детей 13–15 лет средствами баскетбола, нами на первом этапе эксперимента был проведен анализ их уровня развития с помощью методики Кеттела «Культурно-независимый тест интеллекта IQ» (табл.1):

Таблица 1

Показатели уровня развития интеллектуальных способностей (IQ) до эксперимента

ФИ

Игровое амплуа

Количество правильных ответов (общая сумма)

Стандартная оценка

(IQ)

1

З.М.

1–2

42

76

2

Ч.Д.

2–3

39

73

3

Д.Н.

4–5

30

64

4

Е.Е.

1–2

40

74

5

П.А.

2–3

37

71

6

К.П.

1

35

69

7

И.С.

2–3

38

72

8

М.В.

5

29

63

9

К.Д.

2–3

37

71

10

К.И.

2–3

36

70

11

Д.А.

3–4

28

62

Средний показатель,

35,6±4,4

69,5±4,4

1 — Разыгрывающий защитник, 2 — атакующий защитник, 3 — легкий форвард, 4 — тяжелый форвард, 5 — центровой.

Максимальное значение IQ по данному тесту может иметь значение 148. Показатели IQ свыше 100 баллов характерны для одаренных лиц и гениев. Поэтому полученные средние значения по группе юных баскетболистов (69,5 балла) не выбиваются за пределы стандартных значений для детей данного возраста. Наивысшие показатели интеллектуального развития IQ, (от 73–76), показали игроки задней линии (амплуа 1,2,3). Сравнивая показатели с нормативными и возрастными требованиями, можно утверждать, что уровень развития интеллектуальных способностей учащихся — баскетболистов ниже среднего. Различий в показателях IQ в зависимости от игрового амплуа нами не обнаружено.

На следующем этапе эксперимента нами проведен анализ показателей СД юных баскетболистов (табл.2) и взаимосвязи данных показателей с показателями развития интеллектуальных способностей детей (табл.3).

Таблица 2

Результаты индивидуальных действий внападении ив защите баскетболистов до эксперимента

Ф.И. игрока

Игровое амплуа, номер

Подборы, кол-во

Передачи, кол-во

Перехваты, кол-во

Фолы игрока, кол-во

Фолы на игроке, кол-во

Попадание бросков,%

штрафные

2-х очковые

3-х очковые

1

З.М.

1–2

1,3

2,6

1,8

2

5

71

58,6

39

2

Ч.Д.

2–3

2,2

2,2

1,2

3,2

3,4

56

54,4

38

3

Д.Н.

4–5

5,2

0,2

0,1

3,4

2,2

32

28,8

-

4

Е.Е.

1–2

1,4

2,4

1,4

4

4,6

66

51,1

34

5

П.А.

2–3

2,0

1,6

0,8

2,1

1,8

68

48,1

36

6

К.П.

1

0,8

1,4

0,6

0,8

0,6

52

44,0

31

7

И.С.

2–3

0,7

0,4

0,1

0,6

0,4

-

20,6

25

8

М.В.

5

4,4

0,4

0,1

2,6

0,2

40

36,7

-

9

К.Д.

2–3

1,0

0,5

-

-

-

-

22,4

-

10

К.И.

2–3

1,1

0,2

-

0,2

-

-

25

-

11

Д.А.

3–4

1,1

0,6

-

-

-

-

33,3

-

Средний показатель,

1,9±1,4

1,2±0,6

0,6±0,5

1,7±1,0

1,7±1,5

55±12,3

38,5±11,0

33,8±4,4

Анализ данных показателей свидетельствует о стандартных значениях для игроков данного возраста. Важной отличительной особенностью является высокий процент попаданий дальних бросков, который чуть ниже показателя в средних бросках. Для данного возраста полученный результат является достаточно высоким.

Для определения взаимосвязи между показателями интеллекта и игровыми показателями нами использовался расчет коэффициента корреляции Пирсона для количественных измерений (табл.3):

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи интеллектуальных особенностей баскетболистов иэффективности их соревновательной деятельности (при rкрит=0,602)

Показатели

Коэффициент, r

Достоверность, p

1

Подборы

-0,54

p>0,05

2

Передачи

0,70

p<0,05

3

Перехваты

0,72

p<0,05

4

Фолы игрока

0,15

p>0,05

5

Фолы на игроке

0,61

p<0,05

6

% попаданий штрафных бросков

0,41

p>0,05

7

% попаданий 2-очковых бросков

0,45

p>0,05

8

% попаданий 3-очковых бросков

0,19

p>0,05

Проведенный анализ свидетельствует о существовании достоверной сильной положительной корреляционной взаимосвязи между показателями интеллекта игроков 13–15 лет и показателями передач, перехватов и достоверной средней положительной взаимосвязи с показателем фолов на игроке (при p<0,05). На наш взгляд, это вполне объяснимо, т. к. именно эти игровые показатели характеризуют быстроту и абстрактность мышления, предвидение и предположение возникающей игровой ситуации.

На следующем этапе эксперимента на основе анализа литературы [2; 5; 10] и собственного опыта нами был разработан комплекс упражнений для развития интеллектуальных способностей средствами баскетбола у учащихся 13–15 лет, который был внедрен в тренировочный процесс баскетболистов. Комплекс состоял из 10 упражнений, который применялся 3 раза в неделю по 4–5 упражнений в занятии. В основном это были комплексные технико-тактические упражнения индивидуального и группового характера со взаимодействиями на высокой скорости, в том числе технико-тактические упражнения, выполняемые в быстром прорыве. Комплекс применялся в течение 4 месяцев, после чего нами было проведено тестирование интеллектуальных особенностей по той же методике Кеттела. С помощью математико-статистических методов мы провели сравнение показателей интеллекта до и после внедрения экспериментальной методики (табл.4):

Таблица 4

Сравнение уровня развития интеллектуальных способностей (IQ) до ипосле эксперимента

Ф.И. игрока

Игровое амплуа

Стандартная оценка (IQ)

Sd

t

p

До

После

1

З.М.

1–2

76

82

2

Ч.Д.

2–3

73

79

3

Д.Н.

4–5

64

64

4

Е.Е.

1–2

74

78

5

П.А.

2–3

71

72

6

К.П.

1

69

73

7

И.С.

2–3

72

73

8

М.В.

5

63

64

9

К.Д.

2–3

71

72

10

К.И.

2–3

70

75

11

Д.А.

3–4

62

63

Средние показатели,

69,5±4,4

72,3±5,0

2,2843

3,9597

<0,01

По результатам проведенного нами эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Изучив и проанализировав теоретические основы развития интеллектуальных способностей у баскетболистов, мы выяснили, что интеллектуальная подготовка призвана показать роль специальных знаний о закономерностях спортивной деятельности и путям к высоким достижениям. Однако, анализ доступной литературы выявил факт недостаточности экспериментально обоснованных комплексов упражнений для развития интеллектуальных способностей, адаптированных для баскетболистов детских команд в современной методической литературе. В связи с этим, необходим поиск новых средств развития интеллектуальных способностей учащихся-баскетболистов.
  2. Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между показателями интеллекта игроков 13–15 лет и некоторыми игровыми показателям. Так, выявлено наличие сильной положительной достоверной корреляционной взаимосвязи между интеллектом и показателями в передачах, перехватах игроков (приp<0,05) и средней положительной достоверной корреляционной связи между интеллектом и фолами на игроке (приp<0,05).
  3. Нами разработан и внедрен в тренировочный процесс комплекс упражнений для развития интеллектуальных способностей средствами баскетбола у учащихся 13–15 лет. Комплекс состоит из 10 упражнений, который применяется 3 раза в неделю по 4–5 упражнений в занятии. Разработанный комплекс упражнений реализовывался на протяжении 4 месяцев как в подготовительном, так и в соревновательном периодах годичного цикла тренировки.
  4. Разработанный комплекс, направленный на развитие интеллектуальных особенностей юных баскетболистов 13–15 лет, привел к статистически значимому приросту данных особенностей, что подтверждается результатами повторного тестирования показателей IQ. Так, прирост среднего показателя IQ по команде составил 2,8 балла, на уровне значимости p<0,01. Следовательно, можно утверждать, что разработанный нами комплекс упражнений доказал свою эффективность в развитии интеллектуальных особенностей юных спортсменов и может быть рекомендован к использованию в тренировочном процессе и подготовки баскетболистов 13–15 лет. Гипотеза исследования полностью подтвердилась.

Литература:

  1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов.- М.: Академия, 2000. — 288 с.
  2. Кузин, В. В. Баскетбол [Текст]: начальный этап обучения / В. В. Кузин, С. А. Полиевский. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 136 с.
  3. Кузьменко, Г. А. Интеллектуальное воспитание юных спортсменов как ресурс повышения их конкурентоспособности [Текст] / Г. А. Кузьменко // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. — 2015. — № 3. — С. 144–147.
  4. Назаренко, Л. Д. Проблема интеллектуальной подготовки спортсменов [Текст] / Л. Д. Назаренко, Л. И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2012. — № 1 (22). — С. 86–92.
  5. Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д. И. Нестеровский. — М.: Академия, 2004. — 336 с.
  6. Поливаев А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
  7. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
  8. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.
  9. Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
  10. Яхонтов, Яхонтов, Е. Р. Баскетбол [Текст] / Е. Р. Яхонтов, З. А. Генкин. — Москва: Физкультура и спорт, 1978. — 158, [2] с.: — (Азбука спорта).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle