Библиографическое описание:

Остонова Г. Р. Портреты Амира Тимура и Захириддин Мухамеда Бабура в творчестве народного художника Узбекистана Малика Набиева // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1617-1619.

 

Искусство есть такое чудо, что человек в нем себя чувствует молодым, цветущим, не устающим от труда и без этого не представляет свою жизнь. И таким человеком является художник с большой буквы Малик Набиев, один из тех, кто так влюблен в живопись, искусство. Он родился в 1916 году в городе Ташкенте. Первые уроки изобразительного искусства он получил у художника Бахрома Хамдамий. По совету своего наставника Малик Набиев поступает в художественное училище. В 1937 году окончив училище с дипломом отличия, остаётся преподавать, где и начал свой творческий путь художника.

http://kitob.uz/fotos/7117malik_nabiyev.JPG

 

Стремление к красивому с детства не пропали даром. Со временем его разнообразные мотивы исторического характера превратились в крупные художественные полотна. В своих произведениях он стремится точно передать сущность исторических событий.

Малик Набиев любил историю и с уважением относился к прошлому своего народа, трудолюбие и искренность народа стало примером для молодого художника. В этом плане он не упускал из виду даже маленькие детали прошлого. У себя на Родине и в зарубежных странах он внимательно изучал материалы исторического характера. Характер и настроение человека он передавал через призму исторических событий.

Малик Набиев в основном работал в жанре портрета и этому примером служит портрет Великого полководца, Амира Тимура посредством этого портрета изображает историю узбекского народа. Своим многолетним трудом известный художник внес огромный вклад в развитие школы изобразительного искусства в Узбекистане. Его труды о героях национальной истории и современного развития были достойно оценены обществом в нашей стране и за рубежом. В годы независимости творчество художника достигло своего апогея. В эти годы он мастерски изобразил образы Бабура, Фитрата, Усмана Насыра и других исторических личностей. Особенно создание портрета Великого Тимура в 1994 году стало большим событием не только в мире искусства, но и обществе в целом. Весь свой потенциал творчества Малик Набиев направил через жанр портрет на рост изобразительного искусства. Произведения автора имели огромный успех на выставках, как в Узбекистане, так и за её переделами. Портрет «Амира Тимура» номинант нескольких международных призов по искусству создания психологических портретов.

Создание портрета исторических лиц очень трудоёмкая и очень ответственная задача. Художник успешно преодолел все трудности на этом пути. Портреты великих людей, которые создал Малик Набиев созвучны с современностью, и поражают своим реализмом изображения.

Малик Набиев в основном работал над портретами исторических лиц. В организованной выставке состоящих из несколько композиций исторического жанра показан вес период жизни Амира Тимура с детских лет до старости. Один из портретов, который создал художник, является эталоном изображения великого полководца и государственного деятеля. Это удачный труд требовал направленного внимания и кропотливого изучения исторического материала и архивных документов.

Темур

 

Изображение исторических лиц узбекского народа не возможно представит без творчества Малика Набиева. В этом плане портрет Амира Тимура занимает особенное место в творчестве художника. Известно, что в 1941 году было вскрыта могила Тимура, потом Мирзо Улугбека и Бибиханум. Через некоторое время все находки из могил, в том числе и черепа исторических лиц, были привезены в Ташкент, Музей истории народов Узбекистана. По словам художника здесь антрополог М. Герасимов на основе антропологического изучения черепов вылепил бюсты исторических личностей. С этого времени Малик Набиев мечтал создать образы этих великих людей и вел детальную работу по изучению материала того периода.

Фото Народный художник 
Малик Набиев

«Очень много материалов были изучены связанные с личностью Амира Тимура. Миниатюры того периода были найдены в музеях Калькутты, Бомбея в Индии, Тегерана, Исфахана в Иране, Стамбула, Кунья, Измира в Турции, также уникальные оригиналы миниатюр хранятся в музеях Британии, Франции и Испании. В них Амир Тимур изображен по-разному. Изображение образа Тимура имеет отличительные черты в трудах миниатюр школы Бабура в Индии и школы Бехзода в Герате. Также отличается портреты Тимура Стамбульской школы» — пишет сам художник о своих исследованиях.

Чтобы создать образ Тимура художник изучал многие работы разных миниатюрных школ. Только на основе разностороннего изучения материала и мастерства своей кисти он достиг успеха.

В портрете создан образ Великого полководца, который привлекает внимание искусствоведов и простых людей. Тимур с золотой короной на голове и его взгляд направлен в одну точку. Чуть приподнятость угла левой брови показывает, что он в серьезном раздумье. Он занят думами великих государственных дел. Лицо пшеничного цвета с желтоватым оттенком, линии на лбу на лице, а также нос, губы, уши, борода, усы все эти детали передают состояние и настроение Тимура.

Хотя Тимур в портрете в возрасте но он выглядит молодым и чувствуются сила властелина мира. Серьезное раздумье даёт солидность портрету. Тимур широкими плечами держит рукоятку меча правителя. Изображение пальцев рук в некотором напряжение даёт знать о трудностях, которые преодолевал Тимур. Через окно красиво обставленного дворца видна панорама Самарканда. Декорация стен дворца, изящество трона, красота одежды и богатые убранства радуют глаза зрителей.

Íàáèåâ Ì. «Áàáóð» 120õ100 ñì., 1990ã.

Одной из успешных работ художника является портрет великого поэта, литератора, философа и государственного деятеля Бабура.

Чтобы создать образ Бабура художник побывал в Афганистане, в Индии и воочию увидел места, где воевал, правил и был занят творчеством Бабур. Молодость и сила в портрете Бабура показывает, что художник хорошо изучил поэзию и трудную жизнь Бабура. Это в полной мере чувствуется в следующих строках:

Давно у меня нет возлюбленной и родной земли,

Нет у меня и ни минуты покоя.

Пришёл сюда я сам того желая,

Но пойти туда у меня нет права.

Уход Бабура из своей земли, тоска по родному краю мастерски изображены в портрете великого поэта. Гармония внутреннего мира ощущения даны в легких тонах и разных оттенках нужных красок.

Малик Набиев достиг большого успеха в деле изображения Амира Тимура. Он смог изобразит Тимура как мецената людей творчества и науки. В итоге Малик Набиев образ человека поле многих жестких боев и своеобразной чертой характера Восточного правителя.

Сейчас трудно представит изображение лиц исторических героев без творчества Малика Набиева. Он не случайно часто вспоминал о душах предков. Здесь уместно вспомнит одно событие поучительного характера. В июне 1993 года в родном государственном педагогическом институте имени Низами, на факультете Художественной графики, где руководил художник возник пожар. Пожар был сильный и почти все сгорело. Остался целым и невредимым кабинет художника, где хранились портреты Амира Тимура и Бабура.

Очень трудно создать портреты великих людей со сложными характерами. Только упорным трудом художник смог создать образы этих великих людей. Его труды созвучны с нашей эпохой и это восхищает ценителей искусства.

Художник удачно создал портреты Амира Тимура, Бируни, Бабура, Авиценны, Джами, Наваи, Ар — Разий, Рудакий, Аль Хорезми и многих других исторических лиц.

В ещё более важном аспекте исторических событий — в деле изображения национального освободительного движения и их героев художник также достиг большого успеха. Он смог точно передать дух этих народных движений.

Передача событий, переходящая из поколения в поколение в разных красках и точная передача духовной атмосферы тех периодов — вот основа основ творчества Малика Набиева.

Ученики Малика Набиева многочисленны и его можно считать предводителем мастеров художников Узбекистана. И это показывает, что известный художник Малик Набиев — мастер разностороннего плана.

 

Литература:

 

  1.      Рахим Хасанов «Основы изобразительного искусства» Ташкент –2009 г 98–101стр
  2.      Олим Наврузивеч Самадов «История искусства» Ташкент — 2015 г 245–247 стр
  3.      Алижон Турдалиев «Композиция» Ташкент — 2003 г 54 стр
  4.      Ғ.М. Абдурахмонов. «Композиция» Ташкент — 2007 г 29 стр

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle