Автор: Халилов Руслан Шавкатович

Рубрика: 11. Изобразительное искусство

Опубликовано в

II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Халилов Р. Ш. Полотна, освященные любовью [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 35-40.



Роль и место творчества Рузы Чариева в искусстве Узбекистана трудно переоценит. По своей сущности творчество художника-плоть от плоти и кровь от крови — это родной Узбекистан, его народ, его обычаи, его многовекового искусство. Он истинный сын своей земли. Подлинная патриотичность Чарыева сказывается во всем: в горячей любви и доброты к людям и к природе родного края.

Рузы Чариев — художник многогранный. Работая в самых разных видах изобразительного искусства, жанрах, в различных материалах, он всегда стремился выразить себя, свое понимание красоты, свою влюбленность в жизнь, в человека, природу В его произведениях мы видим большое мастерство, увлеченность, неожиданные пластические решения. Талант, трудолюбие мастера и его требовательность к себе дает художнику возможность ярко сказать именно свое слово. Основу его искусства составляют произведения, созданные в результате многочисленных поездок по родному краю, глубокого и взволнованного изучении жизни своего народа, его трудовых будней, национальных традиций и многовековой культуры.

Самобытность мастера его глубокие национальные корни, впитанный с молоком матери присутствуют произведениях этого мастера, их сразу узнают в произведениях Рузы Чариева. Ведь не случайно «узбекский колорит» в их произведениях этого мастера сразу узнают не только специалист, но и совсем неискушенный зритель. Именно национальные своеобразие его работ всегда отмечается как их основное достоинство. Напряженный труд, душевная открытость к окружающей жизни, любовь к родной природе принес ему заслуженный успех. Он стремился быть понятным самым широким зрителем, говорить с ним на общедоступном языке искусства. Замечательное живописное мастерство, психологическая насыщенность образов определили силу воздействия его искусства.

Творчество Рузы Чариева разнообразно, разнообразны его темы и жанры: портрет и автопортрет, многофигурные композиции и тематическая картина, пейзаж и натюрморт, графические листы и путёвые зарисовки. [1]

Формирование личности Р.Чариева как художника шло постепенно и долго. Родился в 1931 году в кишлаке Пашхурт Шерабадского района Сурхандарьинская область. Это край живописной природы, удивительных народных традиций и сохранившихся до наших дней. Он рано остался сиротой, рос в детском доме Байсуна, в здании, которое некогда было резиденцией последнего бухарского эмира. Природа Сурхандарьи, ее добрые люди не дали ему сломиться. Еще мальчиком он по-своему открыл для себя красоту родного края — его прекрасную природу и замечательных людей. С самого раннего возраста очень любил рисовать,- никогда не расставался с цветными карандашами. При Термезском краеведческом музее организовали кружок юных археологов. С увлечением он начал в нем заниматься. В музее работала художница Наталия Николаевна Попова. Она обратила внимание его зарисовки и стала учить его рисовать. Часто рассказывала о творчестве великих мастеров и советовала ему посвятить свою жизнь искусству. Вкоре закончив школу и по её совету поехал в Ташкент-держать экзамен в художественное училище имени Бенькова и поступил. В 1959 году закончил РХУ им.П. П. Бенькова, затем в 1964г. Санкт-Петербургский (Ленинградский) государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерская Ю.Непринцева. Здесь он получил серьезную профессиональную подготовку. Чарыева узнавали везде и повсюду он был всеобщим любимцем. Его дипломной работой был «Крушение Бухарского эмирата». В Москве картина выставлялась в Дни декады узбекской литературы и искусства. “Крушение Бухарского эмирата” — фундаментальная, эпическая картина, показавшая, что почерк Рузы Чарыева как зрелого художника уже сформирован.

Сурхандарья наполнила его искусство особенным содержанием, сделала его творчество изобразительной поэмой о земле, о ее людях. Художник наблюдал мудрую, неторопливость традиционного сельского уклада жизни и те изменения, которые происходят на древней земле.

Рузы Чарыев создал портрет своей Родины, ее уникальную природу и замечательных людей, а также своих современников — писателей, артистов, ученых. В портретах, которые он писал, его больше всего волновал судьба человека, характер, сложная жизненная драма. Среди них — портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры. Р. Чарыев — один из первых художников, кто в 1990-е гг. взялся написать крупным планом на полотне образ Амира Темура. Портреты, в частности, представителей интеллигенции: “Олим Ходжаев”, “Икрам Акбаров”, “Актер и кинохудожник Шавкат Абдусалямов”, “Г. Пугаченкова”, “Рафаил Такташ”, «Портрет врача Я. Махмудова», «Портрет академика Ходжаева», “Барно”, «Портрет керамиста Хакбердыева», “Семья Тошевых” и др. Картины Р. Чарыева “Сюзане”, “Невеста” выставлялись на многих международных выставках, получили высокое признание и не раз были отмечены на страницах центральной печати. Большинство из них выполнено с натуры, взято из жизни, эскизов, некоторые же — плод воображения художника.

Рис. 1. «Портрет керамиста Хакбердыева»

Большое место в творчестве художника занимает автопортрет-как авторское самораскрытие, живописная исповедь, запечатлевшая этапы миросозерцания и самопознания, эволюцию характера художника.

Каждое произведение мастера несет печать индивидуальности. Он со своей жизненной темой, которую он раскрывал через портрет. У него всегда было что сказать. Отсюда-и своеобразие его творческого почерка. Чариеву свойствен лиризм. Полотно «Невеста» — лирическая поэма о красоте узбекских женщин, об их трудовых буднях, о звенящих красках знойного лето. По-прежнему для композиции характерны простата и лаконизм. Строгая уравновешенность по цвету придает работе спокойствие ритмическое звучание. Однако женская фигура изображена в особом движении, имеет свою индивидуальную, хотя и весьма обобщенную характеристику. Но в дальнейшим сложнее и богаче становится художественные средства и приёмы, помогающие раскрыть музыкальность ритмики работы. Это музыкальность делается все более ощутимой и богатой, словно художник идет от сочинения легкой маленькой музыкальной пьесы к симфонии. Ритм узбекских песен сильно отражается на композициях мастера. Здесь он достигает вершин профессионализма во всем ёмком понятии этого слово — мотив имеет свой цвет, а песня — колорит, образ.

Рис. 2. «Невеста»

Рузы Чарыев был одним из немногих художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом. Рузы Чарыев много лет (1966–1973) работал в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. Портрет Ахмада Инагамова в будущем декана нашего факультета написан Чарыевым в молодости, в начале работы в нашем институте. Тогда он был увлечен старыми мастерами Эпохи Возрождения. Поза и положение руки этого изящного и красивого человека, напоминающий жест и стать одного из персонажей (Ипполито Риминальди) великого Тициана. Он работал у нас несколько лет, но пролет как фейерверк, как комета, оставив неизгладимый след и как педагог и прежде всего, как творец.

Рис. 3. Чарыев Р. «Ахмат» 89,5х64 см., 1964 г.

Рузы Чарыев поддерживал талантливую молодежь, некоторые его ученики жили у него дома. Чарыеву присуждены почетные звания Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, Народный художник Узбекистана; награжден орденом Эл-юрт Хурмати.

Искусствовед, писатель Нодир Норматов своей книге очень тонко раскрывает человеческие качества Рузи Чариева на конкретных примерах и событиях, показывая неординарность характера художника, истоки которого в сложных перипетиях его жизненного пути. Делает он это ненавязчиво, с изысканным литературным мастерством. Пластически точно внимание читателя акцентируется на очень ярких эпизодах из жизни художника. Именно они придают особую выразительность повествованию и показывают причины появления такого феномена как — Рузи Чариев.

Писать о такой неординарной творческой личности и ярком человеке, как Рузи Чариев, — задача чрезвычайно трудная. Трудность заключается в том, что Чариев был человеком харизматическим, его экспрессивная манера жить была столь яркой, что в памяти творческой общественности и сознании массы знавших художника людей нередко заслоняла собой его качества как живописца. Несмотря на то, что профессия художника не предполагает широкой известности, а художник по роду своей деятельности — персона более камерная, чем актеры или певцы, Рузи Чариев поистине был широко популярным и являлся неким символом национальной творческой богемы. Эта фантастическая популярность в народе порой мешала более внимательно отнестись к сути его уникального живописного мастерства. На самом деле картины Р.Чариева — это исключительно пронзительная мелодия в общем симфоническом звучании национального изобразительного искусства нашего времени.

Удивительное качество присуще этому художнику — умение сохранить во всех работах, даже в тех, которые писались долго, по несколько сеансов, или месяцев особую легкость и свежесть восприятия, энергию линий, контуров, мазка. Работа над портретом занимает в творчестве Р.Чариева значительное место. За многие годы им создана целая галерея очень выразительных и образно решенных портретов. Созданная художником портретная галерея свидетельствует о его несомненном даре портретиста, самобытного, обладающего профессиональным мастерством. Это проявляется в своеобразной манере автора, умении раскрыть человека, прежде всего через его внутренний мир, психологическую выразительность облика. Среди них образы тех, кто близок художнику, вызывает его творческий и человеческий интерес. Кого бы ни писал художник — студентов или колхозников, рабочих или коллег, или женщин, словом, людей самых разных возрастов, интересов, профессий, художник стремился выявить глубоко индивидуальное во всем: в позе, жестах, окружении, используя декоративность цвета и экспрессию линий.

Для Рузы Чариева характерно непосредственное восприятие окружающей действительности, ее метаморфозы красок, её вечных и бесконечных мотивов. В его произведениях всегда подкупает душевная откровенность — поэзия, увиденная в самом простом и будничном проявлении жизни.

В работах Рузы Чариева всегда ощутимо его поэтические восторженное отношение ко всему, что он изображает: окружающая жизнь, люди, события дают неисчерпаемое количество сюжетов. Многие холсты Чарыева можно назвать песнями.

Велика его роль в становлении многих мастеров живописи, таких, как Баходыр Джалалов, Сагдулла Абдуллаев, Азамат Хатамов и другие.

Творчество Рузы Чариева пробуждает в человеке лучшее, оставляет в глубоком раздумье, показывает, что искусство многое может. Как подлинный ратник духовных ценностей, он бережно нес зрителю увиденную красоту жизни, побуждая пережить вместе с собой борьбу и страсть своего сердца.

Литература:

  1. Эльмира Рахимовна Ахмедова. Земля и люди Узбекистана 1982г.
Основные термины (генерируются автоматически): Рузы Чариева, Творчество Рузы Чариева, Рузы Чарыев, Рузи Чариев, произведениях Рузы Чариева, Рузы Чариева разнообразно, творчества Рузы Чариева, родного края, работах Рузы Чариева, почерк Рузы Чарыева, замечательных людей, изобразительного искусства, Подлинная патриотичность Чарыева, качества Рузи Чариева, известных узбекских ученых, природе родного края, красоте узбекских женщин, сущности творчество художника-плоть, Ритм узбекских песен, особую выразительность повествованию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос