Педагогическая мысль народов Средней Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черенкова, Б. В. Педагогическая мысль народов Средней Азии / Б. В. Черенкова, А. О. Бурмистрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32362/ (дата обращения: 24.04.2024).



Современная педагогическая наука объединяет в себе колоссальный опыт педагогического воспитания и образования, накопленный за многие тысячелетия мировыми цивилизациями. Значительная роль в формировании и развитии педагогической мысли заслуженно отводится мыслителям Средней Азии.

На особенности становления педагогической науки в Средней Азии большое влияние оказала исламизация туркменских племен, широко распространившаяся в послемонгольский период. На этих территориях стали создаваться коранические школы, а именно мектебы и медресе, обучение в которых напрямую было связано с религией. Считалось, что детей необходимо посылать в мектебы с 6 лет, чтобы они получили начальное образованию до 14 лет. Среднее образование являлось этапом специализации, когда школьники должны были получать практические навыки, которые были бы полезны в их будущей работе независимо от социального статуса ребенка. Языком обучения в учебном заведении стал арабский. Большая часть учебной литературы была написана учеными и великими мыслителями Средней Азии.

Для того чтобы понять особенности учебно-педагогического процесса данного периода, рассмотрим деятельность выдающихся ученых Средней Азии.

Большой вклад в становление науки о воспитании личности внес видный научный деятель Средней Азии Аль-Фараби Абу-Наср (870-950 гг.), который считается основателем средневековой философии Востока. В это время педагогика еще не выделяется в самостоятельную науку, вместе с этикой она входит в состав политической (гражданской) науки. Аль-Фараби рассматривал обучение как «наделение теоретическими добродетелями народов и городов», а воспитание как процесс «наделения городов этическими добродетелями и искусствами» [1]. Понятие «счастье» является одной из основных категорий его педагогики. Фараби был убежден, что несчастье человеку приносят его недобрые деяния. В связи с этим задача воспитания – способствовать развитию положительных черт и устранять отрицательные черты характера. Кроме того, Фараби рассматривает профессиональные качества педагога. По его мнению, учитель должен обладать целым рядом достоинств, а именно: хорошей памятью, смелостью, справедливостью, развитой логикой, наблюдательностью, воздержанностью к чревоугодию, любовью к правде и познанию, равнодушием к деньгам и прочим благам мирской жизни.

Другой выдающийся мыслитель Средней Азии Абу Али Ибн Сина, известный в Европе как Авиценна, имел собственное видение содержания образования, воспитания и обучения. Авиценна считал, что образование должно включать в себя умственное образование, физическое оздоровление, эстетическое воспитание, нравственное воспитание и обучение ремеслу. План обучения, согласно Ибн Сине, должен быть согласован с интересами учащихся, построен по принципу «от простого к сложному» и на начальном этапе не должен был быть привязан к книгам.

Абу Али Ибн Сина выступал против индивидуализации обучения, поскольку был убежден, что благодаря коллективному обучению среди детей возникает чувство соперничества, которое управляет ими в стремлении получить больше знаний. Кроме того, благодаря коллективному обучению исчезают скука и безделье, их заменяют беседы, в ходе которых ученики имеют возможность выразить свою точку зрения и поспорить на волнующие их темы. Коллективное обучение учит детей уважению, взаимовыручке, дружбе и способствует их положительному влиянию друг на друга. Целью нравственного воспитания Ибн Сина считал формирование человека, живущего не для себя, а для других. По мнению мыслителя, воспитание личности представляет собой сложный процесс, в котором важное значение имеет знание учителем индивидуальности ребенка. Ибн Сина «предпочитал добрый пример более, чем назойливый разговор. Он считал необходимым по-доброму говорить с детьми об их недостатках» [2]. Известная пословица гласит, что труд облагораживает человека. Так полагал и Ибн Сина, предлагающий с малых лет приучать детей к труду, обучая их основам ремесел.

Большое распространение в философских учениях Средней Азии получили идеи всеобщего равенства людей. Например, великие мыслители Средней Азии Муслиходдин Саади и Алишер Навои утверждали, что все люди равны, и выступали за воспитание у молодежи уважительного отношения ко всем народам.

Муслиходдин Саади считал школу важным этапом жизни ребенка, соответственно важную роль в формировании личности ученика отводил учителю. В своих трудах Саади дал описание двух типов учителей – доброго и злого. Злой учитель – суровый, бесчеловечный, «не разрешает шалить», следит за дисциплиной, подавляет самостоятельность детей, как в действиях, так и в мыслях. Добрый учитель – мягкосердечный, благородный, умеет слушать детей и не обижает их, однако требует от них серьезного отношения к учебе. Отношение учителя к ребенку является определяющим фактором в его развитии, так как агрессивность и злость порождают ответные реакции и создают условия, деформирующие личность ученика. Муслиходдин Саади, как и Алишер Навои, являлся приверженцем гуманизма и провозглашал идеи воспитания человека-гуманиста, патриота, доброго, честного, обязательно скромного и обладающего чувством собственного достоинства.

Алишер Навои, яркий представитель суфийской педагогики, считал человека «самым высшим существом мира, а ребенка – светилом, которое освещает дом и приносит в семью радость» [3]. Навои полагал, что мало любить собственных детей, человек должен любить всех детей, ибо они есть будущее поколение. По его мнению, в период юношества происходит формирование разума. И если в этот период человеком овладеет разум, а не страсть, то на своем жизненном пути он будет руководствоваться благородными идеями. Педагогические воззрения Алишера Навои находят свое воплощение в принципах коммуникативной педагогики, рассматривающей обучение как процесс общения, диалога учителя и ученика, при котором ученик выступает как субъект обучения, определяющий пути и способы познания.

Еще один талантливый представитель суфийской школы, мыслитель и поэт Нуриддин Абдуррахман ибн Ахмад Джами обладал большими познаниями во многих науках. Он был убежден, что достоинство человека определяется не занимаемой им должностью, не богатством, а честным трудом. Абдуррахман Джами видел цель обучения в подготовке ученика к служению народу, к тому, чтобы быть полезным обществу. Мыслитель призывал человека искать свое внутреннее «Я», чтобы ощутить свою неповторимость и внести собственный, особый, вклад в общественное развитие. Идеальным учителем Ахмад Джами считал древнегреческого философа Аристотеля. Как и его предшественники, Джами продолжает гуманистические традиции в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Основываясь на вышеупомянутых фактах, можно сделать вывод, что философы Средней Азии стремились к формированию самостоятельной, творческой, религиозной, трудолюбивой личности. Основная идея восточных мыслителей состоит в том, что именно научные знания и труд способствуют развитию лучших нравственных качеств, ведущих к духовному развитию, совершенствованию разума, сознания, интеллекта, мышления.

В заключение отметим, что педагогические идеи средневековых мыслителей, доработанные и обогащенные научной мыслью последующих поколений, находят свое отражение в современных педагогических концепциях, формируя основу развития методов, направлений и принципов воспитания и образования современной личности.

Литература:

  1. Моисеева М. В. Нетрадиционные методы обучения / Вестник высшей школы. – 2000. – №3. – С. 15-26.
  2. Рахимов С. Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сино. – Ташкент, 1979. – 84 с.
  3. Узаков Х. Поэт, поющий марш победы // Звезда Востока. – 1978. – №3.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, коллективное обучение, ребенок, воспитание личности, мыслитель, Навой, нравственное воспитание, образование, обучение.


Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

В любом объекте приняты основные принципы духовно-нравственного обучения.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача.

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью...

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, воспитательная система, детское творческое...

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие

В процессе формирования нравственности ребенок должен усвоить нравственные нормы

Рассмотрение нравственного качества как психологического образования личности...

Практические возможности интеграционного обучения...

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание является критерием определения уровня использования личностью общечеловеческих ценностей, созданных...

О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили | Статья в журнале...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной.

Великие мыслители Востока об обязанностях родителей по...

Взгляды, восточных мыслителей о воспитании и образовании, о роли семьи в семейной воспитании, формировались на

Эта мысль взаимосвязи, в воспитании ребёнка физического здоровья и морально-нравственного богатства, созвучно с требованием сегодняшнего дня.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах.

На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования.

На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных...

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

В любом объекте приняты основные принципы духовно-нравственного обучения.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача.

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью...

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, воспитательная система, детское творческое...

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие

В процессе формирования нравственности ребенок должен усвоить нравственные нормы

Рассмотрение нравственного качества как психологического образования личности...

Практические возможности интеграционного обучения...

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание является критерием определения уровня использования личностью общечеловеческих ценностей, созданных...

О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили | Статья в журнале...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной.

Великие мыслители Востока об обязанностях родителей по...

Взгляды, восточных мыслителей о воспитании и образовании, о роли семьи в семейной воспитании, формировались на

Эта мысль взаимосвязи, в воспитании ребёнка физического здоровья и морально-нравственного богатства, созвучно с требованием сегодняшнего дня.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах.

На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования.

На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных...

Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

В любом объекте приняты основные принципы духовно-нравственного обучения.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача.

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью...

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, воспитательная система, детское творческое...

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие

В процессе формирования нравственности ребенок должен усвоить нравственные нормы

Рассмотрение нравственного качества как психологического образования личности...

Практические возможности интеграционного обучения...

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание является критерием определения уровня использования личностью общечеловеческих ценностей, созданных...

О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили | Статья в журнале...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной.

Великие мыслители Востока об обязанностях родителей по...

Взгляды, восточных мыслителей о воспитании и образовании, о роли семьи в семейной воспитании, формировались на

Эта мысль взаимосвязи, в воспитании ребёнка физического здоровья и морально-нравственного богатства, созвучно с требованием сегодняшнего дня.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах.

На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования.

На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных...

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

В любом объекте приняты основные принципы духовно-нравственного обучения.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Развитие духовно-нравственной сферы ребенка, воспитание гражданина и патриота вновь

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности будущего врача.

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью...

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, воспитательная система, детское творческое...

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие

В процессе формирования нравственности ребенок должен усвоить нравственные нормы

Рассмотрение нравственного качества как психологического образования личности...

Практические возможности интеграционного обучения...

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание является критерием определения уровня использования личностью общечеловеческих ценностей, созданных...

О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили | Статья в журнале...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной.

Великие мыслители Востока об обязанностях родителей по...

Взгляды, восточных мыслителей о воспитании и образовании, о роли семьи в семейной воспитании, формировались на

Эта мысль взаимосвязи, в воспитании ребёнка физического здоровья и морально-нравственного богатства, созвучно с требованием сегодняшнего дня.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах.

На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования.

На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных...

Задать вопрос