Библиографическое описание:

Герасимчук В. А. Автоматизация процессов предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 654-657.



В настоящее время рынок информационных технологий и телекоммуникаций переживает период подъёма после кризиса. Растёт потребность организаций в автоматизации бизнес-процессов. В связи с этим увеличивается спрос не только на оборудование вычислительных центров, но и на организацию и поддержку оборудования.

Вопросы управления бизнес-процессами особо актуальны для компаний в России. Особенно это касается такой новой сферы разработки программного обеспечения, как тестирование.

Ключевые слова: автоматизация, MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional,AtlassianJIRA, принципы автоматизации, стратегии автоматизации.

Основной целью автоматизации является повышение качества исполнения процесса. Автоматизированный процесс обладает более стабильными характеристиками, чем процесс, выполняемый в ручном режиме. Во многих случаях автоматизация процессов позволяет повысить производительность, сократить время выполнения процесса, снизить стоимость, увеличить точность и стабильность выполняемых операций.

Ввиду новизны данного направления, а именно — автоматизации процессов организации, полнофункциональных средств не так уж и много.

Наиболее популярные решения автоматизации:

1 MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional.

MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional — специализированный набор средств для групп контроля качества, который упрощает планирование и выполнение ручных тестов. TestProfessional используется вместе со средой VisualStudio, что обеспечивает эффективную совместную работу разработчиков и тестеров в течение всего цикла разработки приложения.

Преимущества этой программы показаны на рисунке 1.

Рис. 1. Преимущества программы MicrosoftVisualStudio 2010 TestProfessional

2 Atlassian JIRA.

Atlassian JIRA — коммерческая система отслеживания ошибок, предназначена для организации общения с пользователями, хотя в некоторых случаях систему можно использовать для управления проектами. Разработана компанией Atlassian Software Systems. [1]

Существует несколько этапов, посредством которых осуществляется разработка систем автоматизации:

‒ Разработка и согласование технического задания, определение дополнительных функций и возможностей;

‒ Определение типа автоматизированной системы;

‒ Разработка внешнего оформления (дизайна), согласование;

‒ Определение предположительного уровня владения компьютером пользователей системы;

‒ Тестирование всех модулей, и внедрение;

‒ Сборка программы согласно тех. заданию и принятому внешнему оформлению;

Существует четыре варианта стратегии автоматизации, которые описаны в таблице 1.

Таблица 1

Варианты стратегий автоматизации

Стратегия

Описание

1

Хаотичная

Состоит из набора автоматизированных участков, не связанных друг с другом. Такая автоматизация определяется оперативными задачами и обычно не отражается в стратегических планах компании

2

По участкам

Представляет собой процесс автоматизации отдельных функциональных участков

3

По направлениям

Отличается от автоматизации по участкам тем, что предполагает участие всех функциональных подразделений, деятельность которых связана с направлением автоматизации.

4

Полная

Предполагает автоматизацию абсолютно всех бизнес-процессов компании.

Как видно из таблицы 1, существует четыре вида стратегий автоматизации предприятия: хаотичная, по участкам, по направлениям и полная.

Разработка и внедрение системы автоматизации какого-либо отдела предприятия должна осуществляться следующим образом:

1. Предпроектный аудит.

Компания-разработчик вместе с заказчиком проводят предпроектное исследование автоматизируемого участка. Определяются функциональные требования.

2. Выбор оптимального решения.

На втором этапе заказчик с разработчиком выбирают максимально эффективный вариант реализации системы автоматизации.

3. Разработка технического задания.

Составление максимально подробного технического задания. Формулирование и документирование всех необходимых задач. Согласование с заказчиком и разработчиком текста технического задания, во избежание двоякого понимания тезисов.

4. Кодирование.

Написание кода продукта в соответствии с текстом технического задания. Отладка программы.

5. Тестирование.

Проверка работоспособности программы на платформе заказчика. Все выявленные ошибки отправляются разработчику на доработку.

6. Сдача проекта.

Демонстрация заказчику возможностей, описанных в техническом задании.

Существующие варианты разработки и внедрения автоматизированных систем описаны в таблице 2.

Таблица 2

Варианты разработки ивнедрения систем автоматизации

Вариант

Описание

1

Разработка системы собственными ресурсами

Позволяет масштабировать и изменять систему в любой момент времени. Требует внушительных затрат на разработку и поддержку.

2

Использование стороннего разработчика

Позволяет создать гибкую систему управления. Затраты на разработку и поддержку сильно превышают использование прототипов или готовой системы.

3

Использование прототипов

Довольно гибкий вариант. В настоящее время не сильно распространены. Использование прототипов сторонней тематики может обернуться непониманием специалистов терминологии системы.

4

Приобретение готовой системы

Позволяет сэкономить средства на разработку. Она предусматривает ряд функционала, кажущийся на первый взгляд неэффективным, но приобретающий важность в процессе эксплуатации.

Из описанной таблицы видно, что существует всего 4 варианта разработки и внедрения автоматизированных систем: разработка системы собственными ресурсами, использование стороннего разработчика, а также использование прототипов и приобретение готовой системы.

Несмотря на то, что автоматизация процессов может выполняться на различных уровнях, принципы автоматизации для всех уровней и всех видов процессов будут оставаться едиными. Это общие принципы, которые задают условия эффективного выполнения процессов в автоматическом режиме и устанавливают правила автоматического управления процессами. [2]

Основные принципы автоматизации предприятия описаны в таблице 3.

Таблица 3

Основные принципы автоматизации предприятия

Принцип

Описание

1

Принцип согласованности

Все действия в автоматизируемом процессе должны быть согласованы между собой и со входами и выходами процесса. В случае рассогласования действий может произойти нарушение выполнения процесса

2

Принцип интеграции

Автоматизируемый процесс должен иметь возможность интегрироваться в общую среду организации. На различных уровнях автоматизации интеграция выполняется по-разному, но суть принципа остается неизменной. Автоматизация процессов должна обеспечивать взаимодействие автоматизируемого процесса с внешней средой

3

Принцип независимости исполнения

Автоматизируемый процесс должен выполняться самостоятельно, без участия человека, либо с минимальным контролем со стороны человека. Человек не должен вмешиваться в процесс, если процесс выполняется в соответствии с установленными требованиями.

Перечисленные общие принципы детализируются в зависимости от рассматриваемого уровня автоматизации и конкретных процессов.

Автоматизация процессов необходима для поддержки управления на всех уровнях иерархии компании. В связи с этим уровни автоматизации определяются в зависимости от уровня управления, на котором выполняется автоматизация процессов.

Уровни управления принято разделять на:

‒ оперативный;

‒ тактический;

‒ стратегический.

В соответствии с этими уровнями выделяют и уровни автоматизации, указанные в таблице 4.

Таблица 4

Уровни автоматизации

Уровень

Описание

1

Нижний уровень или уровень исполнителей

На этом уровне осуществляется автоматизация регулярно выполняющихся процессов. Автоматизация процессов направлена на выполнение оперативных задач, поддержания установленных параметров, сохранения определенных режимов работы

2

Уровень управления производством или тактический уровень

Автоматизация процессов этого уровня обеспечивает распределение задач между различными процессами нижнего уровня. Примерами таких процессов являются процессы управления производством, процессы управления ресурсами, документами и т. п.

3

Уровень управления предприятием или стратегический уровень

Автоматизация процессов уровня управления предприятием обеспечивает решение аналитических и прогнозных задач. Этот уровень автоматизации необходим для поддержки работы высшего звена управления организацией. Он направлен на финансово-хозяйственное и стратегическое управление.

Автоматизация процессов на каждом из указанных уровней обеспечивается за счет применения различных систем автоматизации, например:

‒ CRM системы;

‒ ERP системы;

‒ OLAP системы.

Все системы автоматизации можно разделить на три базовых типа, описанных на рисунке 2.

Рис. 2. Типы систем автоматизации

Типы систем автоматизации включают в себя:

1. Неизменяемые системы.

Это системы, в которых последовательность действий определяется конфигурацией оборудования или условиями процесса и не может быть изменена в ходе процесса.

2. Программируемые системы.

Это системы, в которых последовательность действий может изменяться в зависимости от заданной программы и конфигурации процесса. Выбор необходимой последовательности действий осуществляется за счет набора инструкций, которые могут быть прочитаны и интерпретированы системой.

3. Гибкие (самонастраиваемые) системы.

Это системы, которые способны осуществлять выбор необходимых действий в процессе работы. Изменение конфигурации процесса (последовательности и условий выполнения операций) осуществляется на основании информации о ходе процесса.

Эти типы систем могут применяться на всех уровнях автоматизации процессов по отдельности или в составе комбинированной системы. [3]

Литература:

  1. Л. Г. Гагарина, Д. В. Киселёв, Е. Л. Федотова. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. — Издательство «Инфра-М», Москва, 2007.
  2. Л. А. Николаева, М. А. Сачко, Г. П. Старкова Информационные системы в развитии инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса. http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-sistemy-v-razvitii-infrastruktury-podderzhki-malogo-innovatsionnogo-biznesa
  3. Автоматизация процессов. KPMS. http://www.kpms.ru/Automatization/Process_ automation.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle