Авторы: Сайбель Наталья Юрьевна, Аракелян Кристине Романовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 15.05.2016

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Сайбель Н. Ю., Аракелян К. Р. Преимущества применения автоматизированных систем управления в гостиничном бизнесе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 852-855.



В связи с увеличением количества гостиниц в мире, возрастает и конкуренция среди них. Автоматизация процессов функционирования гостиницы — это обязательное условие успешной работы предприятия, а эффективное использование собранных данных является ключевым фактором его конкурентоспособности. В статье раскрыты возможности использования автоматизированных систем в гостиничном бизнесе.

Ключевые слова: автоматизированные системы управления, информационные технологии, гостиничный бизнес.

Всё более важное место в работе гостиничных предприятий занимает внедрение и использование новых информационных технологий, основными задачами которых является получение достоверной управленческой информации о работе всей гостиницы, оптимизация бизнес-процессов, переход к «безбумажным» технологиям, повышение качества обслуживания гостей, а также выполнение статистических и аналитических функций. За последние десятилетие ничто так не повысило профессионализм и производительность предприятий и организаций индустрии гостеприимства, как внедрение новых компьютерных технологий, которые в корне изменили способ ведения гостиничного бизнеса, позволили владельцам предприятий разрешить ряд проблем и создали массу удобств клиентам [1].

Информационные и компьютерные технологии являются основой процесса глобализации. Внедрение в гостиничный бизнес новых информационных технологий способствует улучшению качества обслуживания при одновременном сокращении персонала.

Родоначальником автоматизированных систем управления в мире являются американцы. В 1960-х гг. три крупнейшие гостиничные сети (Hilton, InterContinental, Sherata) совместно с корпорацией АВМ профинансировали создание первой системы управления гостиницей и назвали её HIS (HotelInformationSystem) [8].

До настоящего момента времени во многих гостиницах Америки функционирует данный продукт. Зарегистрированное название носит товарный знак HIS. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации, поэтому вынуждена осваивать и практически использовать информационные технологии.

Следует отметить, что гостиница — это сложное, многофункциональное предприятие, которое оказывает целый комплекс услуг: размещение, питание, бытовое обслуживание. Основными источниками заработка являются: номерной фонд, бизнес центр, общественное питание.

Современные гостиничные хозяйства − это динамично развивающаяся отрасль. Тенденции её развития связаны с ростом и расширением спроса и предложения. Использование новейших информационных технологий и интеграция систем жизнеобеспечения позволяет оптимизировать функцию всех служб и сервисов гостиничного комплекса [7].

Как известно, автоматизированная система управления (АСУ) — это специализированный пакет программ, обеспечивающий работу персонала на своих рабочих местах и оперативное принятие решений от резервирования мест до получения отчёта по деятельности.

АСУ имеет интерфейс с программами автоматизирующих смежные департаменты или со смежными программами (АСУ ресторана, телефонным тарификатором, системой контроля доступа и, конечно, системой удалённого бронирования). Эти системы или подразделения работают не изолированно друг от друга, а обмениваясь информацией между собой [4]. Информация может быть в виде документа на бумаге или в электронном виде. Таким образом, можно сделать вывод, что АСУ это:

– способ накопления и источник получения полной и своевременной информации о госте и текущем состоянии гостиницы, поступающей из смежных систем в удобной форме, а, следовательно, основа информационной системы отеля;

– инструмент и средство управления и быстрого реагирования на постоянно меняющиеся ситуации в гостинице и на рынке;

– способ повышения уровня сервиса гостей и качества работы персонала;

– система автоматизации всех этапов работы с гостем от приемки заявки до окончательного расчета;

– возможность эффективного использования номерного фонда и других элементов гостиницы, а, следовательно, и увеличения ее доходов;

– инструмент для кадровой политики, позволяющий четко разграничивать права персонала в системе и контролировать действия отдельных сотрудников;

– новые возможности выполнения всех этапов в сфере накопления. Базы данных «истории гостя» позволяют поощрять постоянных клиентов, точно изучать целевой рынок гостиницы, прогнозировать спрос на услуги, проводить эффективную маркетинговую и кредитную политику. Автоматизация процессов функционирования гостиницы — это обязательное условие успешной работы предприятия, а эффектное использование собранных данных является ключевым фактором его конкурентоспособности [2].

Существуют три основных критерия оценки целесообразности инвестиций в автоматизированные системы управления гостиницами:

  1. Достижение конкурентного преимущества.
  2. Повышение производительности работы.
  3. Максимальное использование имеющихся ресурсов гостиницы [6].

Известные гостиничные корпорации вслед за авиакомпаниями стали в своё время пионерами использования компьютерных гостиничных систем, как для внутреннего управления, так и создания собственных транснациональных компьютерных систем бронирования и резервирования мест. Компьютерные технологии позволяют решать многие задачи современного менеджмента и маркетинга более совершенными средствами. Трудно уже представить без компьютерного обеспечения процессов управления не только средний отель, но и даже малые отели, с числом номер менее 100.

Значение и роль автоматизированных систем управления в успешности ведения бизнеса гостеприимства в настоящее время многими явно недооцениваются. В профессиональных стандартах, предложенных Федерацией рестораторов и отельеров, устанавливается, что «иметь представление» о них должны лишь менеджеры четвертого уровня, занимающиеся стратегией развития предприятия. Однако реальная практика работы показывает, что даже современные горничная, официант, бармен должны не только «иметь представление», но и работать с соответствующими средствами, конечно, на своем уровне. И автоматизация настолько прочно вошла в повседневную жизнь современного предприятия гостеприимства, что POS-терминал на стойке сегодня уже воспринимается скорее как неотъемлемая часть интерьера, нежели как рабочий инструмент контактного персонала и автоматизации бизнес-процессов. Тем не менее, соответствующие средства всё ещё воспринимаются многими акционерами и управленцами бизнеса как некая дань моде. А исходить нужно из следующего, — это инструмент получения, упорядочивания, накопления и анализа информации [5].

Следует выделить возможности системы управления гостиничным предприятием:

  1. Оперативный контроль и управление деятельностью предприятия в реальном масштабе времени. В полнофункциональных системах такая возможность предоставляется с любой точки земного шара при наличии доступа в Интернет. Она реализуется через предоставление удаленного доступа к информационным ресурсам сервера на предприятии или через автоматизированное рабочее место на портативном компьютере пользователя. При этом обеспечивается и возможность подключения к системе видеонаблюдения, если такая на предприятии установлена.
  2. Обеспечение существенного долговременного и стабильного повышения выручки при снижении переменных затрат. Достигается за счет перекрытия большинства каналов, используемых персоналом для злоупотреблений, повышения скорости оборота управленческой им формации, оптимизации бизнес-процессов и практически без дополнительных затрат.
  3. Снижение постоянных затрат. Данный эффект обусловлен тем, что отпадает необходимость в найме сотрудников на некоторые управленческие должности на предприятии, уменьшается количество контактного персонала. Имеются и некоторые другие возможности снижения постоянных затрат, например, благодаря применению подсистемы обеспечения и поддержки лояльности гостей .
  4. Получение, обработка и анализ любых данных о состоянии и результатах деятельности предприятия в реальном масштабе времени. При этом обеспечивается многообразие и удобство форм представления информации — тексты, таблицы, графики, видео и др.
  5. Увеличение объема оборотных средств и повышение скорости их оборота. Это достигается, в частности, за счет оптимизации складских запасов. Система обычно позволяет автоматически определять минимально необходимые складские запасы по группам и номенклатурам расходных материалов, продуктов, товаров и в последующем строго контролировать их остатки. В результате появляется возможность минимизировать «замороженные» в складских запасах средства и быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
  6. Ведение полноценного управленческого учета и анализа. Автоматизированная система управления позволяет реально наблюдать, где, сколько, на что, кто и с какой эффективностью тратит финансовые средства, вырабатывать и реализовывать меры по минимизации затрат. Управление расходами — краеугольный камень управленческого учета и основа повышения прибыльности предприятия. Постатейное структурирование переменных и постоянных расходов, автоматически учитываемых в системе, позволит цивилизованно на современном уровне управлять ими. Затраты при ведении бизнеса неизбежны, но они не должны быть больше, чем необходимо [3].

Следует отметить, что индустрия гостеприимства − важная составляющая экономики многих стран мира. Современную индустрию гостеприимства характеризуют быстрая сменяемость экономических условий, повышение качества услуг, непрерывное поступление на рынок новых участников, в том числе иностранных. Эти изменения оказывают сильное влияние на финансовое положение российских предприятий индустрии гостеприимства. Конкурентное преимущество предприятий индустрии гостеприимства зависит от нововведений в области информационных технологий, таких как: во-первых, комплексных систем автоматизированного управления, а во-вторых, систем, связанных с хранением и интеллектуальной обработкой данных.

Таким образом, внедрение информационных технологий в гостиничный бизнес позволяют систематизировать информацию, которой располагает гостиница, а также контролировать все рабочие процессы. Такие системы оказывают влияние на качество обслуживания туриста, на конкуренцию. Автоматизированные системы должны использоваться во всех гостиничных предприятиях, так как это способствует долгосрочному успеху, а также установлению барьеров на пути проникновения в отрасль новых конкурентов.

Литература:

  1. Алексеев В.И. Информационные технологии в туризме и гостиничном менеджменте / В.И. Алексеев. — М.: Д.А.Р.К., 2008.
  2. Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина, Я.Ю. Блиновская. — М.: Флинта, МПСИ, 2008.
  3. Лаврушина Е.Г Информационные технологии в туризме / Е.Г Лаврушина, В.Н Бочарников — М.: ЮНИТИ, 2002
  4. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса / Н.И. Плотникова. − М.: Советский спорт, 2001.
  5. Саак А.Э.. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / А.Э. Саак М.В. Якименко. — СПб.: Питер, 2012.
  6. Сайбель Я.В., Мезер С.Д. Анализ современных методов оптимизации бизнес-процессов // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В.А. Сидорова. Выпуск 19. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 149-154.
  7. Сирый В.К. Об автоматизации управления предприятием гостеприимства / В.К. Сирый, С.В. Ярков. URL: http://www.econcept.ru (дата обращения: 28.04.2016).
  8. Чудновский А.Д. Информационные технологии управления в туризме / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): автоматизированных систем управления, информационных технологий, индустрии гостеприимства, Информационные технологии, процессов функционирования гостиницы, гостиничный бизнес, системы управления, успешной работы предприятия, автоматизированные системы управления, обязательное условие успешной, предприятий индустрии гостеприимства, условие успешной работы, новых информационных технологий, Автоматизация процессов функционирования, реальном масштабе времени, гостиничном бизнесе, современного предприятия гостеприимства, постоянных затрат, управления предприятием гостеприимства, ключевым фактором.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос