Библиографическое описание:

Баракатова Д. А. Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1637-1639.



Уроки русского языка и литературы часто называются нерусскоязычными студентами, к сожалению, в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь диктует студенту свои условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому наши студенты перестают их задавать и теряют интерес к обучению. Одной из главных целей в моей работе является воспитание интереса у студентов к урокам русского языка и литературы. Как увлечь студента своим предметом так, чтобы он посещал занятие с радостью, с жаждой познания нового? В результате поиска ответа на волнующий меня вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать у студентов нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета. Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках нестандартные задания, нестандартный раздаточный материал и наглядность. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у студентов затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. При планировании нестандартных заданий преподавателю необходимо учитывать 4 уровня проявления активности учащихся: а) нулевой, б) относительно-активный, в) исполнительно-активный, г) творческий. Ведь иногда на занятиях мы даем интересное задание, а для значительной части студентов оно бывает недоступно. Интерес мгновенно пропадает. Пример. Студенты получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Репина “Бурлаки на Волге”. На доске также были репродукции картин осенней тематики других художников. Задания были разными. Студенты нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным (по картине) и составляли с ними предложения. Студенты относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 8–9 интересных предложений по данной картине. Следующий уровень — исполнительно-активный, здесь студенты писали мини-сочинение из 10–12 предложений. А творчески работающие студенты должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему. Таким образом, одновременно с обучением на таком уроке студенты показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.

Интерес у студентов вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на “открытие” ими уже познанного, известного в науке. Такие задания должны быть с элементами занимательности. Пример. Задание: Беру технический текст, несколько слов пропускаю и диктую текст. Студенты самостоятельно находят пропущенные слова и пишут вместо точек. Лексическое задание: «Кто быстрее». Составьте список слов по данному тексту. Время 5–7 минут. У кого больше слов тот и справился с заданием. А вот задание иного плана. Студентам надо определить значение слов: экономика, строительство, скважина, технология, бурение. Затем ответить на вопрос, какой смысл приобретут слова, если их написать с большой буквы? Составить предложения. Как правило, при выполнении нестандартных заданий в группе царит эмоциональное оживление, зачастую оно помогает при объяснении нового материала, — сразу видишь, усвоена тема или нет. Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Я сама люблю такую форму работы, т. к. она эффективна и не позволяет скучать во время опроса. Пример. Интересен студентам при опросе прием “Чистая страница”. У всех на столах чистые листы. Слушая ответ однокурсника, студенты попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенное в ответе или расширить ответ. Затем свои вопросы студенты задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать всю группу при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос. А еще при опросе я играю с ребятами в “Классики”. На доске мелом чертим классики, а потом я расставляю на каждую клетку задания. Например, 6 клеток с такими заданиями: глагол 1 спряжения, существительное общего рода, наречие на — о, несклоняемое существительное, вводное слово, способы словообразования. Студент должен пройти клетки, называя примеры, за как можно меньший промежуток времени или полно объяснить свой пример. Следующему кладу другие задания. Такая форма опроса помогает проверить усвоение пройденного материала по разным разделам, теорию как русского языка, так и литературы, развивает эрудицию студентов, способность быстро восстанавливать в памяти изученное и выделять из него необходимое в данный момент. Студенты всегда в восторге от такого опроса. Студентам нравится смена деятельности. Очень хорошо помогают переключать внимание средства наглядности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается. Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности учащихся. Известно, что органы зрения обладают большой чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” — гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладении информацией в 5 раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом преподавателя способствует более прочному усвоению материала. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают студентов мыслить, делать самостоятельные открытия. С помощью наглядности мы выигрываем время на занятиях. Но наглядность не должна сводиться к какому-то автоматизму, к механическому отражению материала. Она должна включаться в познавательную систему, являясь “пищей для ума”. Я использую на своих занятиях, кроме стандартных схем и таблиц, наглядность, созданную студентами или вместе с ними. При изучении темы или целого раздела мы выделяем основные признаки, категории, виды и т. д. Подводя итог всему сказанному, я считаю, что все приведенные нестандартные формы обучения — не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание студента к материалу урока, дают новые знания и умения, заставляют напряженно мыслить, что нам, преподавателям, и нужно.

Литература:

  1. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1965. — 228 с.
  2. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова и др.: Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  3. Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. — М.: Педагогика. 1990. — 184 с.
  4. Психология и педагогика высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  5. Якунин В. А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ. — 1980. — № 11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle