Библиографическое описание:

Советова Е. В. Формирование социальной идентичности у современных подростков // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1376-1378.



Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Интерес к данной проблеме связан с усиливающимися в мировом сообществе процессами миграции, мобильности, расширением делового и межкультурного взаимодействия, развитием новых видов коммуникаций и т. п. В условиях стремительно изменяющегося общества постоянно подвергаются проверке сложившиеся представления человека о себе и своем месте в социальном мире и в конечном результате становятся вопросами социальной идентичности.

Г. М. Андреева, Н. М. Лебедева, В. С. Мухина, Т. Г. Стефаненко определяют, что социальная идентичность представляет собой один из факторов, составляющих психологическую основу сознательного поведения личности в различных социальных условиях, что еще раз подчеркивает значимость обращения к данной проблеме.

Исследования феномена социальной идентичности проводили представители различных направлений: психоанализ (Э. Уотерман, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Д. Мид, Ш. Струкер), бихевиоризм (Д. Кэмпбелл, М. Шериф), когнитивный и конструкционистский подходы (А Тэшфел, Дж. Тернер). Однако впервые данное понятие было введено в трудах Э. Эриксона (1968), где идентичность рассматривается как важнейшая характеристика целостности личности, отождествление себя с определенными социальными группами данного социума.

В отечественной психологии феномен идентичности появился лишь в середине девяностых годов прошлого века в работах Н. В. Антоновой, Н. М. Лебедевой, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатовой и Т. Г. Стефаненко. По определению отечественных авторов, социальная идентичность является результатом осознания человеком своей групповой принадлежности и принятия соответствующих в этой группе норм и правил [1].

Результаты современных исследований (Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, Т. Г. Стефаненко, Л. Б. Шнейдер) показали, что формирование социальной идентичности берет свое начало в дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка расширяется спектр социальных отношений, в которых он включен.

Относительно своего пика развития социальная идентичность достигает в подростковом возрасте. В это время происходит активное осмысление подростком своей жизни в целом и своего места в системе общественных отношений в частности [4].

По утверждению Э. Эриксона, неспособность подростка достичь идентичности приводит к кризису идентичности, характеризующемуся депрессивностью, неприспособленностью к жизни, отсутствием стремления продолжить образование и выбрать карьеру [5].

Как условие развития и бытия социальное окружение играет важную роль при формировании социальной идентичности подростка. Семья, компания сверстников, школьный класс — это те социальные группы, которые составляют ближайшее окружение индивида и выступают в качестве носителей различных норм и ценностей.

Согласно Э. Эриксону, в раннем детстве в процессах идентификации с родителями и значимыми близкими людьми закладывается основа для успешного формирования идентичности [5]. Поэтому семья является одним из важных факторов благополучного достижения чувства социальной идентичности, влияние которого ребенок испытывает раньше всего.

Огромное воздействие на становление идентичности подростка имеет стиль взаимоотношения с родителями. При плохих отношениях у подростка чаще всего отсутствует четкое представление о выборе жизненного пути или какого-либо идеала. Однако излишняя привязанность, симбиотичность воспитания может быть причиной незрелости, инфантилизма суждений и выборов [2].

Важность фактора социальных связей со сверстниками подтверждается многими исследователями, так как эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от места, которое он занимает в коллективе. Стремление ребенка направлено на принятие им группой сверстников, интересы которой он разделяет, это может быть и школьный класс, и компания одноклассников, и ребята со двора. Отвержение группой воспринимается как большая трагедия, поэтому подросток стремится получить признание среди сверстников своими действиями (в том числе и отрицательными), чтобы утвердиться в их глазах.

Также в этом возрасте происходит общественное принятие роли, заключающееся в понимании точки зрения другого человека, сравнении ее с оценками, поставленными референтной группой. Приспосабливаясь к социальным требованиям, подростку необходимо понять, какую социальную роль он сможет выполнить.

Л. С. Рубинштейн утверждает, что при выборе ролей индивид ориентируется на свои жизненные цели, одни из которых являются постоянными в социальных сценариях (роль дочери или сына, постоянного помощника и опоры матери), другие — преходящими (роль дежурного) и временными (староста класса, руководитель турпохода) [3].

В связи с этим может возникнуть проблема раздвоения, где подросток выполняет требования коллектива через силу. Говоря иными словами, чтобы завуалировать свое истинное лицо, скрыть свои истинные мотивы ребенок может надевать маску. Если играемая роль чужда подростку, то он еще как-то может противостоять «чужому лицу». Но если он очень эмоционален и не всегда сначала подумает, а потом сделает, то может стать объектом для манипуляций более сильных ребят. Ребенок становится безвольным, внушаемым, подчиняется толпе своих сверстников [3].

На наш взгляд, социальное окружение, а в частности, сверстники подростка, в первую очередь, способствуют становлению и развитию социальной идентичности. В общении с ними ребенок познает различные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Слабые социальные связи сверстниками или отсутствие таких связей могут привести к тому, что у подростка не сформируются необходимые социальные навыки взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к отклонению в его поведении.

Для изучения сформированности социальной идентичности подростков нами было проведено исследование среди учащихся 13–14 лет МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области в количестве 20 человек.

В целях диагностики нами были выбраны следующие методики: «Социометрия» Дж. Морено, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

В ходе социометрического исследования мы выяснили, что среди учащихся к ярко выраженным «лидерам» относятся 2 подростка (8 %), 5 подростков (20 %) имеют статус «предпочитаемых». С такими ребятами охотно общаются одноклассники, прислушиваются к их советам, стараются приглашать в свою компанию. Большинство «принятых» подростков — 11 человек (44 %) не оказывают существенного влияния на отношения в классе, чаще они подчинены влиянию «лидеров» и «предпочитаемых». В то время, как «непредпочитаемыми» и «отвергнутыми» среди испытуемых оказались 7 подростков (28 %), которые часто терпят постоянные насмешки и пренебрежение, что не дает им возможности проявить свои способности и наладить прочные отношения с одноклассниками. Данные результаты свидетельствуют о том, что у половины учащихся данной группы социальная идентичность сформирована слабо.

Анализ полученных результатов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири показал, что эгоистичный тип межличностных отношений типичен для 5 подростков (20 %). Такие подростки стремятся быть над всеми, но одновременно и в стороне от всех. Им свойственны самовлюбленность, расчетливость, хвастливость, заносчивость. Возникающие трудности преимущественно перекладывают на окружающих. У 7 подростков, что составляет 28 % класса, выявлен агрессивный тип межличностных отношений, для которого характерны прямолинейность, непримиримость, раздражительность, склонность во всем обвинять окружающих. 4 подростка (16 %) в отношениях с окружающими авторитарны. Они энергичны, уверены в себе, упорны и настойчивы, любят давать советы, требуют к себе уважения. Также среди испытуемых у 7 подростков выявлен зависимый тип межличностных отношений (28 %), в которых они не проявляют своего характера, их поведение часто зависит от поведения окружающих. Подозрительность, характеризующаяся стремлением держаться отдельно от сверстников, выявлена у 2 подростков (8 %). Такие результаты свидетельствуют о том, что наиболее часто встречаемыми типами межличностных отношений в данной группе учащихся являются агрессивный и зависимый, которые, на наш взгляд, мешают формированию социальной идентичности подростков.

Анализ результатов исследования терминальных ценностей по методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича показал, что наибольшее значение подростки придают таким ценностям, как, активная деятельная жизнь (24 %), здоровье (56 %), любовь (36 %), свобода (32 %), счастье (44 %), уверенность (32 %). Наличие хороших друзей (20 % класса) и развитие (20 %) считаются важными ценностями, но число подростков, считающих так, сравнительно невелико. Малозначимыми ценностями были признаны: красота (12 %), удовольствия (16 %), счастье других (8 %) и творчество (16 %). Эти ценности многими подростками ставились на последнее место.

Такие результаты свидетельствуют о том, что учащиеся не рассматривают данные ценности как ориентиры своего ближайшего развития.

Анализ результатов исследования по инструментальным ценностям показал, что наиболее значимыми являются такие ценности, как воспитанность (36 %), образованность (56 %), ответственность (40 %), честность (48 %). Меньшее число выборов получили независимость (20 %) и широта взглядов (12 %), однако эти ценности также попали в число приоритетных. Низкой значимостью обладают: высокие запросы (16 %), нетерпимость к недостаткам других (16 %) и чуткость (8 %).

По результатам данной методики можно сделать вывод, что позиция подростков по отношению к социально-значимым ценностям является неустойчивой, поэтому в классе достаточно много подростков, не придающих таким ценностям первостепенное значение, что говорит о слабой сформированности социальной идентичности.

Подводя итоги, важно отметить, что важнейшим аспектом существования человека является проблема самоопределения, самоидентификации, причастности к другим. На протяжении всей жизни человек отождествляет себя с разнообразными социальными группами по разнообразным признакам, что выступает основой социального взаимодействия.

Результаты современных исследований позволяют говорить о том, что относительного пика своего развития социальная идентичность достигает в подростковом возрасте. В этот период происходит активное осмысление подростком своей жизни в целом и своего места в системе общественных отношений в частности. На формирование социальной идентичности подростков влияют несколько факторов, самым важным из которых, на наш взгляд, является взаимодействие со сверстниками.

Из полученных результатов проведенного исследования было обнаружено, что социальная идентичность у подростков сформирована слабо. Главными проблемами в подростковой среде оказались недостаточно развитая способность к установлению и поддержанию контактов, неумение подростков подчеркнуть свою индивидуальность конструктивными способами.

Изучение проблем формирования социальной идентичности подростков имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций и программы работы педагога-психолога по развитию социальной идентичности подростков.

Литература:

  1. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2000. — 688 с.
  2. Малеев А. Л. Особенности становления социальной идентичности в подростковом возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20377687. Дата обращения (17.03.2016).
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 688 с.
  4. Хрусталева В. В. Особенности социальной идентичности подростков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpsu.ru/sites/default/ files/files/pub/actual_probl_n4_14site.pdf. Дата обращения (17.03.2016).
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта: 2006. — 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle