Библиографическое описание:

Балхаснаева В. М. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1170-1173.



В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.

Ключевые слова: народная культура, дошкольный возраст, приобщение к народной культуре, культура бурятского народа, традиции

Одной из характерных черт современности является стремление народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность своей традиционной культуры, особенностей своего менталитета, национального психологического склада, вписать новые страницы в этническую историю своего народа и мирового сообщества в целом. Это обусловлено тем, что мировые процессы интеграции, смешения культур, неустойчивости системы ценностей усиливают процесс отхождения от родной культуры.

Народную культуру невозможно рассматривать с какой-то одной стороны, поскольку она выступает как многоаспектный феномен. В нее включают не только обычаи, традиции, предметы культуры определенного народа, но и особенное миросозерцание и миропонимание каждого народа, которые представляют собой в целом духовность. Именно духовность выступает как одна из значимых черт народной культуры.

С одной стороны дошкольный возрастной период является сенситивным для формирования у детей духовно-нравственных представлений, эмоционально-ценностного отношения к культуре своего народа, чувства принадлежности к своему народу как будущего гражданина своей страны, но, с другой стороны, проведение несистематической, несодержательной работы по приобщению детей к народной культуре именно в данном возрасте приводит к трудностям воспитания духовно-нравственных представлений, эмоционально-ценностного отношения к культуре своего народа в последующие годы.

Приобщение ребёнка к народной культуре для современного дошкольного образования является одним из приоритетных направлений. Как отмечают исследователи, в ходе приобщения ребенка к народной культуре происходит не только ознакомление детей с традициями, обычаями, фактами, опытом заложенными в народной культуре, но и формирование положительного отношения к ней, ценностного отношения.

А. И. Перанова, Л. А. Хлынова процесс приобщения к культуре рассматривают как процесс, в ходе которого происходит принятие и усвоение культурных норм, традиций, обычаев, характерных для какой-то конкретной общности. Приобщение к народной культуре является более узким аспектом, чем приобщение к культуре в целом [5,8].

По мнению А. А. Гаспаринской, одной из ключевых ролей в приобщении к народной культуре в любой этнической общности играет семья. Она представляет собой социальную микроструктуру, в которой преломляются все изменения, происходящие в обществе, особенности технических процессов, в которой осуществляется передача культурных традиций. В соответствии с этим, в изучении бурятской народной культуры важное место также отводится традициям устройства семьи и особенности семейного воспитания [3].

Как отмечает К. Д. Басаева, семейные отношения и бурят проникнуты строго патриархальными началами. Муж выступает как глава семьи, хозяин, отец, распорядитель. Он в значительной степени распоряжается личностями членов семьи и общесемейным имуществом. Остальные члены семьи традиционно должны были беспрекословно подчиняться главе семьи. Эта функция связана с честью, мужчина, являясь надёжной опорой для семьи, своих родителей и детей, выступает как главная авторитетная фигура [1].

К. М. Герасимова, Г. Р. Галданова указывают, что исторически так сложилось, что в бурятской семье мужчина должен был обладать девятью доблестями: умением стрелять из лука, ездить верхом на лошади, навыками в нескольких ремёслах и т. д. Мужчины выполняли самые трудные работы и по мере своего старения отец передавал фактическое главенство семьи своему сыну. Мать семейства, то есть жена, играла роль в решении таких вопросов как выдача дочерей замуж, женитьба сына, покупка больших вещей, продажа скота и т. д. [4].

Официально женщина никогда не являлась главой семьи, основные её заботы были связаны с семьёй, уходом за детьми, за жилищем, за животными. В отношении детей процесс воспитания выстраивался у бурят так, что они не баловали детей, не любили капризных детей, потому что они вырастали эгоистами, не приспособленными к суровым условиям жизни. В детях воспитывали трудолюбие, выносливость, самостоятельность и навыки трудовой деятельности. Одним из основополагающих в бурятской культуре является отношение к труду. Труд рассматривается как источник жизни, поэтому воспитание детей с самого раннего возраста заключалось в приучении их к выполнению несложной работы. Буряты чётко чтили традиции и обычаи своего народа. Основой нравственного воспитания в семье являлось внушение детям почтительного отношения и не только к своим родным, но и ко взрослым.

Ж. Т. Тумунов указывает, что испокон веков у бурят культивировалось уважение друг к другу, независимо от имущественного состояния и родовой принадлежности, запрещалось унижение достоинства. Почитание родителей являлось также основополагающим в бурятской культуре и традициях. Поведение противоправное всегда осуждалось, важное значение имела семейственность, знание и уважение своих предков [6].

Данные особенности культуры бурятского народа нашли выражение в традициях, обрядах, народных играх. Именно поэтому приобщение детей бурятской национальности к народной культуре должно уделять большое внимание именно вопросам формирования уважительного отношения к своей семье, изучению семейных традиций.

В современных бурятских семьях особенности воспитания отличаются от традиционного воспитания. В настоящее время многие бурятские семьи отошли от национальных традиций и обычаев, многие не знают родного языка, у детей нет прежнего беспрекословного послушания старших. Именно поэтому сохранение традиций путём приобщения к культуре бурятского народа имеет очень важное значение и рассматривается как необходимая составляющая регионального компонента этнического воспитания.

Организация процесса приобщения к бурятской народной культуре, как и к другой культуре, для детей во многом связано с теми методами, приёмами и формами работы, которые могут быть использованы в старшем дошкольном возрасте исследователи отмечают, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами часто связаны с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому в работе необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, наглядные предметы, материалы и т. д.

Большую роль в приобщении к народной культуре играют средства и методы народной педагогики. Народная педагогика представляет собой исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, который первоначально передавался от поколения к поколению в устной форме, а затем фиксировался в письменных памятниках в виде фольклора, в сказках, поговорках, загадках.

Средства народной педагогики, такие как сказки, загадки, потешки, пословицы, обладают значительным воспитательным и развивающим потенциалом. В частности, как считает Г. И. Батурина, в произведениях народной педагогики заложены такие образы и модели их поведения, которые помогают ребенку снимать нервное напряжение, преодолевать страхи, поддерживать положительное и радостное настроение. Народное искусство помогает ребенку развивать творческую деятельность [2].

Устное народное творчество является большой педагогической ценностью, которая заключается в единстве познавательного, эстетического и нравственного развития детей. Познавательное значение фольклора заключается в том, что благодаря ему ребенок познает особенности реальной жизни, получает знания об истории народа, о жизни и труде. Эстетическое значение заключается в том, что все фольклорные произведения являются произведением искусства, отличаются высоким поэтическим мастерством.

В старшем дошкольном возрасте дети испытывают большой интерес и любовь к сказкам, поэтому приобщение к народной культуре может выстраиваться на основе использования сказок. Основным условием развития этнической идентичности также является приобщение детей к устному народному творчеству, именно к народной сказке, в которой отражены культурно-духовные ценности этноса в выразительной, естественной и доступной для их возраста форме.

Кроме сказок важнейшими средствами народной педагогики, позволяющими эффективно осуществлять процесс приобщения к народной культуре, являются пословицы, поговорки, потешки, песенки и т. д. В процессе знакомства с народной культурой ребёнок усваивает различные её стороны.

Еще одним средством приобщения детей к народной культуре может выступать музыка. Об этом говорит такой исследователь как А. И. Перанова. Автор объясняет это тем, что в ней заложены чувства, различные образы эмоциональных состояний человека [5]. В связи с этим, музыка является средством формирования эмоциональной сферы дошкольников, а также мироощущения и мировоззрения, которые отражаются в действиях и поступках детей. Т. е., через развитие чувств и эмоций детей музыка положительным образом воздействует на их поведение. В этом смысле народная музыка наиболее близка детям. С самого раннего детства дети слышат колыбельные, потешки, прибаутки. Они служат детям в роли своеобразного способа взаимодействия друг с другом, общения, развития интереса друг к другу [5].

Так, например, Э. Р. Тюлепаева обращает внимание на народные загадки. По мнению автора, они помогают не только развивать ум детей, умение замечать красоту народного языка, но и воздействуют на нравственную сферу детей. Кроме загадок Э. Р. Тюлепаева эффективными средствами народного воспитания называет ознакомление детей с традициями своего народа, его обрядами, а также традиционными играми [7].

В дошкольном возрасте, согласно программам обучения и воспитания, ознакомление с народной культурой включает разделы, связанные с изучением своей семьи, своего рода, изучением исторического прошлого своего народа, формированием положительного отношения к людям, традициям и обычаям своего народа. Исследователи отмечают, что эффективность процесса приобщения к народной культуре зависит от учёта ряда принципов:

  1. Принцип позитивного центризма — построение содержания процесса образования с учетом тех знаний, которые актуальны для детей определенного периода дошкольного детства;
  2. Обеспечение непрерывности и преемственности педагогического процесса.
  3. Организация дифференцированного подхода
  4. Учет индивидуальных, психологических особенностей детей, их интересов при построении содержания образовательного процсса;
  5. Рациональное сочетание разных видов деятельности.
  6. Адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  7. Деятельностный подход.

Основной формой организации процесса приобщения к народной культуре могут выступать тематические занятия. При организации таких занятий важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Для этого необходимо использовать приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Также в рамках данных занятий целесообразно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна неустойчивость интересов, утомляемость, поэтому для их предупреждения важно правильно организовывать процесс. С учётом того, что в старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то применение игры в разных её формах также выступает как одно из эффективных средств приобщения к народной культуре. Могут использоваться игры ролевые, подвижные, дидактические и т. д.

Как отмечают Л. А. Хлынова, О. Л. Князева, важно, чтобы выбор форм и средств работы педагог осуществлял на основе творческого подхода и учитывал то, что данный материал не включён в жизненный опыт ребёнка, ему трудно представить многие вещи и поэтому они должны быть подкреплены практическим и наглядным опытом [8].

Таким образом, на основе проведенного анализа мы выделили ряд педагогических условий, имеющих важное значение в процессе приобщения к культуре бурятского народа: отбор содержания на основе бурятских традиций, истории; учет возрастных особенностей детей при выборе форм и методов работы; использование разнообразных средств народной педагогики; взаимодействие с семьей.

Литература:

  1. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. — Улан-Удэ, 1991.192с.
  2. Батурина Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для педагогов, воспитателей, методистов. М.: Школьная пресса, 2008. 142 c.
  3. Гаспринская А. А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования // Труды СПбГУКИ. 2013. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-traditsionnoy-narodnoy-kulture-v-uchrezhdeniyah-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.11.2015).
  4. Герасимова К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят.Улан-Удэ, 2005. 162 с.
  5. Перанова А. И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и истории родного края // Система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам: материалы V Нижегор. Рождеств. образоват. чтений, 21 янв. 2011 г. -Н. Новгород, 2011. С. 65–69
  6. Тумунов Ж. Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита, 2008. С.56,58.
  7. Тюлепаева Э. Р. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре родного края // Вестник ЧГПУ. 2010. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-natsionalnoy-kulture-rodnogo-kraya (дата обращения: 05.11.2015).
  8. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С. 78–84.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle